logo
лекции по полиф

Простой контрапункт в трехголосии

Три мелодии, сочетающиеся одновременно, создают три пары голосов.

Правила простого контрапункта в трехголосии:

Нельзя

1 Совершенные консонансы, образуемые одной из пар голосов, могут быть использованы не только в начале и в конце построения, но и внутри него, если третий голос составляет несовершенный консонанс по отношению к одному или двум другим голосам

2 Прямое движение к совершенным консонансам относится лишь к крайним голосам, особенно когда содержится скачок к совершенному консонансу в верхнем голосе.

3 Заключительное созвучие построения не должно быть секстаккордом

4 Уменьшенное трезвучие не употребляются

Можно

1 Несовершенные консонансы с удвоением одного из звуков используется неограниченно

2 Секстаккорды и их параллельное движение (в количестве 2-х, 3-х).

2 Допустимы двойные приготовленные задержания, которые могут разрешаться неодновременно.

3 64-аккорд диссонирует, поэтому может применен как на сильном времени как задержание, или на слабом времени как проходящий при косвенном движении

4 В двух верхних голосах кварта, входящая в состав 6-аккорда, консонирует , а образуемая при участии нижнего голоса –диссонирует ( образует 64-аккорд), и взятая на сильном времени требует приготовления.

5 Использование двойных диссонансов можно разрешать поочередно. Двойное задержание, как и двойные проходящие и вспомогательные звуки между собой консонируют.

Сложный контрапункт в трехголосии. Тройной контрапункт октавы.

В тройном контрапункте октавы все три пары голосов сочинены с учетом всех ограничений, связанных с показателем двойного контрапункта октавы. Такое трехголосие дает 5 производных соединений:

Первоначальное Производные

a b a c c b

b a c b a c

c c b a b a

Правила тройного контрапункта октавы

1. Крайняя пара голосов первоначального соединения в тройном контрапункте октавы сочиняется при Jv=-14, Jv=-21

2. нона диссонирует и разрешается в нижнем голосе

3. нельзя применять свободно взятые полное трезвучие или 6-аккорд; их квинтовый звук вводится лишь при условии обращения с ним как с диссонансом ( в противном случае в производном соединении появятся свободные 64-аккорды)

4. нельзя допускать перекрещивания.