logo
лекции по полиф

Строение интермедии

Интермедия, являясь разработочным участком формы, часто основывается на секвентном развитии.

Если в секвенции тематический значительный элемент поручается одному определенному голосу, а остальным поручаются более нейтральные тематические образования, то возникает простая секвенция. Она строится, в основном, на заключительном материале предшествующего проведения темы, получая вид передвигающейся кадансовой формулы. (c/II)

В случае же построения секвенции в каноническом виде, голоса имеют равную тематическую значительность.

Вообще для интермедий характерно нарастание развития. Наиболее пространными и значительными, как правило, оказываются интермедии, помещаемые перед средней частью, в самой средней части и иногда внутри репризы.

Гармонический план интермедий.

Короткие интермедии нередко обходятся в модуляции без попутных отклонений, а более пространные, обычно секвентные, насыщены отклонениями, которые проходят в большинстве случаев через родственные тональности.

В выборе шага и направления секвенции необходимо руководствоваться следующими соображениями:

1 Звеньев в секвенции не должно быть более трех.

2 Исходя из первого соображения выбирается такой шаг простой секвенции, чтобы третье звено уже оказалось бы в нужной тональности. В этом случае секвенции диатоническая

Иногда после прекращения секвенции интермедия продолжается несеквентно до полной гармонической подготовки новой тональности.

3 Исходя из первого же соображения, выбирается и шаг канонической секвенции. В зависимости от интервала вступления и шага секвенции, возникает ряд тональностей , отстоящих друг от друга на интервал- m -модулирующая секвекнция.

Задание: