Тема XVII : Приемы хорового изложения.
Основные вопросы
Вступление
II. 1 Приёмы хорового изложения:
а. Выразительные возможности хора
б. Соотношение хоровых партий
в. Колористические приёмы
2 Сокращения и условные обозначения
3 Использование хоровых приёмов
III. Стили хорового изложения:
1 Строгий
2 Свободный
Цель: Теоретическое ознакомление с материалом по основным приемам хорового изложения для практической хоровой работы.
Вступление
В теории хороведения наряду с изучением различных составов хора (детского, женского, мужского, смешанного, неполного, многохорного), выразительных и исполнительских возможностей хоровых партий (с, а, т, б) и специфических элементов хоровой звучности (ансамбля, строя, дикции) важное значение имеет разработка вопроса о приёмах хорового изложения (хорового письма). В ряде специальных работ этому уделяется известное внимание 1, однако в целом проблема изучена недостаточно. Так, в частности, отсутствует чёткая систематизация приёмов хорового изложения и их классификация.
1)См.: Римский-Корсаков Н.А.Основы оркестровки .М. – Л.Музгиз, 1946; Егоров А.А. Основы хорового письма. Л.- М., «Искусство», 1939; Полтавцев И., Светозаров М.Курс чтения хоровых партитур. М., 1963;Юрлов А. Хоровые переложения. М., ЦДНТ, 1960
Приёмы хорового изложения
1) Приёмы хорового изложения – это специфические, свойственные данному виду музыкального творчества, приёмы изложения материала. С одной стороны, они тесно связаны с определённым общим типом фактуры, использованным композитором в произведении (гармонической, полифонической, смешанной), с другой – с жанрово-исполнительской спецификой хора. В зависимости от их функционального значения приёмы хорового изложения могут быть разделены на три группы. Наиболее отчётливо они выявляются при анализе произведений, написанных для смешанного хора полного состава (с+а+т+б).
а. К первой группе относятся приёмы, связанные с использованием выразительных возможностей состава хора:
Общехоровое изложение – tutti (М.И,Глинка «Москва», )
Изложение неполным составом хора ( Р.Шуман «Ночная тишина»).
Изложение хоровыми группами (П.Г,Чесноков «Не цветочек в поле вянет», В.Воробьёв «Прынясi ты, Божа»).
Изложение хоровыми партиями – «чистые тембры» (А.А.Давиденко «На десятой версте», В.Воробьёв «Спатканне»).
Разделение партий – divisi (А.А.Егоров «Ликуй, Октябрь», Атрашкевич «Да мацi Божай Будслаускай»).
б. Ко второй группе относятся приёмы, определяемые соотношением хоровых групп или партий:
Изложение основного музыкально-тематического материала (мелодии) различными партиями хора (В.Н.Салманов «Издалека», Э.Ханок «Было у салдата два полi»).
Передача мелодии из одной партии в другую (Д.И.Аракишвили «О поэте», В.Кузнецов «Пайшоу коцiк у лясок» («Калыханкi»).
Постепенное включение (и выключение) хоровых групп или партий (А.В.Александров «Горы», В.С.Калинников «Кондор»).
Сопоставление и обособление хоровых групп или партий (А.Т.Гречанинов «Лягушка и вол», Д.Д.Шостакович «Как меня младу-младёшеньку», В.Кузнецов «Зазвiнелi чарачкi на стале»).
Дублирование - в виде удвоения (Б.С.Шехтер «За Днестром») и в виде унисона (Н.А.Римский-Корсаков «Татарский полон»)
Перекрещивание (С.И.Танеев «На могиле», А.Мдивани «Веснянка»).
Наложение (Д.Д.Шостакович «На улицу»).
Окружение (В.Я. Шебалин «Берёзе»).
в. К третьей группе относятся:
Пение с закрытым ртом (П.Бородин «Грёзы», И.Мациевский «Господи помилуй»).
Пение на определённый гласный звук (М.В.Коваль «Траурный прелюд», В.Кузнецов «Няхай кату усё лiха» («Калыханкi»).
Пение на определённый слог или слово (Ж.Бизе «Арлезианка»,В.Воробьёв «Прынясi ты, Божа» ).
Звукоподражание (А.Г.Новиков «Барыня», А.мдивани «Ой, сiвы конь бяжыць»).
Глиссандо (Д.Д.Шостакович «Казнь Степана Разина», С.Бугасов «Сонца на Купалу»).
пение басов-октавистов (М.В.Коваль «Слёзы»).
Фальцет (М.Равель «Николетта»).
Форшлаг (Б.С.Шехтер «Море в ярости стонало», В.Воробьёв «Спатканне»).
«Эхо» (А.А. Егоров «Тайга»).
Заполнение (В.Н.Салманов «Ветры буйные»).
Мелодекламация – исполнение звуков неопределённой высоты говорком, шёпотом, криком (А.А.Давиденко «Подъём вагона», И.Мациевский «Господи помилуй»).
- Раздел I
- Тема I : Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения. Основные вопросы
- 3. Связь со словом.
- 4. Специфика инструмента (певческий голос).
- 5. Наличие дирижера.
- 6. Хоровое искусство развивается в ногу со временем.
- Тема II : Истоки, развитие, направления хорового искусства
- I.Церковно-певческое исполнительство.
- Тема III : Хоровое исполнительство Беларуси.
- Раздел II
- Тема IV: Основные стили и жанры вокально-хорового искусства. Жанры хоровой музыки
- 7.Хоровое переложение
- Тема V: Голосовой аппарат
- Тема VI: Певческие голоса и их характеристики
- Л и т е р а т у р а
- ТемаVii: Элементы певческого голоса.
- Глава IV. Работа над певческими навыками.
- ТемаViii: Типы и виды хоров. Расстановка хорового коллектива.
- ТемаIx: Дыхание в хоровом исполнительстве.
- Тема X: Хоровой строй
- ТемаXi: Распевание хора
- Тема XII: Дикция в хоровом пении. О с н о в н ы е в о п р о с ы
- Тема XIII: Ансамбль хора .
- Тема XIV: Хоровая фактура и приемы хорового изложения.
- Тема XV: Исполнительские средства художественной выразительности
- Тема XVI: Основные репетиционные приемы работы с отдельными хористами, ансамблями, хоровыми партиями и всем коллективом
- Тема XVII : Приемы хорового изложения.
- 2) Сокращения и условные обозначения
- ТемаXviii : Основные этапы работы над хоровым произведением. Подготовительная работа дирижера над партитурой.
- Тема XIX: Репетиционная работа дирижера над партитурой. (реализация исполнительского замысла).
- Тема XX: Концертное выступление
- Тема XXI : Анализ хоровой партитуры
- 3. Музыкально-выразительные средства
- 4. Хоровая фактура
- 5. Исполнительский анализ
- 6. Заключение
- 1. Методика анализа
- 2. Примерные анализы хоровых партитур