Глава IV. Работа над певческими навыками.
Начинать вокальную работу в хоре следует с освобождения мышц артикуляционного аппарата в связи с тем, что у начинающих певцов чаще всего весь голосообразующий аппарат зажат, и в процессе пения рот открывается недостаточно.
Сначала надо научить участников хора управлять работой мышц, поддерживающих нижнюю челюсть и добиться их эластичности. Упражнение на овладение быстрого и активного раскрытия рта будет способствовать правильной артикуляции и звуковедению. Самым удобным гласным звуком для выполнения этого требования является гласных «А» на котором и нужно петь различные упражнения.
Следующим этапом является привитие певцам хора мышечных ощущений в глотке, необходимых для возникновения рупорообразной формы надставной трубки. И гласный «А» также будет являться наиболее удобным гласным звуком.
Одним из ценных качеств голоса певца является ровность его звучания. Она достигается путем максимального сближения артикуляционных форм различных гласных звуков: «А-О-Э». Единая манера формирования гласных помогает добиться ровного кантиленного звучания.
Наиболее сложным является навык овладения правильным певческим дыханием.
Кратко познакомив певцов с различными типами дыхания, руководитель более подробно останавливается на нижнеребрно-диафрагмальном типе дыхания, являющимися наиболее рациональным для певца.
Затем певцам следует рассказать и показать как правильно берегся вдох:
♦ легкие, наполняясь воздухом, увеличиваются в объеме и расширяются;
♦ диафрагма, представляющая собой эластичный, куполообразный мускул, становится более плоской;
♦ нижние ребра немного расходятся в стороны;
♦ передняя стенка живота выдвигается вперед, а боковые стенки расходятся в стороны.
В начале работы над освоением этого трудного навыка нужно требовать от певцов активного, быстрого вдоха через нос и задержки дыхания. Задержка дыхания активизирует голосовой аппарат перед началом пения, избавляет от «подъезда» к первому звуку и позволяет более экономно расходовать дыхание.
Самым трудным моментом в овладении этого типа дыхания является его экономное расходование, пение «на опоре». Выдох должен осуществляться постепенно за счет активной работы мышц брюшного пресса и диафрагмы. Так, Л. Б. Дмитриев установил, что певцы «определяют чувство оперы, как ощущение столба воздуха в груди, возникающее во время пения, сопровождаемое сильным напряжением мышц брюшного пресса, поясницы». Выработке быстрого вдоха и экономного выдоха помогают специальные дыхательные упражнения. Кроме этого активизация выдоха повышается с высотой гона. У начинающего певца, еще не умеющего управлять активным выдохом, может возникнуть мышечная зажагость гортани. Чтобы избежать этого необходимо использовать различные упражнения в восходящем движении с crescendo при движении от нижнего звука к верхнему. Это способствует развитию эластичности дыхания.
Одним из самых сложных вокальных навыков является воспитание у певцов кантиленности звучания (непрерывности, дления звука). Добиться этого можно путем максимального допевания гласного звука до конца длительности, а следующий за ним согласный звук произносится быстро и четко. Выработать этот навык лучше на произведениях, написанных в умеренных и медленных темпах. Формирование льющегося, мягкого звука, лишенного резкости, скованности обеспечивается отсутствием мышечной зажа гости.
Следующие необходимое качество звука - это его острота. «Близкого» звука проще всего добиться при пении закрытым ртом на звук «М». Главное достоинство «близкого» звука - его интонационная чистота и звучность (полётность). Много интересных высказываний, связанных с нахождением «близкой» интонации можно прочитать в книге К. С. Станиславского «Работа актера над собой».
Сохранение единой вокальной позиции может нарушаться сменой гласных и согласных при пении со словами, а также исполнение различных мелодических интервалов, особенно чистых кварт и квинт, октав, больших секунд. Интонирование верхнего звука интервала в вокальном отношении требует его представления там же, где и нижнего (т.е. «чем выше, тем ниже») и, соответственно, наоборот, нижний звук интервала следует представлять тем же, где и верхний («чем ниже, тем выше»).
И, наконец, еще одно качество, характеризующее звук академического хора - это его округленность, прикрытость, выравненность во всех регистрах диапазона.
К л ю ч е в ы е с л о в а
Певческий голос; певческие навыки; элементы; дыхание; звукообразование; сила; тембр; полетность; певучесть; диапазон.
К о р о т к и е в ы в о д ы
Певческий голос по своей структуре - самый сложный звук, самый совершенный музыкальный инструмент. Главные элементы певческого голоса включают:
- сила звука,
- тембр голоса,
- полетность звука,
- певучесть голоса,
- дыхание,
- диапазон.
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Перечислить элементы певческого голоса.
2. Перечислить основные певческие навыки. Объяснить их суть.
3. Что такое кантилена и в чем сложность се исполнения?
4. Каким образом происходит диагностика певческого голоса?
5. Перечислить возможные недостатки вокального голоса.
Литература.
1. Кеериг 0. П. Хороведение, С.-П. 2004 г.
2. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению - М., 1987г.
- Раздел I
- Тема I : Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения. Основные вопросы
- 3. Связь со словом.
- 4. Специфика инструмента (певческий голос).
- 5. Наличие дирижера.
- 6. Хоровое искусство развивается в ногу со временем.
- Тема II : Истоки, развитие, направления хорового искусства
- I.Церковно-певческое исполнительство.
- Тема III : Хоровое исполнительство Беларуси.
- Раздел II
- Тема IV: Основные стили и жанры вокально-хорового искусства. Жанры хоровой музыки
- 7.Хоровое переложение
- Тема V: Голосовой аппарат
- Тема VI: Певческие голоса и их характеристики
- Л и т е р а т у р а
- ТемаVii: Элементы певческого голоса.
- Глава IV. Работа над певческими навыками.
- ТемаViii: Типы и виды хоров. Расстановка хорового коллектива.
- ТемаIx: Дыхание в хоровом исполнительстве.
- Тема X: Хоровой строй
- ТемаXi: Распевание хора
- Тема XII: Дикция в хоровом пении. О с н о в н ы е в о п р о с ы
- Тема XIII: Ансамбль хора .
- Тема XIV: Хоровая фактура и приемы хорового изложения.
- Тема XV: Исполнительские средства художественной выразительности
- Тема XVI: Основные репетиционные приемы работы с отдельными хористами, ансамблями, хоровыми партиями и всем коллективом
- Тема XVII : Приемы хорового изложения.
- 2) Сокращения и условные обозначения
- ТемаXviii : Основные этапы работы над хоровым произведением. Подготовительная работа дирижера над партитурой.
- Тема XIX: Репетиционная работа дирижера над партитурой. (реализация исполнительского замысла).
- Тема XX: Концертное выступление
- Тема XXI : Анализ хоровой партитуры
- 3. Музыкально-выразительные средства
- 4. Хоровая фактура
- 5. Исполнительский анализ
- 6. Заключение
- 1. Методика анализа
- 2. Примерные анализы хоровых партитур