Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
Вертикально-подвижной контрапункт в имитации дает, прежде всего, возможность перстановки голосов, составляющих простую или каноническую имитацию.
В имитационном двухголосии, так же как и в разнотемном, при сочинении вертикально-подвижных контрапунктов следует пользоваться двумя методическими путями:
а) можно руководствоваться теми ограничениями, которые вытекают из особенностей каждого данного интервала перемещения (например, в дв контрапункте октавы квинта будет диссонансом, а в ноне нельзя задерживать верхний звук), в этом случае применяется запись на двух строчках.
в) можно использовать методику трех строк.
Если начальный и имитирующий голоса канонической имитации через некоторое время возвращаются к своему началу на той же или другой высоте, то такая имитация называется бесконечной, посколдьку может быть повторена бесконечное число раз.
Бесконечный канон - каноническая имитация, в которой конец имитации переходит в ее начало на той же высоте. (Р, R, IIP, IIR)
Каноническая секвенция - каноническая имитация, в которой конец имитации возвращается в ее начало на другой высоте.
Различают два разряда бесконечных канонов и канонических секвенций.
Если расстояние во времени вступлений начального и имитирующего голоса равно расстоянию между вступлениями имитирующего голоса и возвращением начального к своему началу, то бесконечный канон и каноническая секвенция относится к первому разряду.
Если же эти расстояния не равны по времени, то образуется второй разряд.
Бесконечные каноны и канонические секвенции первого разряда требуют использования вертикально-подвижного контрапункта, каноны и секвенции второго разряда – контрапункта горизонтально-подвижного.
- Мелодия строгого письма
- Простой контрапункт в двухголосии.
- Технические приемы построения двухголосных соединений.
- Применение диссонансов
- Вертикально-подвижной контрапункт
- Цифровое обозначение интервалов
- Показатель вертикального контрапункта
- Двойной контрапункт октавы
- Правила применения интервалов
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Двойной котрапункт децимы
- Горизонтально-подвижной контрапункт
- Обратимый контрапункт
- Имитация в двухголосии.
- Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
- Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
- Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда.
- Простой контрапункт в трехголосии
- Имитация в трехголосии
- Каноническая имитация
- Методические указания
- Ритмические условия вступления ответа
- Противосложение
- 1. Сочинять противосложения (удержанное и неудержанное) к собственным темам и к темам, предложенным в учебнике.
- 2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
- Строение интермедии
- 1.Сочинить к двум темам, над которыми начата работа (написаны ответы и противосложения), интермедии, построив их:
- 2. Проанализировать интермедии в фугах: c/I, Cis/II, e/I Экспозиция трехголосной фуги на одну тему
- 1 . Составить план экспозиции трехголосной фуги, имея в виду те темы, к которым сочинены ответ с противосложениями и интермедии.
- 2. Сочинить экспозицию по этому плану.
- 3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
- 1. Проанализировать средние части фугE/I, b/I, h/I, f/II.
- 2. Сделать каноническую обработку тех тем, на которые сочиняете фуги. Заключительная часть фуги