2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
Интермедиями в фуге называются музыкальные построения, расположенные между проведениями темы.
Они строятся на мелодических оборотах, вычлененных из темы или противосложений, сопоставляют их в одновременности или последовательности, подчеркивают и подвергают отдельные из них порой довольно значительным качественным изменениям. Если новизна в проведениях тем достигается сменами тональностей, регистров, изменениями вертикальных и горизонтальных взаимоотношений, что представляет собой полифоническое варьирование, т.о. в интермедиях вид развития принципиально иной- разработка.
Изредка фуги лишены интермедий, в которых темы следуют непосредственно одна за другой и создают стретты.
Интермедия разрабатывает тематический материал темы или противосложений, разъединяет проведения темы, контрастирует им дробностью своей структуры, подвижностью; она же, модулируя, связывает проведения различных тональностей между собой.
Функции интермедий: в интермедиях, расположенных между экспозиционными проведениями темы, обычно более коротких, нередко подчеркивается роль связки.
По тематическому материалу интермедии различаются на:
1. тематически более или менее нейтральном материале (c-m/IIт)
2. на контрастном материале (h-m/Iт)
3. разработочного характера, развивающей мелодический материал темы (D-d/I, d/II, c/II, h/II, h/I
4. В интермедиях в водится материал удержанного противосложения (f/I).
Примером совиестного применения в интермедиях элементов темы и противосложения служит фуга с/I/ 1-я интермедия (5,6тт)построена на секвентном развитии начальной ячейки темы в верхнем голосе, которому контрапунктирует данный в обращении материал начала удержанного противосложения в нижнем голосе.
2-я интермедия расположена за третьим проведением темы, на грани между 1-ой и средней частью фуги (9,10тт).Тот же материал в верхних голосах в виде канонической секвенции, а в нижнем, свободном, голосе развивается секвентно материал начала противосложения. 3-я интермедия ( 13,14 тт)контрапункт: в верхнем голосе –обращение мелодии свободного голоса из второй интермедии, а в нижней паре голосов- удвоенный в терцию основной материал первого противосложения. 4-я интермедия (17, 18, 19 тт) состоит из двух вариантов производных соединений первой интермедии. Эта интермедия приводит к репризе
5-я интермедия (22, 23, 24, 25, 26 тт). Ее начальный раздел- производное соединение секвенции из второй интермедии. Центральная часть интермедии (24т) –центр трехчастной репризы фуги и служит в верхней паре голосов началом новой канонической секвенции, подводящей к повторению материала первой интермедии, а затем к последнему в репризе проведению темы.
Все интермедии этой фуги создают нарастающую линию развития.
5. Иногда основой для интермедий служит материал кодетты (Fis/I, G/I)
Примеры интенсивного развития в интермедиях: Es/I, D/I, Cis/I, f/I, fis/I, g/I, gis/I, a/I, h/I.
В 3-х или 4-х голосных фугах наблюдается впеменное выключение того голоса, которому поручается следующее проведение темы. Паузирование отдельных голосов создает уместную разрядку. Последний звук выключаемого голоса должен находиться на сильном или относительно сильном времени и не создавать переченья.
- Мелодия строгого письма
- Простой контрапункт в двухголосии.
- Технические приемы построения двухголосных соединений.
- Применение диссонансов
- Вертикально-подвижной контрапункт
- Цифровое обозначение интервалов
- Показатель вертикального контрапункта
- Двойной контрапункт октавы
- Правила применения интервалов
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Двойной котрапункт децимы
- Горизонтально-подвижной контрапункт
- Обратимый контрапункт
- Имитация в двухголосии.
- Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
- Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
- Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда.
- Простой контрапункт в трехголосии
- Имитация в трехголосии
- Каноническая имитация
- Методические указания
- Ритмические условия вступления ответа
- Противосложение
- 1. Сочинять противосложения (удержанное и неудержанное) к собственным темам и к темам, предложенным в учебнике.
- 2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
- Строение интермедии
- 1.Сочинить к двум темам, над которыми начата работа (написаны ответы и противосложения), интермедии, построив их:
- 2. Проанализировать интермедии в фугах: c/I, Cis/II, e/I Экспозиция трехголосной фуги на одну тему
- 1 . Составить план экспозиции трехголосной фуги, имея в виду те темы, к которым сочинены ответ с противосложениями и интермедии.
- 2. Сочинить экспозицию по этому плану.
- 3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
- 1. Проанализировать средние части фугE/I, b/I, h/I, f/II.
- 2. Сделать каноническую обработку тех тем, на которые сочиняете фуги. Заключительная часть фуги