logo
лекции по полиф

Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.

Вертикально-подвижной контрапункт в имитации дает, прежде всего, возможность перстановки голосов, составляющих простую или каноническую имитацию.

В имитационном двухголосии, так же как и в разнотемном, при сочинении вертикально-подвижных контрапунктов следует пользоваться двумя методическими путями:

а) можно руководствоваться теми ограничениями, которые вытекают из особенностей каждого данного интервала перемещения (например, в дв контрапункте октавы квинта будет диссонансом, а в ноне нельзя задерживать верхний звук), в этом случае применяется запись на двух строчках.

в) можно использовать методику трех строк.

Если начальный и имитирующий голоса канонической имитации через некоторое время возвращаются к своему началу на той же или другой высоте, то такая имитация называется бесконечной, посколдьку может быть повторена бесконечное число раз.

Бесконечный канон - каноническая имитация, в которой конец имитации переходит в ее начало на той же высоте. (Р, R, IIP, IIR)

Каноническая секвенция - каноническая имитация, в которой конец имитации возвращается в ее начало на другой высоте.

Различают два разряда бесконечных канонов и канонических секвенций.

Если расстояние во времени вступлений начального и имитирующего голоса равно расстоянию между вступлениями имитирующего голоса и возвращением начального к своему началу, то бесконечный канон и каноническая секвенция относится к первому разряду.

Если же эти расстояния не равны по времени, то образуется второй разряд.

Бесконечные каноны и канонические секвенции первого разряда требуют использования вертикально-подвижного контрапункта, каноны и секвенции второго разряда – контрапункта горизонтально-подвижного.