logo
лекции по полиф

Технические приемы построения двухголосных соединений.

Всю совокупность приемов для сочинения двухголосной полифонической фактуры можно разграничить на две области.

Одну область составляют приемы, относящиеся, прежде всего, к сочинению мелодических голосов , собственно к соединению голосов,- представляют собой конкретные правила.

Техника двухголосного полифонического письма заключается, с одной стороны, в умении сочинить два контрастных мелодически развитых голоса, а с другой – в правильном применении гармонических созвучий - интервалов, возникающих в совместном звучании этих голосов.

Классификация интервалов.

Совершенные консонансы- ч. прима, ч. октава, ч. квинта и соответствующие им составные интервалы- квинтдецима, дуодецима.

Применение:

1 прима является начальным и заключительным интервалом 2-хголосного построения; введение примы на тяжелых долях такта внутри построения запрещается.

2 прямое движение к консонансу запрещено

3 движение от совершенного консонанса к такому же консонансу запрещено.

Несовершенные консонансы - б и м терции и сексты.

Можно их применять:

1 в прямом и параллельном движении (но кратковременно)

2 на любых ьучастках построения

3 на любой доле такта

Диссонансы – б и м секунды и септимы, соответствующие им составные интервалы- б и м ноны и квартдецимы, тритоны и их составные ув ундецима и ум дуодецима ч кварта и ч ундецима.

Любой диссонирующий интервал требует специального приготовления и разрешения.

Каждый диссонирующий интервал представляет собой совокупность двух различных по своей роли звуков (голосов): свободного ( не требующего специального приготовления и разрешения) и диссонирующего ( связанного специальными условиями приготовления и разрешения)

Две группы диссонирующих интервалов

I- интервалы с постоянным расположением свободных и диссонирующих звуков- секунда и септима

II- интервалы с переменным расположением этих звуков- кварта, нона, тритон.

В секунде свободный звук- верхний, диссонирующий - нижний

В септиме и квартдециме свободный звук – нижний, диссонирующий – верхний.

В кварте, ноне и тритоне свободным и диссонирующим звуком может быть каждый из двух звуков.