Двойной котрапункт децимы
Противоположная перестановка двух голосов на интервалы, в сумме составляющие дециму, называется двойным контрапунктом децимы. Jv=-9, Jv=-16, Jv=-23
Качественная сторона интервалов первоначального соединения в большинстве случаев меняется в производном. В двойном контрапункте децимы все совершенные консонансы превращаются в несовершенные и наоборот.
Вывод:
1 В дв. контрапункте децимы невозможно как прямое движение голосов вообще, так и параллельное движение в частности.(т.к.параллельное движение несовершенными консонансами в первоначальном соединении дает параллельное движение совершенных консонансов в производном).
2 Внутри первоначального соединения должны по возможности равномерно чередоваться совершенные и несовершенные консонансы
3 Кварта как задержание на сильной доле употребляется только с диссонирующим звуком в нижнем голосе (т.к. в производном соединении дает септиму с постоянным диссонирующим звуком в верхнем голосе).
4 Нона при Jv=-9 в производном соединении дает секунду, поэтому в ноне задерживается только верхний голос. При Jv=-16, Jv=-23 зти ограничения отпадают.
Иногда встречаются случаи двойного контрапункта, когда одно первоначальное соединение позволяет извлечь из него несколько производных соединений при различных JJv. При этом необходимо учитывать ограничения, которые налагает на интервалы каждый из данных показателей.
Методика трех строк
Данная мелодия записывается на двух строчках одновременно со сдвигом на заданный интервал. Новая мелодия присочиняется одновременно к обоим вариантам первой мелодии и пишется на третьей строчке Т. о.,любую из пар мелодий мы можем считать первоначальным соединением, другая пара будет производным соединением.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Что называется показателем вертикально-подвижного контрапункта
2. Правила применения интервалов в двойном контрапункте октавы
3. Что называется двойным контрапунктом децимы
4. Правила применения интервалов в двойном контрапункте децимы
5. Что называется двойным контрапунктом дуодецимы
6. Правила применения интервалов в двойном контрапункте дуодецимы
- Мелодия строгого письма
- Простой контрапункт в двухголосии.
- Технические приемы построения двухголосных соединений.
- Применение диссонансов
- Вертикально-подвижной контрапункт
- Цифровое обозначение интервалов
- Показатель вертикального контрапункта
- Двойной контрапункт октавы
- Правила применения интервалов
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Двойной котрапункт децимы
- Горизонтально-подвижной контрапункт
- Обратимый контрапункт
- Имитация в двухголосии.
- Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
- Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
- Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда.
- Простой контрапункт в трехголосии
- Имитация в трехголосии
- Каноническая имитация
- Методические указания
- Ритмические условия вступления ответа
- Противосложение
- 1. Сочинять противосложения (удержанное и неудержанное) к собственным темам и к темам, предложенным в учебнике.
- 2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
- Строение интермедии
- 1.Сочинить к двум темам, над которыми начата работа (написаны ответы и противосложения), интермедии, построив их:
- 2. Проанализировать интермедии в фугах: c/I, Cis/II, e/I Экспозиция трехголосной фуги на одну тему
- 1 . Составить план экспозиции трехголосной фуги, имея в виду те темы, к которым сочинены ответ с противосложениями и интермедии.
- 2. Сочинить экспозицию по этому плану.
- 3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
- 1. Проанализировать средние части фугE/I, b/I, h/I, f/II.
- 2. Сделать каноническую обработку тех тем, на которые сочиняете фуги. Заключительная часть фуги