3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
Основным признаком начала средней части фуги являетя сжатые проведения темы в побочных тоналностях. Но так как в средней части концентрируется разработочное развитие и в связи с этим увеличивается значение интермедий, то следует каждый раз верно оценивать интермедии, расположнные на гранях частей фуги.
Если интермедия, следуящая за экспозицией и предшествующая проведению темы или ответа в новой тональности, завершается заключительной каденцией, то ее необходимо отнести к экспозиции. При этом безразлично, в какой тональности сделана заключительная каденция.
В том случае если интермедия на грани частей модулирует, но не завершается заключительной каденцией, то она относится к средней части.
Надо помнить, что заключительная каденция является для средней части фуги редкостью.
Проведения темы в ноаых тональностях встречаются групповые и одиночные.
В этом отношении, как и в количестве проведений темы, в средней части наблюдается абсолютная свобода.
Возможны следующие варианты: средняя часть построена на имитационных проведениях и развитии отрывков темы, являясь как бы большой интермедией (F/II, тт 25-51), интермедия в средней части подводит к проведению темы в тональности субдоминанты или тонической параллели , после этого следует интермедия, окончание которой модулирует в основную тональность, подготавливает заключительную часть фуги (Fis/I),
Средняя часть может состоять из нескольких групп проведения темы. Все проведения даются в побочных тональностях(g/I)
Тональные планы средних частей
1.В задачах не следует выходить за пределы тональностей первой степени родства. Чем крупнее произведение, тем чаще встречается выход за пределы первой степени родства.
Порядок введения родственных тональностей в средней части фуги неограничен, но существуют определенные закономерности .Так, в мажорных фугахпроведения в средней части (групповые или одиночные) чаще начинаются в тональностяхYI, III ступеней, субдоминантовые же проведения либо отодвигаются ближе к концу, либо приберегаются для заключительной части фуги. Внутри группы солюдаются обычно кварто-квинтовые соотношения между тональностями.
В минорных фугах начальное проведение в средней части нередко проходит в параллельном мажоре или в тональностяхYI, YIIступеней.(c/I, g/I, f/I, b/I,cis/II, e/II, f/Ii,g/II)
При выборе тональностей для проведения темы в средней части нужно учитывать планировку кульминационного проведения Кульминация может достигаться и в интермедии.
2. Тональные планы интермедий. Они тесно связаны с планом проведений темы (т.к интермедии располагаются между проведениями темы).Как бы не была значительна интермедия с точки зрения тематического развития, за ней всегда сохраняется подготовка тональности следующего проведения. Тональность всегда основательно подготавливается в том случае, если в интермедии будут затронуты тональности, родственные подготавливаемой, но не родственные между собой (S, D подготавливаемой тональности)
Стретта- каноническая разработка темы
Задание:
- Мелодия строгого письма
- Простой контрапункт в двухголосии.
- Технические приемы построения двухголосных соединений.
- Применение диссонансов
- Вертикально-подвижной контрапункт
- Цифровое обозначение интервалов
- Показатель вертикального контрапункта
- Двойной контрапункт октавы
- Правила применения интервалов
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Двойной котрапункт децимы
- Горизонтально-подвижной контрапункт
- Обратимый контрапункт
- Имитация в двухголосии.
- Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
- Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
- Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда.
- Простой контрапункт в трехголосии
- Имитация в трехголосии
- Каноническая имитация
- Методические указания
- Ритмические условия вступления ответа
- Противосложение
- 1. Сочинять противосложения (удержанное и неудержанное) к собственным темам и к темам, предложенным в учебнике.
- 2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
- Строение интермедии
- 1.Сочинить к двум темам, над которыми начата работа (написаны ответы и противосложения), интермедии, построив их:
- 2. Проанализировать интермедии в фугах: c/I, Cis/II, e/I Экспозиция трехголосной фуги на одну тему
- 1 . Составить план экспозиции трехголосной фуги, имея в виду те темы, к которым сочинены ответ с противосложениями и интермедии.
- 2. Сочинить экспозицию по этому плану.
- 3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
- 1. Проанализировать средние части фугE/I, b/I, h/I, f/II.
- 2. Сделать каноническую обработку тех тем, на которые сочиняете фуги. Заключительная часть фуги