logo
лекции по полиф

Горизонтально-подвижной контрапункт

Подвижной контрапункт, в котором производные соединения являются результатом изменений во времени вступления голосов (т.е результатом перестановок неизменяемых голосов по горизонтали), называется горизонтально-подвижным контрапунктом (заданная мелодия пишется на первой строчке, затем эта же самая мелодия переносится на другую строчку со сдвигом во времени). Вдвойне- подвижной контрапункт предполагает сдвиг по времени и по высоте.

Техника сочинения

На одной из трех нотных строчек пишется мелодия данного голоса. Затем на другой строчке выписывается зтот же голос , но, например, двумя тактами позже( в соответствии с заданным интервалом сдвига). Следует отметить, что чем больше консонирующих интервалов содержит вспомогательный мнимый канон, тем легче будет сочинение второго голоса. После того, как написан мнимый канон, на оставшейся третьей строчке пишется второй голос. На протяжении первых двух тактов он сочиняется как контрапункт к соответствующему участку данного голоса. В последующих же тактах контрапунктирующий голос необходимо сочинять с таким расчетом, чтобы в любой момент он образовывал правильное соединение с каждым из двух голосов мнимого канона.

Если все выполнено, то вновь сочиненный голос вместе с начальным голосом мнимого контрапункта составляет первоначальное соединение, этот же голос вместе со вторым голосом мнимого канона составляет производное соединение.

Сдвиг делается в соответствии с определенным видом контрапункта: при размере 4/2 целесообразно пользоваться горизонтальными сдвигами только кратными полутакту ( полтакта, такт, полтора такта, 2 такта), при заданной мелодии с размером 3/2 сдвиги следует применять только кратными целому такту.