Простой контрапункт в трехголосии
Три мелодии, сочетающиеся одновременно, создают три пары голосов.
Правила простого контрапункта в трехголосии:
Нельзя
1 Совершенные консонансы, образуемые одной из пар голосов, могут быть использованы не только в начале и в конце построения, но и внутри него, если третий голос составляет несовершенный консонанс по отношению к одному или двум другим голосам
2 Прямое движение к совершенным консонансам относится лишь к крайним голосам, особенно когда содержится скачок к совершенному консонансу в верхнем голосе.
3 Заключительное созвучие построения не должно быть секстаккордом
4 Уменьшенное трезвучие не употребляются
Можно
1 Несовершенные консонансы с удвоением одного из звуков используется неограниченно
2 Секстаккорды и их параллельное движение (в количестве 2-х, 3-х).
2 Допустимы двойные приготовленные задержания, которые могут разрешаться неодновременно.
3 64-аккорд диссонирует, поэтому может применен как на сильном времени как задержание, или на слабом времени как проходящий при косвенном движении
4 В двух верхних голосах кварта, входящая в состав 6-аккорда, консонирует , а образуемая при участии нижнего голоса –диссонирует ( образует 64-аккорд), и взятая на сильном времени требует приготовления.
5 Использование двойных диссонансов можно разрешать поочередно. Двойное задержание, как и двойные проходящие и вспомогательные звуки между собой консонируют.
Сложный контрапункт в трехголосии. Тройной контрапункт октавы.
В тройном контрапункте октавы все три пары голосов сочинены с учетом всех ограничений, связанных с показателем двойного контрапункта октавы. Такое трехголосие дает 5 производных соединений:
Первоначальное Производные
a b a c c b
b a c b a c
c c b a b a
Правила тройного контрапункта октавы
1. Крайняя пара голосов первоначального соединения в тройном контрапункте октавы сочиняется при Jv=-14, Jv=-21
2. нона диссонирует и разрешается в нижнем голосе
3. нельзя применять свободно взятые полное трезвучие или 6-аккорд; их квинтовый звук вводится лишь при условии обращения с ним как с диссонансом ( в противном случае в производном соединении появятся свободные 64-аккорды)
4. нельзя допускать перекрещивания.
- Мелодия строгого письма
- Простой контрапункт в двухголосии.
- Технические приемы построения двухголосных соединений.
- Применение диссонансов
- Вертикально-подвижной контрапункт
- Цифровое обозначение интервалов
- Показатель вертикального контрапункта
- Двойной контрапункт октавы
- Правила применения интервалов
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Двойной котрапункт децимы
- Горизонтально-подвижной контрапункт
- Обратимый контрапункт
- Имитация в двухголосии.
- Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
- Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
- Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда.
- Простой контрапункт в трехголосии
- Имитация в трехголосии
- Каноническая имитация
- Методические указания
- Ритмические условия вступления ответа
- Противосложение
- 1. Сочинять противосложения (удержанное и неудержанное) к собственным темам и к темам, предложенным в учебнике.
- 2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
- Строение интермедии
- 1.Сочинить к двум темам, над которыми начата работа (написаны ответы и противосложения), интермедии, построив их:
- 2. Проанализировать интермедии в фугах: c/I, Cis/II, e/I Экспозиция трехголосной фуги на одну тему
- 1 . Составить план экспозиции трехголосной фуги, имея в виду те темы, к которым сочинены ответ с противосложениями и интермедии.
- 2. Сочинить экспозицию по этому плану.
- 3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
- 1. Проанализировать средние части фугE/I, b/I, h/I, f/II.
- 2. Сделать каноническую обработку тех тем, на которые сочиняете фуги. Заключительная часть фуги