logo
лекции по полиф

Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.

1. Число разделов равно числу голосов канона.

2. Канон может быть начат любым из составляющих голосов.

3. Эти разделы Б А представляют собою непосредственно премыкающие друг к другу

А1 Б1

первоначальное и производное соединение в двойном контрапункте.

В условиях двухголосного бесконечного канона первого разряда каждый из двух голосов первоначального соединения в производном соединении перемещается на один и тот же интервал (т.е. vI=vII), равный интервалу имитации в данном каноне. Обозначив этот интервал буквой m с отрицательным знаком, выведем формулу Jv=vI+vII=(-m)+(-m)=-2m.

Показатель двойного контрапункта в бесконечном каноне первого разряда равен удвоенной величине интервала имитации с отрицательным знаком.

1. Jv- всегда четное число (-14:-18: -16).

2. В качестве интервала имитации надо выбирать только те интервалы, которые составляют половину четного числа, означающего показатель двойного контрапункта октавы, децимы, дуодецимы. Т. о. двухголосные каноны первого разряда следуют писать лишь в верхнюю или нижнюю октаву, децимы, нону.

Например, требуется написать двухголосный бесконечный канон первого разряда с интервалом имитации, равным дециме, и с расстоянием во времени, равным одному такту.

1. В начале пишется часть начального голоса-А (Р)-один такт, сразу переносим его на дециму вверх в имитирующий голос-А1 (R), в такте 3 начального голоса повторяется часть А (IIР).

2. Сочиняем противосложение – В, контрапунктирующее А1 в условиях двойного контрапункта дуодецимы и следя за тем, чтобы оно плавно соединялось с началом повторяемого в следующем такте раздела А.

3. Если конец В хорошо соединен с началом А, а двухголосное соединение А1

В

соответствует требованиям двойного контрапункта дуодечимы, то сочинение канона закончено.

4. Перенести противосложение В в имитирующий голос В1.

5. Заключить в знаки репризы такты 2 и 3.