Тема I : Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения. Основные вопросы
I.Хоровое искусство (характеристика).
II.Характерные черты.
Доступность.
Коллективное начало.
Связь со словом.
Специфика инструмента (певческий голос).
Наличие дирижера.
Соответствие историческому развитию (времени).
III.1. Направление развития.
а) академическое.
б) народное.
2. Основные русла.
а) любительское.
б) профессиональное.
Цель: Теоретическое изучение материала для анализа роли хорового искусства. Осмысления его особенностей в контексте музыкального искусства для общего развития культуры хорового дирижера.
I. Пение было издавна потребностью души человека к самовыражению.
Высшая форма пения – хоровое искусство являлось выражением именно славянского национального характера, и было национальным достоянием славянских народов.
Если в Европе играл орган, развивалась инструментальная музыка, то Россия всегда пела.
В течение многих столетий хоровое пение было тем основным путем, по которому шло развитие музыкальной культуры русского, белорусского народа.
К.Б.Птица «Хоровое искусство подлинный первоисточник и незаменимая основа свей музыкальной культуры».
Музыкальное искусство 17-19 вв. оставило нам громадный пласт хоровой культуры.
Наши предки рассматривали хор как один из инструментов духовного совершенствования славянской нации. Сегодня это один из видов искусства, способный поддержать нас духовно и нравственно.
П.Г.Чесноков: «Хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры», подтверждают неоспоримую ценность этого массового певческого народного творчества.
II. Хоровое искусство имеет свои характерные черты:
1. ДОСТУПНОСТЬ (каждый человек может петь).
Благодаря этому оно привлекает к активному музыкально-художественному творчеству самые широкие слои населения.
В.Я.Шебалин: «Хоровое пение является такой формой массового музицирования, через которую широкие слои населения соприкасаются с пением не в процессе слушания, а непосредственно участвуя в нем».
В крупных музыкальных формах, как и в литературе (поэты, писатели) – большие идеи.
Не сразу удается постичь их смысл и глубину. Нужна последовательность, промежуточные формы:
в литературе – новеллы, очерки, несложные рассказы;
в музыке – народные хоровые песни, небольшие инструментальные пьесы, вокальные произведения.
Нельзя начинать с «Войны и мира» Толстого, «9-ой» симфонии Бетховена.
А.В.Свешников: «Хоровое пение выполняет грандиозную задачу. Как нечто другое оно в состоянии в огромных масштабах подготовить настоящих ценителей музыки. Когда произведения русской и зарубежной классики станут ближе и понятнее».
2. КОЛЛЕКТИВНОЕ НАЧАЛО – коллектив творческих единомышленников. Успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Двуединая задача вокально-хорового обучения – научить петь индивидуально и одновременно научить петь в ансамбле.
Чем выше вокально-техническая оснащенность общая и музыкальная культура, художественный вкус каждого участника хора, тем больше возможностей для достижения высоких художественных результатов открывается у хорового коллектива в целом.
Творческий коллектив – может жить и творить только при условии, если всех участников объединяют общие цели и задачи. Это не означает, что у каждого хориста не может быть личных интересов. Но личный интерес, личная заинтересованность в искусстве не должен противостоять успеху, интересу всего коллектива.
Искусство слушать партнера, умение соподчинить свое исполнительское «я» с художественной индивидуальностью другого отличает ансамблиста от солиста (динамика, дикция, формирование гласных – единая манера) – все навыки в процессе работы «чувство локтя».
- Раздел I
- Тема I : Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения. Основные вопросы
- 3. Связь со словом.
- 4. Специфика инструмента (певческий голос).
- 5. Наличие дирижера.
- 6. Хоровое искусство развивается в ногу со временем.
- Тема II : Истоки, развитие, направления хорового искусства
- I.Церковно-певческое исполнительство.
- Тема III : Хоровое исполнительство Беларуси.
- Раздел II
- Тема IV: Основные стили и жанры вокально-хорового искусства. Жанры хоровой музыки
- 7.Хоровое переложение
- Тема V: Голосовой аппарат
- Тема VI: Певческие голоса и их характеристики
- Л и т е р а т у р а
- ТемаVii: Элементы певческого голоса.
- Глава IV. Работа над певческими навыками.
- ТемаViii: Типы и виды хоров. Расстановка хорового коллектива.
- ТемаIx: Дыхание в хоровом исполнительстве.
- Тема X: Хоровой строй
- ТемаXi: Распевание хора
- Тема XII: Дикция в хоровом пении. О с н о в н ы е в о п р о с ы
- Тема XIII: Ансамбль хора .
- Тема XIV: Хоровая фактура и приемы хорового изложения.
- Тема XV: Исполнительские средства художественной выразительности
- Тема XVI: Основные репетиционные приемы работы с отдельными хористами, ансамблями, хоровыми партиями и всем коллективом
- Тема XVII : Приемы хорового изложения.
- 2) Сокращения и условные обозначения
- ТемаXviii : Основные этапы работы над хоровым произведением. Подготовительная работа дирижера над партитурой.
- Тема XIX: Репетиционная работа дирижера над партитурой. (реализация исполнительского замысла).
- Тема XX: Концертное выступление
- Тема XXI : Анализ хоровой партитуры
- 3. Музыкально-выразительные средства
- 4. Хоровая фактура
- 5. Исполнительский анализ
- 6. Заключение
- 1. Методика анализа
- 2. Примерные анализы хоровых партитур