6. Хоровое искусство развивается в ногу со временем.
Это отображение жизни, звучащая летопись нашего времени.
В.Соколов: «Близость к человеку, его судьбе – в этом разгадка такой наполнености чувств хоровой музыки».
А.Новиков: «Человеку холодно без песни».
Задача хорового искусства сегодня состоит в том, чтобы поддержать человека в его стремлении духовно распрямиться.
Высшая форма хорового искусства – пение a cappella (уровень мастерства и наиболее полно выражает исполнительские возможности хора).
В.Минин: «Сегодня слушатель приходит на концерт, чтобы испытать радость познания, получить ту духовную пищу, которая поднимает человека над обыденностью, заставляет размышлять о жизни, о земле».
III. Хоровое искусство развивается в 2-ух направлениях:
1. Народное.
2. Академическое.
И в 2-ух руслах:
1. Любительское.
2. Профессиональное.
Академические хоры в своей деятельности опираются на принципы и критерии, выработанные музыкальными академиями, оперными театрами. Характерен округленный, прикрытый звук.
Академические хоры с их многогранной палитрой выразительных певческих средств, богатством и широтой репертуара являются вершиной хорового искусства.
Академическим хором подвластны все стили и жанры (их 7).
К л ю ч е в ы е с л о в а
Характерные черты; доступность; коллективизм; дирижер; певческий голос, слово, время.
Короткие выводы
Хоровое искусство является уникальным по своей природе и сущности. Это проявляется в доступности, коллективизме, развитии хорового исполнительства в соответствии с историческим периодом.
Контрольные вопросы
Перечислите характерные черты хорового искусства.
Какой анализ литературного текста должен быть в произведении (односторонним, двухсторонним)?
Назовите основные составляющие деятельности дирижера.
Процитируйте наизусть высказывание Н.М.Данилина о профессии дирижера.
Какая характерная черта хорового искусства не всегда используется в практической деятельности?
Л и т е р а т у р а
1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство - М. «Владос» 2003.
2. Лащенко А. Хоровая культура., Л.,1989.
3. Асафьев Б. О хоровом искусстве - Л.,1980.
- Раздел I
- Тема I : Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения. Основные вопросы
- 3. Связь со словом.
- 4. Специфика инструмента (певческий голос).
- 5. Наличие дирижера.
- 6. Хоровое искусство развивается в ногу со временем.
- Тема II : Истоки, развитие, направления хорового искусства
- I.Церковно-певческое исполнительство.
- Тема III : Хоровое исполнительство Беларуси.
- Раздел II
- Тема IV: Основные стили и жанры вокально-хорового искусства. Жанры хоровой музыки
- 7.Хоровое переложение
- Тема V: Голосовой аппарат
- Тема VI: Певческие голоса и их характеристики
- Л и т е р а т у р а
- ТемаVii: Элементы певческого голоса.
- Глава IV. Работа над певческими навыками.
- ТемаViii: Типы и виды хоров. Расстановка хорового коллектива.
- ТемаIx: Дыхание в хоровом исполнительстве.
- Тема X: Хоровой строй
- ТемаXi: Распевание хора
- Тема XII: Дикция в хоровом пении. О с н о в н ы е в о п р о с ы
- Тема XIII: Ансамбль хора .
- Тема XIV: Хоровая фактура и приемы хорового изложения.
- Тема XV: Исполнительские средства художественной выразительности
- Тема XVI: Основные репетиционные приемы работы с отдельными хористами, ансамблями, хоровыми партиями и всем коллективом
- Тема XVII : Приемы хорового изложения.
- 2) Сокращения и условные обозначения
- ТемаXviii : Основные этапы работы над хоровым произведением. Подготовительная работа дирижера над партитурой.
- Тема XIX: Репетиционная работа дирижера над партитурой. (реализация исполнительского замысла).
- Тема XX: Концертное выступление
- Тема XXI : Анализ хоровой партитуры
- 3. Музыкально-выразительные средства
- 4. Хоровая фактура
- 5. Исполнительский анализ
- 6. Заключение
- 1. Методика анализа
- 2. Примерные анализы хоровых партитур