logo
Лекции(horovedenie)

Тема V: Голосовой аппарат

Основные вопросы

  1. Общие сведения о голосовом аппарате.

  2. А) Гортань и её строение.

Голосовые складки.

Положение гортани во время пения

Б) Дыхательный аппарат

В) Артикулирующий аппарат

3. Резонаторы.

Цель: изучение теоретического материала для совершенствования практической работы с хористами.

Головой аппарат

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Кроме того, в голосообразовании принимает участие и нервная система. Органы, участвующие в голосообразовании, являются исполнителями приказов, исходящих из центральной нервной системы в результате её сложной деятельности при пении. Центральная нервная система организует работу органов голосообразования в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложным психофизиологическим актом.

Три основные отдела голосового аппарата составляют: гортань, дыхательный и артикуляционный аппараты (органы). Важную роль в процессе голосообразования играют резонаторы.

Гортань и её строение

Гортань – это орган, в котором расположены голосовые складки (связки), где происходит зарождение звука. Гортань расположена в средней части шеи, нижняя её часть соприкасается с трахеей, верхняя – соединяется с глоткой. Размер и форма гортани зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей человека.

От 3 до 14 лет, т.е. до периода мутации, развитие гортани происходит медленно, постепенно. В период мутации рост её становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере, особенно у мальчиков – на 2/3, у девочек на ½. У мужчин гортань примерно на 1/3 больше, чем у женщин (самая маленькая мужская гортань примерно равна самой большой женской гортани). Хрящи женской гортани имеют меньшую толщину. Наибольшая разница между мужской и женской гортанью выражается в величине переднезаднего размера. Самая большая по величине гортань у низкого мужского голоса (баса). Она остроугольная и вытянута вперёд. Гортань тенора по величине приблизительно равна женской и малозаметна. Женская гортань расположена выше мужской и находится ближе к подъязычной кости.

Гортань представляет собой сложную систему хрящей причудливой формы, соединённых между собой связками, мышцами и суставами. Скелет гортани напоминает по форме усечённую пирамиду основанием вниз.

Гортань состоит из основных хрящей: перстневидного, щитовидного и парных (двух) черпаловидного. В основании гортани лежит перстневидный хрящ, по форме напоминающий перстень, его утолщение находится сзади. Перед перстневидным хрящом немного выше находится щитовидный хрящ – его можно сравнить с раскрытой книгой, корешок которой расположен вертикально и направлен вперёд. Выпуклая чать этого хряща образует на шее «адамово яблоко» (когда Адам проглотил яблоко, оно застряло). На задней части перстневидного хряща располагаются парный черпаловидный хрящ – два небольших хряща, которые по форме приближаются к трёхгранным пирамидам. Из всех этих хрящей только один, перстневидный, почти неподвижен, т.к. связан с трахеей и может повторять лишь её движения по вертикали, остальные же соединены очень подвижно.

У детей хрящевой остов гортани отличается большей гибкостью и меньшими размерами по сравнению с гортанью взрослых; пластины щитовидного хряща соединены под более тупым углом, поэтому гортань ребёнка более округлая.

Отверстие, находящееся перед входом в гортань, называется входом в гортань. В передней части этого отверстия расположен надгортанник. Во время дыхания вход в гортань открыт. При глотании пищи надгортанник своей свободной частью отклоняется назад и закрывает отверстие гортани.

Положение гортани во время пения

В пении гортань необученного певца совершает размах больше, чем у обученного: при высоких звуках она поднимается, при более низких – опускается. С точки зрения физиологии пения считается правильным, если в процессе фонации гортань находится в состоянии относительного покоя. Уровень её расположения при пении у каждого певца свой и связан с типом голоса. Певческое положение гортани отличается от её положения при покое и речи. В результате различных положений гортани меняются размеры надставной трубки (ротоглоточного канала). Если гортань находится внизу, то увеличивается размер надставной трубки; если же гортань начинает движение вверх, то надставная трубка уменьшается.

Как правило, чем ниже голос (бас), тем ниже положение гортани при пении – тем длиннее надставная трубка. Чем выше голос, тем выше положение гортани – тем короче надставная трубка. В работе над достижением свободного звукообразования надо добиваться, чтобы гортань занимала наиболее удобное положение и была устойчива.

Если гортань имеет неестественное, низкое положение, то звук будет тусклым, глухим, глубоким, и наоборот, если гортань занимает высокое положение, то звук будет резким, крикливым. Положительно влияют на различную установку гортани гласные: и, э, а, о, у. Когда исполнитель поёт гласную «И», то гортань у него занимает самое высокое положение, а если «У» - то самое низкое. Гласная «А» является нейтрально, «Э» по отношению к «И» находится ниже. «О» по отношению к «У» будет расположена выше.

И

Э

А

О

У

Высокое положение гортани

Среднее между высоким и нейтральным положениями гортани

Нейтральное положение гортани

Среднее между низким и нейтральным положениями гортани

Низкое положение гортани

Используя различные согласные, можно изменить положение гортани. О положении гортани следует судить по качеству звучания голоса. Для того, чтобы гортань заняла наиболее удобное положение необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка, естественного зевка и правильного дыхания.

Структура дыхательного аппарата

Внизу гортань сообщается с трахеей, или дыхательным горлом. Это трубка, состоящая из хрящевых, незамкнутых сзади, колец, соединённых между собой связками и мышцами. В результате сокращения просвет трахеи и её длина могут изменяться. Трахея разделяется на два крупных бронха, которые, древовидно разветвляясь, превращаются во всё более мелкие. Самые мелкие бронхи – бранхеолы заканчиваются альвеолами (лёгочными пузырьками), в которых происходит газообмен. Альвеолы и составляют и лёгочную ткань. Бронхи вместе с лёгочными пузырьками образуют два лёгких. Остов грудной клетки оплетён мышцами. Мышцы – выдыхатели опускают рёбра и сужают грудную клетку. Это мощная мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. При вдохе увеличивается объём грудной клетки и диафрагма опускается, а при выдохе – поднимается. Она работает, как поршень и является главным регулятором подскладочного давления в речи и пении.

Артикуляционный аппарат

Артикуляционный аппарат – часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Органы, входящие в его состав называются артикуляционными органами. Работа этих органов направлена на создание звуков речи – артикуляции. К ним относятся: ротовая полость с языком, мягким нёбом, зубами, губами и нежней челюстью, глотка, гортань. Артикуляционный аппарат обеспечивает особенность и выразительность речевого и музыкального произношения (дикцию, орфоэпию, штрихи, цензуры). Гласные звуки порождаются в гортани при взаимодействии голосовых складок и дыхания. Звук, образованный на уровне голосовых складок, не имеет признаков определённого гласного. Преобразование этого неопределённого звука в определённый гласный происходит в надскладочных полостях при помощи специально уложенного для каждого гласного языка и формы рта. При этом звуковые волны изливаются через ротоглоточный канал свободно. Согласные звуки образуются в ротовой полости. Органы ротовой полости создают препятствия потоку дыхания и звуковых волн, при этом образуются шумы, которые мы и называем согласными звуками.

Резонаторы (от лат. Resonare – давать отзвук)

Звучаие складки сами по себе не дают полный и сильный звук. Такой звук получается только в результате их взаимодействия с резонаторами. Ими являются полости голосового аппарата, которые образуют два резонатора: верхний голосовой резонатор «голову» и нижний грудной резонатор – «грудь». Верхний головной резонатор составляют полости, находящиеся над голосовыми складками: надскладочная часть полости гортани, полости глотки, рта, носоглотки, лобные и носовые полости. Глотка – главный резонатор. Нижний грудной резонатор образуют полости трахей и бронх. Резонаторы делятся на 1) подвижные, способные изменять размер и резонанс – полость гортани, глотка, рот, и 2) неподвижные, неизменные по размеру полости – носовые (гайморовы, лобные), трахеи и бронхи (они имеют постоянные резонаторные свойства). Резонация воспринимается певцом как вибрация костей и мышц головы и груди. Причина резонации в колебаниях воздушного столба, заключённого в полостях верхнего и нижнего резонаторов. Оба резонатора взаимодействуют и при правильном пении академического типа редко звучат изолированно (это бывает оправдано образным содержанием музыки). Правильное смешение головного и грудного регистров составляет условие ровного на всём диапазоне звучания. Это приучает голосовые складки к смешанной работе, которая способствует исчезновению регистровых переходов.

К л ю ч е в ы е с л о в а

Голосовой аппарат; гортань; голосовые складки; строение; дыхательный, артикуляционный аппарат; резонаторы.

К о р о т к и е в ы в о д ы

Голосовой аппарат – сложная система, включающая глотку, гортань, дыхательный и артикуляционный аппараты (органы), а также ротовую и носовую полости с придаточными полостями, мышцы брюшной полости. Центральная нервная система организует работу органов голосообразования в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложным психофизиологическим актом.

Важную роль в процессе голосообразования играют резонаторы.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

        1. Назовите основные составляющие голосового аппарата.

        2. Какую окраску звука придает гортань, находящаяся в неестественно низкой

позиции?

        1. Что такое резонаторы? В чем их специфика?

        2. Что такое диафрагма и каковы ее функции?

        3. Согласитесь либо опровергните утверждение: чем выше голос, тем ниже положение гортани при пении.

Литература.

1. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом – М., 1983

2. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению - М., 1987г.

3. Казачков С.А. От урока к концерту. – Казань, Изд-во Казанского

университета, 1990 г.

4.Рахчеев Н.В. Постановка голоса и методика обучения пения - Мн., 1980

МГИК.

  1. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре – М.,

1988.