Технические приемы построения двухголосных соединений.
Всю совокупность приемов для сочинения двухголосной полифонической фактуры можно разграничить на две области.
Одну область составляют приемы, относящиеся, прежде всего, к сочинению мелодических голосов , собственно к соединению голосов,- представляют собой конкретные правила.
Техника двухголосного полифонического письма заключается, с одной стороны, в умении сочинить два контрастных мелодически развитых голоса, а с другой – в правильном применении гармонических созвучий - интервалов, возникающих в совместном звучании этих голосов.
Классификация интервалов.
Совершенные консонансы- ч. прима, ч. октава, ч. квинта и соответствующие им составные интервалы- квинтдецима, дуодецима.
Применение:
1 прима является начальным и заключительным интервалом 2-хголосного построения; введение примы на тяжелых долях такта внутри построения запрещается.
2 прямое движение к консонансу запрещено
3 движение от совершенного консонанса к такому же консонансу запрещено.
Несовершенные консонансы - б и м терции и сексты.
Можно их применять:
1 в прямом и параллельном движении (но кратковременно)
2 на любых ьучастках построения
3 на любой доле такта
Диссонансы – б и м секунды и септимы, соответствующие им составные интервалы- б и м ноны и квартдецимы, тритоны и их составные ув ундецима и ум дуодецима ч кварта и ч ундецима.
Любой диссонирующий интервал требует специального приготовления и разрешения.
Каждый диссонирующий интервал представляет собой совокупность двух различных по своей роли звуков (голосов): свободного ( не требующего специального приготовления и разрешения) и диссонирующего ( связанного специальными условиями приготовления и разрешения)
Две группы диссонирующих интервалов
I- интервалы с постоянным расположением свободных и диссонирующих звуков- секунда и септима
II- интервалы с переменным расположением этих звуков- кварта, нона, тритон.
В секунде свободный звук- верхний, диссонирующий - нижний
В септиме и квартдециме свободный звук – нижний, диссонирующий – верхний.
В кварте, ноне и тритоне свободным и диссонирующим звуком может быть каждый из двух звуков.
- Мелодия строгого письма
- Простой контрапункт в двухголосии.
- Технические приемы построения двухголосных соединений.
- Применение диссонансов
- Вертикально-подвижной контрапункт
- Цифровое обозначение интервалов
- Показатель вертикального контрапункта
- Двойной контрапункт октавы
- Правила применения интервалов
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Двойной котрапункт децимы
- Горизонтально-подвижной контрапункт
- Обратимый контрапункт
- Имитация в двухголосии.
- Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
- Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
- Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда.
- Простой контрапункт в трехголосии
- Имитация в трехголосии
- Каноническая имитация
- Методические указания
- Ритмические условия вступления ответа
- Противосложение
- 1. Сочинять противосложения (удержанное и неудержанное) к собственным темам и к темам, предложенным в учебнике.
- 2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
- Строение интермедии
- 1.Сочинить к двум темам, над которыми начата работа (написаны ответы и противосложения), интермедии, построив их:
- 2. Проанализировать интермедии в фугах: c/I, Cis/II, e/I Экспозиция трехголосной фуги на одну тему
- 1 . Составить план экспозиции трехголосной фуги, имея в виду те темы, к которым сочинены ответ с противосложениями и интермедии.
- 2. Сочинить экспозицию по этому плану.
- 3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
- 1. Проанализировать средние части фугE/I, b/I, h/I, f/II.
- 2. Сделать каноническую обработку тех тем, на которые сочиняете фуги. Заключительная часть фуги