logo search
Лекции(horovedenie)

Глава IV. Работа над певческими навыками.

Начинать вокальную работу в хоре следует с освобождения мышц артикуляционного аппарата в связи с тем, что у начинающих певцов чаще всего весь голосообразующий аппарат зажат, и в процессе пения рот открывается недостаточно.

Сначала надо научить участников хора управлять работой мышц, поддерживающих нижнюю челюсть и добиться их эластичности. Упражнение на овладение быстрого и активного раскрытия рта будет способствовать правильной артикуляции и звуковедению. Самым удобным гласным звуком для выполнения этого требования является гласных «А» на котором и нужно петь различные упражнения.

Следующим этапом является привитие певцам хора мышечных ощущений в глотке, необходимых для возникновения рупорообразной формы надставной трубки. И гласный «А» также будет являться наиболее удобным гласным звуком.

Одним из ценных качеств голоса певца является ровность его звучания. Она достигается путем максимального сближения артикуляционных форм различных гласных звуков: «А-О-Э». Единая манера формирования гласных помогает добиться ровного кантиленного звучания.

Наиболее сложным является навык овладения правильным певческим дыханием.

Кратко познакомив певцов с различными типами дыхания, руководитель более подробно останавливается на нижнеребрно-диафрагмальном типе дыхания, являющимися наиболее рациональным для певца.

Затем певцам следует рассказать и показать как правильно берегся вдох:

♦ легкие, наполняясь воздухом, увеличиваются в объеме и расширяются;

♦ диафрагма, представляющая собой эластичный, куполообразный мускул, становится более плоской;

♦ нижние ребра немного расходятся в стороны;

♦ передняя стенка живота выдвигается вперед, а боковые стенки расходятся в стороны.

В начале работы над освоением этого трудного навыка нужно требовать от певцов активного, быстрого вдоха через нос и задержки дыхания. Задержка дыхания активизирует голосовой аппарат перед началом пения, избавляет от «подъезда» к первому звуку и позволяет более экономно расходовать дыхание.

Самым трудным моментом в овладении этого типа дыхания является его экономное расходование, пение «на опоре». Выдох должен осуществляться постепенно за счет активной работы мышц брюшного пресса и диафрагмы. Так, Л. Б. Дмитриев установил, что певцы «определяют чувство оперы, как ощущение столба воздуха в груди, возникающее во время пения, сопровождаемое сильным напряжением мышц брюшного пресса, поясницы». Выработке быстрого вдоха и экономного выдоха помогают специальные дыхательные упражнения. Кроме этого активизация выдоха повышается с высотой гона. У начинающего певца, еще не умеющего управлять активным выдохом, может возникнуть мышечная зажагость гортани. Чтобы избежать этого необходимо использовать различные упражнения в восходящем движении с crescendo при движении от нижнего звука к верхнему. Это способствует развитию эластичности дыхания.

Одним из самых сложных вокальных навыков является воспитание у певцов кантиленности звучания (непрерывности, дления звука). Добиться этого можно путем максимального допевания гласного звука до конца длительности, а следующий за ним согласный звук произносится быстро и четко. Выработать этот навык лучше на произведениях, написанных в умеренных и медленных темпах. Формирование льющегося, мягкого звука, лишенного резкости, скованности обеспечивается отсутствием мышечной зажа гости.

Следующие необходимое качество звука - это его острота. «Близкого» звука проще всего добиться при пении закрытым ртом на звук «М». Главное достоинство «близкого» звука - его интонационная чистота и звучность (полётность). Много интересных высказываний, связанных с нахождением «близкой» интонации можно прочитать в книге К. С. Станиславского «Работа актера над собой».

Сохранение единой вокальной позиции может нарушаться сменой гласных и согласных при пении со словами, а также исполнение различных мелодических интервалов, особенно чистых кварт и квинт, октав, больших секунд. Интонирование верхнего звука интервала в вокальном отношении требует его представления там же, где и нижнего (т.е. «чем выше, тем ниже») и, соответственно, наоборот, нижний звук интервала следует представлять тем же, где и верхний («чем ниже, тем выше»).

И, наконец, еще одно качество, характеризующее звук академического хора - это его округленность, прикрытость, выравненность во всех регистрах диапазона.

К л ю ч е в ы е с л о в а

Певческий голос; певческие навыки; элементы; дыхание; звукообразование; сила; тембр; полетность; певучесть; диапазон.

К о р о т к и е в ы в о д ы

Певческий голос по своей структуре - самый сложный звук, самый совершенный музыкальный инструмент. Главные элементы певческого голоса включают:

- сила звука,

- тембр голоса,

- полетность звука,

- певучесть голоса,

- дыхание,

- диапазон.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Перечислить элементы певческого голоса.

2. Перечислить основные певческие навыки. Объяснить их суть.

3. Что такое кантилена и в чем сложность се исполнения?

4. Каким образом происходит диагностика певческого голоса?

5. Перечислить возможные недостатки вокального голоса.

Литература.

1. Кеериг 0. П. Хороведение, С.-П. 2004 г.

2. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению - М., 1987г.