logo
Лекции(horovedenie)

4. Хоровая фактура

Состав хора ( однородный, смешанный, число голосов-партий ). Диапазоны партий и всего хора. Тесситурные условия. Степень вокальной загруженности отдельных партий.

Тесситурное и динамическое соотношение между партиями ( хоровой ансамбль). Роль различных партий в произведении ( исполнение основного мелодического материала, подголосков, аккомпанемента и др.). Использование специфических тембровых качеств хора и его партий.

Особенности интонирования(хоровой строй). Выявление на основе ладо-гармонического анализа наиболее сложных в интонационном отношении моментов с учетом закономерностей мелодического ( горизонтального ) и гармонического ( вертикального ) строя. Способы преодоления интонационных трудностей.

Дикция. Вокальность литературного текста и особенности его произношения ( орфоэпия ). Особенности подтекстовки. Безтекстовое пение ( с «закрытым ртом» и др. ).

Приемы хорового изложения ( tutti, использование неполного состава, хоровых групп, «чистых тембров», divisi, сопоставление, обособление, постепенное включение, дублирование хоровых групп или партий, перекрещивание, окружение партий, колористические приемы).

Установление других вокально-хоровых особенностей произведения: специфике певческого дыхания (по фразам, цепное); характер звука («светлый», «темный», и др.); приемы звуковедения.

Определение количественного состава хора, необходимого для данного произведения (большой, малый, средний), и его квалификация (профессиональный, опытный самодеятельный, начинающий).