Методические указания
1 Пишется начальный голос, которым может быть любой из трех голосов
2 Мелодия начального голоса переносится на любой интервал вверх или вниз в первый имитирующий голос
3 Продолжение имитирующего голоса сочиняется в простом контрапункте к первому
4 Одноголосная часть мелодии переписывается во второй имитирующий голос. Выбор интервала произвольный.
5 Начальный голос и первый имитирующий контрапунктируют второму имитирующему голосу без каких-либо дополнительных ограничений.
6 Сочиняем трехголосное заключение.
Методические указания к написанию трехголосного канона.
1 Сочиняем первый отдел начального голоса (нижний)
2 Мелодия первого отдела начального голоса переписывается на интервал m вверх в средний голос ( первый имитирующий голос)
3 К первому имитирующему голосу сочиняется второй отдел начального голоса в простом контрапункте
4 Мелодия первого отдела первого имитирующего голоса переносится на интервал m вверх во второй имитирующий голос, а мелодия второго отдела начального голоса- на интервал вверх в первый имитирующий голос.
5 К поднятому на интервал m двухголосию присоединяется в начальном голосе третий отдел, написанній в простом контрапункте, и т.д.
Все отделі начального голоса оказіваются последовательно поднятіми сначала на m ввер в первый имитирующий голос, затем на m вверх во второй имитирующий голос. Таким образом, расстояния вступления голосов и длина отделов обязательно равны между собой. Канон заканчивается прекращением имитирования (этот момент надо обозначить звездочкой); наконец пишется трехголосное заключение.
Фуга
Ответ- спутник-это проведение темы в тональности Д-ты.
Реальный ответ- это точная транспозиция темы в тональности Д.
Рельный ответ типичен для тонально замкнутых тем, если они выдержаны в диатонике и в их начальном обороте не используется основной тон Д. Подобный ответ получают и тонально неустойчивые темы, насыщенные хроматизмом.
Если тема модулирует в тональность Д, то ответ, начинаясь в Д, обычно возвращается в основную тональность.
Тональный ответ - основной тон Д в начальном мелодическом обороте темы заменяется в ответе основным звуком Т начальной тональности (Х.Т.К, Iт, g-m, c-m)
На модулирующие и тонально замкнутые темы, в начальных мелодических оборотах которых участвует подчеркнутая Y ступень лада, как. Правило следует писать тональные ответы
Выполнение правила тонального ответа приводит к изменению той начальной, которая окружает доминантовую приму в теме.
Практические рекомендации к написанию тонального ответа на немодулирующую тему
1. пишется реальный ответ, т.е. делается точная транспозиция темы в доминантовую тональность.
2 . Нота, соответствующая доминантовой приме, заменяется нотой на секунду ниже. Если в теме, близко от начала, эта ступень отсутствует, то ответ будет реальным.
Ответ на модулирующую тему пишут так чтобы он модулировал в тонику.
1. Пишется реальный ответ, который совершает модуляцию в двойную доминанту
2. Затем устанавливается в каком такте произошла модуляция
3. В реальном ответе находится соответствующее место, начальная часть его переписывается без изменения, а модулирующая- на секунду вниз
Выводы
1. При написании ответа необходимо, с одной стороны, стремиться к сохранению в нем очертаний мелодии, с другой стороны, добиваться максимальной плавностивступления доминантовой тональности.
2 Реальный ответ, принципиально всегда возможный, наилучшим образом сохраняет мелодическую неприкосновенность темы, а тональный ответ чаще всего гарантирует естественность и мягкость появленя тональности доминанты.
3. Выбор ответа должентрешаться для каждой темы в отдельности
- Мелодия строгого письма
- Простой контрапункт в двухголосии.
- Технические приемы построения двухголосных соединений.
- Применение диссонансов
- Вертикально-подвижной контрапункт
- Цифровое обозначение интервалов
- Показатель вертикального контрапункта
- Двойной контрапункт октавы
- Правила применения интервалов
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Двойной котрапункт децимы
- Горизонтально-подвижной контрапункт
- Обратимый контрапункт
- Имитация в двухголосии.
- Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
- Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
- Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда.
- Простой контрапункт в трехголосии
- Имитация в трехголосии
- Каноническая имитация
- Методические указания
- Ритмические условия вступления ответа
- Противосложение
- 1. Сочинять противосложения (удержанное и неудержанное) к собственным темам и к темам, предложенным в учебнике.
- 2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
- Строение интермедии
- 1.Сочинить к двум темам, над которыми начата работа (написаны ответы и противосложения), интермедии, построив их:
- 2. Проанализировать интермедии в фугах: c/I, Cis/II, e/I Экспозиция трехголосной фуги на одну тему
- 1 . Составить план экспозиции трехголосной фуги, имея в виду те темы, к которым сочинены ответ с противосложениями и интермедии.
- 2. Сочинить экспозицию по этому плану.
- 3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
- 1. Проанализировать средние части фугE/I, b/I, h/I, f/II.
- 2. Сделать каноническую обработку тех тем, на которые сочиняете фуги. Заключительная часть фуги