logo
Rock14 (2) / Rock14

5. Мотив смерти, самоубийства

Как выход из того положения, в котором очутился мир на рубеже веков, декаденты рассматривают смерть, в том числе и самоубийство. «В связи с тезисом о бессмысленности жизни декадентская литература уделяет особое внимание теме убийства и самоубийства… Чаще всего убийство и самоубийство – плата за духовное освобождение героя»357.

Обращение к теме смерти мы встречаем и в рассматриваемых альбомах.

У «Агаты Кристи» эта тема решается вполне в декадентской традиции. Так, например, в песне «Мотоциклетка» смерть – это нечто вроде новой религии, это новая вера, в которую переходит персонаж:

Меня не будет завтра

Тебя не будет завтра

Всех нас не будет завтра

Сегодня или завтра

Особенно явно тема смерти раскрыта в песне «Кошка». Тотальное равнодушие лирических персонажей к миру и к самим себе приводит к тому, что смерть уже не воспринимается как зло, у них больше нет страха смерти; лирический герой не чувствует сожаления, «кошка» не чувствует боли. Смерть рассматривается как болезнь, которая неизбежна и которая знаменует конец любой жизни. Всё, что чувствуют персонажи песни, – скука и усталость. Тем не менее смерть в этой песне представлена сродни сну («Спи спокойно Бог с тобою»). Кроме того смертью «больна» кошка – а как известно, у кошки девять жизней. Смерть в данном случае можно рассматривать, с одной стороны, как переход в новую жизнь, а с другой, как смерть, усиленную девятикратно. И подчёркнуто натуралистичная концовка песни говорит именно в пользу второго варианта.

Тема самоубийства осмыслена в этом альбоме «Агаты Кристи» иронично358:

На патефон поставлю пластинку

И застрелюсь под музыку Стинга

We`ll be together tonight

«Декаданс»

Тем не менее декадентская традиция соблюдается и в данном случае.

У «Пикника» тема смерти и самоубийства, конечно же, присутствует. Однако решение её не так однозначно вписывается в традицию декаданса, как у «Агаты Кристи».

В композиции «Гильотины сеченье, веревки петля» мы тоже видим ироничное переосмысление традиции декаданса:

Вот тебе и лечение –

Грусть-тоску утолят

Гильотины сечение

И веревки петля.

Для тех, кто «шёл по углям», смерть не имеет значения. Лекарство от скуки этого мира – смерть, а точнее казнь. Однако вряд ли есть смыл говорить, что в этом тексте мотив «смерть как выход» признаётся аксиомой. В конструкциях фраз можно увидеть скорее иронию, чем абсолютное признание смерти как единственной возможности избавиться от бессмысленности жизни.

Мотив самоубийства возникает в песне «За пижоном пижон»:

Это твой город –

Ближе неба асфальт,

Что ещё проще,

Чем взять и упасть?

Идея довольно проста: проще покончить с собой, чем выйти за пределы обычного мира, гибельного мира города. Однако идея самоубийства в данном случае не постулируется. Она звучит только в вопросе. Таким образом, можно сказать, что лирический герой, понимая, что есть более простой путь выйти из враждебного мира (самоубийство), выбирает тем не менее другой путь, хотя и нельзя сказать, что этот путь такой уж правильный, например, с точки зрения романтизма.

Определённые намеки на самоубийство присутствуют и в песне «Вплети меня в своё кружево»:

Бежит капелька за капелькой,

На руке оставив след,

Чем тебе не украшение,

Не рубиновый браслет.

Нельзя сказать, что речь здесь идёт явно о самоубийстве. Возникает вполне классическая ассоциация «вскрытые вены – рубиновый браслет». Однако в предыдущем куплете речь идёт о том, что персонажи песни «в кровь царапают лицо», поэтому можно сказать, что песня в целом связана, скорее всего, с моментами страсти, любви («за такие за мгновения всё отдашь в конце концов»), а всё-таки не с самоубийством.

В традиционном ключе мотив самоубийства затронут только в песне Алины Шклярской «Трилогия»:

Оторвал два крыла,

И упал, как стрела.

Это уже сознательный отказ от своей сущности, чем, собственно, и является самоубийство.