Горизонтально-подвижной контрапункт
Подвижной контрапункт, в котором производные соединения являются результатом изменений во времени вступления голосов (т.е результатом перестановок неизменяемых голосов по горизонтали), называется горизонтально-подвижным контрапунктом (заданная мелодия пишется на первой строчке, затем эта же самая мелодия переносится на другую строчку со сдвигом во времени). Вдвойне- подвижной контрапункт предполагает сдвиг по времени и по высоте.
Техника сочинения
На одной из трех нотных строчек пишется мелодия данного голоса. Затем на другой строчке выписывается зтот же голос , но, например, двумя тактами позже( в соответствии с заданным интервалом сдвига). Следует отметить, что чем больше консонирующих интервалов содержит вспомогательный мнимый канон, тем легче будет сочинение второго голоса. После того, как написан мнимый канон, на оставшейся третьей строчке пишется второй голос. На протяжении первых двух тактов он сочиняется как контрапункт к соответствующему участку данного голоса. В последующих же тактах контрапунктирующий голос необходимо сочинять с таким расчетом, чтобы в любой момент он образовывал правильное соединение с каждым из двух голосов мнимого канона.
Если все выполнено, то вновь сочиненный голос вместе с начальным голосом мнимого контрапункта составляет первоначальное соединение, этот же голос вместе со вторым голосом мнимого канона составляет производное соединение.
Сдвиг делается в соответствии с определенным видом контрапункта: при размере 4/2 целесообразно пользоваться горизонтальными сдвигами только кратными полутакту ( полтакта, такт, полтора такта, 2 такта), при заданной мелодии с размером 3/2 сдвиги следует применять только кратными целому такту.
- Мелодия строгого письма
- Простой контрапункт в двухголосии.
- Технические приемы построения двухголосных соединений.
- Применение диссонансов
- Вертикально-подвижной контрапункт
- Цифровое обозначение интервалов
- Показатель вертикального контрапункта
- Двойной контрапункт октавы
- Правила применения интервалов
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Двойной котрапункт децимы
- Горизонтально-подвижной контрапункт
- Обратимый контрапункт
- Имитация в двухголосии.
- Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
- Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
- Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда.
- Простой контрапункт в трехголосии
- Имитация в трехголосии
- Каноническая имитация
- Методические указания
- Ритмические условия вступления ответа
- Противосложение
- 1. Сочинять противосложения (удержанное и неудержанное) к собственным темам и к темам, предложенным в учебнике.
- 2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
- Строение интермедии
- 1.Сочинить к двум темам, над которыми начата работа (написаны ответы и противосложения), интермедии, построив их:
- 2. Проанализировать интермедии в фугах: c/I, Cis/II, e/I Экспозиция трехголосной фуги на одну тему
- 1 . Составить план экспозиции трехголосной фуги, имея в виду те темы, к которым сочинены ответ с противосложениями и интермедии.
- 2. Сочинить экспозицию по этому плану.
- 3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
- 1. Проанализировать средние части фугE/I, b/I, h/I, f/II.
- 2. Сделать каноническую обработку тех тем, на которые сочиняете фуги. Заключительная часть фуги