Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
1. Число разделов равно числу голосов канона.
2. Канон может быть начат любым из составляющих голосов.
3. Эти разделы Б А представляют собою непосредственно премыкающие друг к другу
А1 Б1
первоначальное и производное соединение в двойном контрапункте.
В условиях двухголосного бесконечного канона первого разряда каждый из двух голосов первоначального соединения в производном соединении перемещается на один и тот же интервал (т.е. vI=vII), равный интервалу имитации в данном каноне. Обозначив этот интервал буквой m с отрицательным знаком, выведем формулу Jv=vI+vII=(-m)+(-m)=-2m.
Показатель двойного контрапункта в бесконечном каноне первого разряда равен удвоенной величине интервала имитации с отрицательным знаком.
1. Jv- всегда четное число (-14:-18: -16).
2. В качестве интервала имитации надо выбирать только те интервалы, которые составляют половину четного числа, означающего показатель двойного контрапункта октавы, децимы, дуодецимы. Т. о. двухголосные каноны первого разряда следуют писать лишь в верхнюю или нижнюю октаву, децимы, нону.
Например, требуется написать двухголосный бесконечный канон первого разряда с интервалом имитации, равным дециме, и с расстоянием во времени, равным одному такту.
1. В начале пишется часть начального голоса-А (Р)-один такт, сразу переносим его на дециму вверх в имитирующий голос-А1 (R), в такте 3 начального голоса повторяется часть А (IIР).
2. Сочиняем противосложение – В, контрапунктирующее А1 в условиях двойного контрапункта дуодецимы и следя за тем, чтобы оно плавно соединялось с началом повторяемого в следующем такте раздела А.
3. Если конец В хорошо соединен с началом А, а двухголосное соединение А1
В
соответствует требованиям двойного контрапункта дуодечимы, то сочинение канона закончено.
4. Перенести противосложение В в имитирующий голос В1.
5. Заключить в знаки репризы такты 2 и 3.
- Мелодия строгого письма
- Простой контрапункт в двухголосии.
- Технические приемы построения двухголосных соединений.
- Применение диссонансов
- Вертикально-подвижной контрапункт
- Цифровое обозначение интервалов
- Показатель вертикального контрапункта
- Двойной контрапункт октавы
- Правила применения интервалов
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Двойной котрапункт децимы
- Горизонтально-подвижной контрапункт
- Обратимый контрапункт
- Имитация в двухголосии.
- Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
- Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
- Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда.
- Простой контрапункт в трехголосии
- Имитация в трехголосии
- Каноническая имитация
- Методические указания
- Ритмические условия вступления ответа
- Противосложение
- 1. Сочинять противосложения (удержанное и неудержанное) к собственным темам и к темам, предложенным в учебнике.
- 2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
- Строение интермедии
- 1.Сочинить к двум темам, над которыми начата работа (написаны ответы и противосложения), интермедии, построив их:
- 2. Проанализировать интермедии в фугах: c/I, Cis/II, e/I Экспозиция трехголосной фуги на одну тему
- 1 . Составить план экспозиции трехголосной фуги, имея в виду те темы, к которым сочинены ответ с противосложениями и интермедии.
- 2. Сочинить экспозицию по этому плану.
- 3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
- 1. Проанализировать средние части фугE/I, b/I, h/I, f/II.
- 2. Сделать каноническую обработку тех тем, на которые сочиняете фуги. Заключительная часть фуги