logo
лекции по полиф

Имитация в двухголосии.

Имитацией называется прием изложения, состоящий в повторении каким-либо голосом мелодии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе.

Голос, начинающий имитацию, называется начальным голосом - пропостой .

Голос, повторяющий мелодию начального голоса, называется имитирующим голосом- риспостой

Имитации разделяются на простые и канонические (канонами).

В простой имитации имитирующий голос повторяет лишь ту начальную часть мелодии, которая звучала одноголосно, далее этот голос или свободно развивает мелодию, или паузирует.

В свою очередь, простые имитации могут быть без противосложения и с противосложением.

Противосложением называется та часть мелодии начального голоса, которая контрапунктирует имитирующему голосу.

В каноне имитирующий голос повторяет не только начальную часть мелодии, но и противосложение, т.е. имитация совершается непрерывно.

В имитации отмечаются три момента:

а) сторона (или направление) вступления имитирующего голоса - сверху или снизу

( имитация в верхний интервал или в нижний интервал)

в) интервал вступления (сдвиг по высоте)- им может быть интервал не более дуодецимы.

Сдвиг во времени между начальным и имитирующим голосом (или расстояние вступления)- он измеряется в долях такта (в основном, полутакт в размере 4/2 и целому такту для размера 3/2)

Виды имитации

Имитация в прямом движении - простая и каноническая, заключающие в себе точное повторение мелодии.

Имитация в обращении -имитирующий голос воспроизводит мелодию таким образом, что всем ходам мелодии вниз соответствуют ходы вверх ( и наоборот), на тот же интервал с точным сохранением ритма.

Имитация в увеличении - имитирующий голос проводит мелодию, увеличивая длительность каждого звука в одго и тоже число раз.

Имитация, совмещающая обращение с увеличением

Имитация в уменьшении - соответственно

Имитация в возвратном движении или ракоходная - повторяет мелодию от конца к началу.

Свободная, которая изменяет мелодические интервалы и отчасти ритм.

Ритмическая имитация - она сохраняет только ритм мелодии при произвольном мелодическом рисунке.

Тональная имитация, в которой происходит замена начального квинтового хода квартовым в риспосте.

Методические рекомендации по сочинению простых имитаций.

1. Сочиняется та часть мелодии начального голоса- до момента вступления имитирующего голоса (в соответствии с задуманным расстоянием во времени вступлений голосов).

2. Эта часть мелодии переносится в имитирующий гролос в соответствии с задуманным интервалом имитации или задуманным видом имитации (в обращении, в увеличении…).

3. К перенесенной части сочиняется противосложение в начальном голосе.

4. Оба голоса – начальный и имитирующий переходят в свободное контрапунктирующее изложение.

5. Сочиняется каденция.

Методические рекомендации по сочинению канонических имитаций.

1. Сочиняется та часть мелодии начального голоса- до момента вступления имитирующего голоса (в соответствии с задуманным расстоянием во времени вступлений голосов)- (А).

2. Эта часть мелодии переносится в имитирующий гролос в соответствии с задуманным интервалом имитации или задуманным видом имитации (в обращении, в увеличении…) (А1).

3. К перенесенной части сочиняется противосложение в начальном голосе. (В)

4. Сочиненное противосложение (В) преносится из начального в имитирующий голос (В1).

5. К нему пишется новое противосложение (С).

6. Которое также переносится в имитирующий голос и т. д.

7. Завершает каноническое построение каденция.

Форма письменных упражнений может быть разнообразной- краткие и довольно крупные построения. Рекомендуется пользоваться паузами, предшествующими вступлению в том или ином голосе второго, третьего и т. д. имитирующего материала.Голос, прерываемый паузами, должен включаться на сильном или относительно сильном времени, а последний звук должен быть достаточно длительным, образуя консонирующее созвучие с другим голосом.

Вопросы для самостоятельной работы

1 Что называется имитацией

2 Что называется пропостой

3 Что называется риспостой

4 Что называется противосложением

5 Что называется каноном

6 Имитация в прямом движении

7 Имитация в обращении

8 Имитация в увеличении

9 Имитация в уменьшении

10 Имитация в возвратном движении

11 Тональная имитация

12 Ритмическая и свободная имитации