ТемаVii: Элементы певческого голоса.
Основные вопросы
I. Определение певческого голоса.
II. Элементы певческого голоса.
III. Певческие навыки.
1. Дыхание.
2. Звукообразование.
IV. Работа над певческими навыками.
Цель: Выделить некоторые способы диагностики певческого голоса.
Перечислить элементы певческого голоса.
Обозначить основные певческие навыки и указать некоторые приемы работы над ними.
Определение певческого голоса. Начальные занятия.
Голосовые данные определяют по совокупности признаков: по тембру, тесситуре, диапазону, переходным нотам и примарному звучанию.
Занятия начинаются с предварительного ознакомления с голосовыми и музыкальными данными учеников.
Для выявления голосовых данных лучше всего предложить ученику исполнить его любимую или просто знакомую ему песню. Удобная тональность позволяет выявить естественный тембр и рабочий диапазон голоса.
Рабочий диапазон - это тот объем звуков, который поющий воспроизводит без особых затруднений и которым ему привычно пользоваться. Рабочий диапазон меньше всего диапазона голоса. Сопрано - ми ' - соль 2, альты - соль м - ми 2, тенора - ми м - соль ', басы - соль ° си м.
Голосовые данные ярче проявляются тогда, когда песня не трудна для исполнителя, имеет умеренный темп, несложный ритмический рисунок и, главное, распевный (кантиленный) характер.
После песни можно проверить весь диапазон голоса, т.е. определить его полный объем, от самой низкой до предельно высокой ноты.
Диапазон можно выявить на упражнениях - пении трезвучий, поступенно расположенных нот, лучше на одном гласном звуке в сочетании со звонкими согласными, а также на попевках. Определение диапазона следует начинать с его среднего участка, секвенпионно (по полутонам) поднимаясь вверх и опускаясь затем вниз, или наоборот. При определении диапазона отмечают и переходные ноты.
Переходные ноты, характер звучания и объем головных, а также грудных нот имеют решающее значение для определения типа голоса.
При прослушивании песни и определении диапазона, обычно можно заметить один или несколько звуков, имеющих особенно свободное, естественное и красивое звучание. Это звучание принято называть примарным звучанием, а звуки с таким звучанием - примарными звуками. 11а них лучше всего проявляется тембр и тип голоса, также это основной признак для различения лирических, драматических и меццо-характерных голосов.
Попутно с диагностикой голоса обращают внимание и на особенности голосообразования: на вдох, на способ подачи звука, на звучание голоса, на выдох во время пения, на работу артикуляционного аппарата и дикцию.
Особенности голосообразования могут быть положительными, т.е. совпадать с профессиональными певческими навыками, или отрицательными - вредными, мешающими правильному образованию звука.
Следует акцентировать внимание на индивидуальных, отрицательных особенностях голосообразования, таких как шумный поверхностный вдох при помощи поднятия плеч (ключичное дыхание), придыхательная или чрезмерно твердая атака, спадение грудной клетки при пении, сильно зажатая нижняя челюсть, напряженный язык, гнусавость, «горление», сип, дефекты речи: шепелявость, картавость и т.д. При этом нужно выяснять, связаны ли они с анатомическим своеобразием голосового аппарата (гнусавость - после инфекционных болезней или операции; плохая дикция и дефекты речи при неправильном прикусе, при короткой уздечке языка; ограниченная подвижность нижней челюсть из-за изменений в челюстном суставе и т.д.), обусловлена ли его нездоровым состоянием (сип от несмыкания складок при воспалении гортани, различные призвуки в голосе при хроническом заболевании миндалин и глотки, искажение звучания при заболеваниях носовой полости и носоглотки) или являются просто привычной манерой пения, так называемыми порочными навыками, приобретенными в процессе самостоятельного вокального опыта.
После предварительного знакомства с голосовыми данными приступают непосредственно к занятиям.
Поза поющего должна быть естественной - чтобы он стоял прямо без напряжения, раздвинув назад плечи, слегка приподняв грудь и прогнув поясницу. Голова не должна быть опущенной вниз или запрокинутой назад. При пении сидя (в хоре) надо следить, чтобы спина оставалась выпрямленной, а поясница прогнутой. При этом не следует касаться спинки стула, так как опора на спинку стула приводит к изменению этого положения и стеснению диафрагмы.
Непосредственно годосообразованию предшествует вдох. Он во многом определяет выдох. Активность определенных групп вдыхательных мышц предопределяет работу соответствующих этой группе выдыхателен. Так, если вдох осуществляется при помощи движения (выпячивания) брюшной стенки при покое грудной клетки, то и выдох будет происходить за счет движений диафрагмы и мышц живота. То же и при вдохе, взятом в верхний отдел грудной клетки - выдох в этом случае будет осуществляться в основном мышцами этой области.
Вдох можно регулировать сознательно и потому его организации нужно уделить особое внимание. После изживания вредных привычек при вдохе (если они были) необходимо добиться бесшумного, спокойного и достаточно глубокого вдоха, характерного для нижнереберно-брюшного дыхания.
Следующей педагогической задачей является организация нужной атаки звука. Обычно это мягкая атака. Но надо помнить об индивидуальном подходе в выборе атаки в зависимости от особенностей голосообразования ученика. Главное — надо добиваться, чтобы атака была четкой, чтобы поющий брал звук сразу, без «въездов» и призвуков, как бы «сверху». Воспитанию такой атаки могут помочь упражнения на стаккато. Взятие звука «сверху» связано с установкой ротоглотки в положении полузевка. Обычно учащегося просят сделать зевательное движение во время вдоха и этим ощущением начинать петь.
Нужно учесть, что обычный зевок сопряжен не только с подъемом мягкого нёба, но и со значительным расширением глотки, что может вызвать неестественное углубление и притемнение звука. Певческий зевок должен быть организован так, чтобы значительное сокращение мягкого нёба, которое необходимо для певческого голосообразования, не сочеталось с таким же расширением глотки. Поэтому установку ротоглотки во время пения лучше ассоциировать с ощущением легкого зевка. При этом необходимо следить, чтобы воспроизводимый звук был естественным и удобным для поющего.
Новый элемент, характерный для пения, - соединение вдоха с зевком должен быть хорошо осознан учащимися, эта связь должна быть как можно быстрее налажена и стать привычной.
Нужно развивать вокальный слух. Это умение основано не только на слуховых ощущениях. Оно неотделимо от всех других ощущений при пении: мышечных, резонаторных, тактильных, ощущений от давления в воздухоносных полостях. Воспитание умения тонко слышать и ориентироваться в певческом звучании - воспитание высоко развитого вокального слуха - является основным звеном всего учебного процесса.
Элементы певческого голоса.
1. Сила звука измеряется децибелами (наиболее сильные голоса имеют
120 дец., слабые - 80). Сила голоса зависит от мощности голосовых связок, от тонуса мышц гортани, амплитуды их колебания.
2. Тембр голоса тесно связан с силой голоса. Форсированное пение
искажает тембр. Тембр определяется способом смыкания голосовых связок, атакой звука, величиной подсвязочного воздушного давления, а также зависит от состава певческих формант и вибрато. Вибрато - своеобразная пульсация голоса, определенные колебания в секунду (~ 6-7). Вибрато придает голосу красоту, нежность проникновенность. Изменение конфигурации ротоглоточной полости меняет окраску звука. Тембр может быть «светлым» и «темным». Звуки, спетые «светлым» тембром звучат ярко, светло, звонко, в них есть «метал». «Темный» тембр придает голосу мягкость, глубину, округленность, полноту. Использование различных тембров имеет огромное выразительное значение для передачи различных душевных состояний.
3. Полетность звука (носкость, звонкость) осуществляется благодаря
насыщению голоса высокими обертонами в пределах 3000-5000 колебаний. Высокая певческая форманта связана с работой верхних головных резонаторов.
4. Певучесть голоса - качество голоса, когда гласный звук может долго тянуться на одном дыхании.
5. Дыхание. Для хорового певческого звука необходимо использовать нижнереберное диафрагмальное дыхание.
6. Диапазон — количество тонов, которое заключено между низким и высоким звуками голоса.
Певческие навыки
Дыхание обеспечивает поступление воздуха в легкие. Существуют различные типы дыхания. В настоящее время, в основу вокальной работы положены нижнее-реберный и диафрагм ал ьный тип дыхания. При вдохе легкие наполняются воздухом, увеличиваются в объеме и своей массой давят на диафрагму, она опускается, оттесняя брюшные органы. Вдыхать надо активно, бесшумно и следить за тем, чтобы не поднимались плечи. Вдох через нос полезен тем, что он предотвращает перегрузку легких воздухом, активизирует мышцы мягкого неба. «Перебор» воздуха при вдохе отрицательно сказывается на качестве звука. После вдоха надо задерживать дыхание на несколько секунд, а затем начинать выдох. Роль задержки в дыхании очень важна, она подготавливает мышцы к плавному, спокойному выдоху. Выдох совершается с помощью межреберных мышц и брюшного пресса ровно, без толчков, обеспечивая «опору» дыханию, что в свою очередь отражается на качестве звука.
При исполнении длинных музыкальных фраз используется цепное дыхание, когда хористы берут вдох поочередно. Нужно обратить внимание поющего в хоре на то, что он должен осторожно включаться в пение своей партии во время «подхвата» дыхания, не нарушая строя хора.
Работа всего голосового аппарата во многом зависит от дыхания. Малейший перебор дыхания, фарсировка или вялость отрицательно сказывается на качестве певческого звука, на работе гортани и других частей голосового аппарата.
Звукообразование. Звук рождается в гортани в результате взаимодействия связок с выдыхаемым из легких воздухом. Голосовые мышцы, благодаря своеобразному мышечному строению могут колебаться, вибрировать целиком, либо краями. В состоянии покоя, при вдохе, голосовые связки имеют форму треугольника. При прохождении воздуха образуется щель в виде эллипса, связки смыкаются в две параллельные линии. Регулируют частоту колебаний связок нервные импульсы, идущие из коры головного мозга. Певческий звук начинается с момента смыкания связок, называется атакой.
Существуют три типа атаки: мягкая, придыхательная и твердая. При мягкой атаке связки смыкаются мягко, воздух проходит между связками легко, без нажима. Для придыхательной атаки характерна большая утечка воздуха. Вначале слышно, как выходит воздух (как будто с согласной «X»), а затем возникает звук. Для твердой атаки характерно твердое начало звука. Воздух прорывает связки грубо, резким толчком, слышен жесткий щелчок при начале звука. Постоянно певцы пользуются мягкой атакой, а твердая и придыхательныя типы атак применяются в целях художественной выразительности.
Для звукообразования немаловажную роль играет гортань. Для каждого типа голоса и певца характерно определенное положение гортани. Чтобы найти такое спокойное и несколько припущенного положение гортани, начинающему певцу нужно знать, что нижняя челюсть должна быть свободна и мягко опущена, положение головы и всего корпуса также не зажато, естественно и свободно.
Существуют два способа звукоизвлечепие: открытый и прикрытый. Оба вида используются в хоровой практике. Открытым звуком ноют большинство русских народных хоров, прикрытым - академические хоры.
Человеческий голос имеет несколько регистров: грудной, смешанный, головной.
А. Варламов в своей «Школе пения» писал о регистрах человеческого голоса и называл их «переменами в голосе, образующими точку при переходе голоса из одного пространства в другое. Соединение этих перемен (т.е. регистров) есть не что иное, как уравнивание голоса во всех его объеме».
Переходные ноты различны у разных голосов. Например, у сопрано -ми2 - фа2, фа-диез2 - соль2. Для того чтобы эти ноты прозвучали, и не было провала, их следует округлять, притемнять (а-о-у). Полезно для сглаживания регистров является пение с закрытым ртом.
- Раздел I
- Тема I : Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения. Основные вопросы
- 3. Связь со словом.
- 4. Специфика инструмента (певческий голос).
- 5. Наличие дирижера.
- 6. Хоровое искусство развивается в ногу со временем.
- Тема II : Истоки, развитие, направления хорового искусства
- I.Церковно-певческое исполнительство.
- Тема III : Хоровое исполнительство Беларуси.
- Раздел II
- Тема IV: Основные стили и жанры вокально-хорового искусства. Жанры хоровой музыки
- 7.Хоровое переложение
- Тема V: Голосовой аппарат
- Тема VI: Певческие голоса и их характеристики
- Л и т е р а т у р а
- ТемаVii: Элементы певческого голоса.
- Глава IV. Работа над певческими навыками.
- ТемаViii: Типы и виды хоров. Расстановка хорового коллектива.
- ТемаIx: Дыхание в хоровом исполнительстве.
- Тема X: Хоровой строй
- ТемаXi: Распевание хора
- Тема XII: Дикция в хоровом пении. О с н о в н ы е в о п р о с ы
- Тема XIII: Ансамбль хора .
- Тема XIV: Хоровая фактура и приемы хорового изложения.
- Тема XV: Исполнительские средства художественной выразительности
- Тема XVI: Основные репетиционные приемы работы с отдельными хористами, ансамблями, хоровыми партиями и всем коллективом
- Тема XVII : Приемы хорового изложения.
- 2) Сокращения и условные обозначения
- ТемаXviii : Основные этапы работы над хоровым произведением. Подготовительная работа дирижера над партитурой.
- Тема XIX: Репетиционная работа дирижера над партитурой. (реализация исполнительского замысла).
- Тема XX: Концертное выступление
- Тема XXI : Анализ хоровой партитуры
- 3. Музыкально-выразительные средства
- 4. Хоровая фактура
- 5. Исполнительский анализ
- 6. Заключение
- 1. Методика анализа
- 2. Примерные анализы хоровых партитур