logo search
Популярная история музыки

Музыкальная тема Раймонды из балета «Раймонда» а. К. Глазунова

Наступает ночь. Оставшись с близкими подругами и пажами, девушка отдается мечтам. Затем все ложатся спать. Раймонде снится, что статуя Белой дамы сошла со своего места и увлекает ее за собой в парк. Здесь ее ждет де Бриенн, но внезапно он исчезает, и перед девушкой появляется араб Абдерахман. Он говорит Раймонде об огненной страсти, сжигающей его, чем вселяет в девушку неописуемый ужас, и она теряет сознание. Далее наступает утренний рассвет, Раймонда пробуждается.

Во втором действии зритель видит картину праздника в замке: ожидают возвращения рыцаря де Бриенна. Неожиданно прибывает Абдерахман со свитой и признается Раймонде в любви. Затем в разгар всеобщей бешеной пляски он пытается похитить девушку, но путь ему преграждает внезапно возвратившийся жених Раймонды. Поединок между ними завершается гибелью Абдерахмана.

В третьем действии показано свадебное торжество, пышный дивертисмент и заключительный апофеоз.

Музыка балета представляет собой цельное симфоническое произведение, связанное единым художественным замыслом. Портреты героев, характеризуемые законченными танцевальными номерами, сочетаются со сквозным развитием музыкальных образов. При этом особенно последовательно и разносторонне описана главная героиня. Ее образ соткан из беспечности, жизнерадостности, шаловливости, мечтательности, страстности и горделивости. Очень ярок образ Абдерахмана. Его необузданные порывы передаются характерной темой с восточной окраской.

Заметную роль в балете играют жанровые сцены, пантомимы, дающие возможность зрителю составить представление об обстановке, окружающей героев. Интересны в «Раймонде» танцы различных народов – арабские, венгерские, испанские.

Обогащая балетные формы, Глазунов внес много ценного в хореографические адажио: так, в лирическом адажио Раймонды с де Бриенном и в драматическом адажио ее с Абдерахманом, выполняющих роль дуэтов-диалогов в опере, с наибольшей силой раскрыты взаимоотношения героев, их чувства. Музыка «Раймонды» отличается яркой мелодичностью. Подобно Чайковскому, Глазунов насыщает ею не только адажио, но и вальсы, вариации и другие танцы.

Подводя итог рассказу об этом прекрасном композиторе, скажем, что его творчество и общественная деятельность явились неоценимым вкладом в развитие русской музыкальной культуры. Глазунов – один из крупнейших русских симфонистов. В его стиле своеобразно сплелись и преобразовались творческие традиции Глинки и Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова и Чайковского.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Рахманинов – одна из центральных фигур в русской музыке начала XX века. В своей разносторонней музыкальной деятельности композитора, пианиста и дирижера Рахманинов был крупным представителем реалистического направления в музыкальной культуре России той эпохи.

Великий композитор появился на свет в 1873 году в небогатой дворянской семье, проживавшей в усадьбе Онег Новгородской губернии. Родители Сергея обладали музыкальными способностями, любили музыку и посвящали ей значительную часть своего досуга. Мать Сергея начала заниматься с сыном музыкой, когда тому исполнилось четыре года.

Сергей Васильевич Рахманинов

В начале 80-х годов семья Рахманиновых переехала в Санкт-Петербург, где талантливый мальчик поступил в младший фортепианный класс консерватории к преподавателю В. В. Демянскому. Но учеба отнюдь не помогла Рахманинову развить свое дарование: дело в том, что Демянский не обратил должного внимания на своего ученика, успехи которого далеко не соответствовали его способностям.

В 1885 году родители Рахманинова по совету известного пианиста А. И. Зилоти (двоюродного брата Сергея Рахманинова) решили отдать сына в Московскую консерваторию, где Сергей стал учеником Н. С. Зверева. Последний не только занимался со своими студентами непосредственно по специальности (фортепиано), но и заботился об их всестороннем музыкальном и культурном развитии: следил за общеобразовательными занятиями, всячески поощрял посещение студентами концертов и театров, устраивал домашние музыкальные вечера, на которых иногда присутствовали известнейшие музыканты, в том числе Чайковский и Рубинштейн. Такая комплексная система обучения самым благоприятным образом отразилась на развитии музыкального дарования Рахманинова: у него выработалась привычка к систематическому, ежедневному труду, появился художественный вкус.

В 1888 году Рахманинов перешел на старшее отделение консерватории и поступил в класс Зилоти. К этому времени у юного музыканта обнаружились бесспорные композиторские способности. Одновременно с занятиями по классу фортепиано Рахманинов начал посещать классы контрапункта и фуги у Танеева и свободного сочинения у Аренского.

Уже во время учебы в консерватории Рахманинов выделялся своей феноменальной музыкальностью. Исключительный музыкальный слух и необычайная память позволяли ему запоминать и свободно воспроизводить слышанные лишь один раз произведения, играть с листа труднейшие пьесы фортепианного репертуара. В области пианистической техники для него, казалось, не существовало трудностей. Выступления Рахманинова на ученических вечерах становились событиями в музыкальной жизни консерватории и не оставляли сомнения в его артистическом будущем.

В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию по фортепианному классу. Незадолго перед тем Зилоти оставил данное учебное заведение, и Рахманинов, не желая переходить к другому профессору, самостоятельно в трехнедельный срок подготовил довольно трудную и обширную программу, с которой блестяще выступил на выпускном экзамене.

Несмотря на постоянные выступления, Рахманинов, учась в консерватории, уделял внимание и занятиям композицией. Тогда он написал много произведений в разных жанрах, среди них пьесы крупной формы: Первый концерт для фортепиано фа-диез-минор, симфоническая поэма «Князь Ростислав» и первая часть «Юношеской» симфонии ре-минор, а также одночастное «Элегическое трио» соль-минор.

Весной 1892 года Рахманинов окончил консерваторию по классу свободного сочинения, представив в качестве экзаменационной работы партитуру одноактной оперы «Алеко», созданной им за 17 дней. Благодаря содействию Чайковского премьера данного произведения прошла в апреле 1893 года на сцене Большого театра.

«Алеко» и Первый концерт являются лучшими произведениями Рахманинова консерваторского периода. В них наиболее заметны характерные черты творчества молодого композитора: стремление к значительным мыслям и чувствам, прекрасный мелодический дар, выдающееся гармоническое чутье. Кроме того, в данных произведениях ощущается влияние музыки Чайковского и композиторов «Могучей кучки», отчасти также Грига.

Вскоре после расставания с консерваторией Рахманинов создает многочисленные произведения разных жанров: от небольших камерных пьес до монументальных симфонических произведений. При этом основное внимание он сосредотачивает в области фортепианной, камерно-вокальной и оркестровой музыки. До 1897 года им были написаны три тетради романсов, в которые входят такие замечательные образцы его вокальной лирики, как «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Островок». Среди фортепианных произведений этого времени наиболее интересны Первая сюита для двух фортепиано в 4 руки, «Музыкальные моменты» сочинение 16. Среди произведений симфонического жанра в первую очередь следует назвать фантазии «Утес» и Первую симфонию ре-минор сочинение 13.

Во всех указанных произведениях этого периода присутствуют типичные для музыки Рахманинова образы, отличающиеся светло-романтическим характером. В данных сочинениях формируется особенная рахманиновская лирическая мелодика, появляются характерные темы драматической направленности, гармония становится еще более выразительной.

К середине 90-х годов Рахманинов завоевал достаточно большую популярность в кругах широкой публики, а также среди московских и петербургских музыкантов. Казалось, все способствует расцвету блестящего таланта, но судьба порой преподносит неожиданные и не самые приятные сюрпризы. Так случилось и с Рахманиновым: в 1897 году исполненная в Русских симфонических концертах в Петербурге Первая симфония потерпела полный провал и вызвала резко отрицательные отзывы прессы. Все это крайне отрицательным образом отразилось на Рахманинове: он уничтожил партитуру симфонии, а его творческая деятельность на время оборвалась. Впоследствии он вспоминал: «После этой симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки».

Личная жизнь молодого композитора тоже складывалась не очень хорошо. По окончании консерватории острый недостаток в деньгах заставлял его давать многочисленные уроки по фортепиано в различных учебных заведениях. Такая зависимость тяготила Рахманинова, стесняла его творчество и подрывала здоровье, которое и так заметно пошатнулось после провала симфонии.

С осени 1897 года Рахманинов начинает выступать как дирижер: в течение одного сезона он работает в Московской частной опере С. И. Мамонтова. Смена обстановки и работа в оперном театре, общение с большим коллективом, в котором были талантливые артисты и художники, – все это благоприятно отражалось на состоянии духа композитора. Именно в тот период началась его дружба и совместные выступления с Ф. И. Шаляпиным, явившиеся, по словам самого Рахманинова, одним «из самых сильных, глубоких и тонких переживаний» в его жизни.

К 1900 году Рахманинову удалось восстановить душевное равновесие, после чего он приступил к работе над двумя новыми крупными произведениями: Вторым концертом для фортепиано и Второй сюитой для двух фортепиано. До 1906 года он написал и много других произведений, среди которых следует особо выделить сонату для виолончели и фортепиано, кантату «Весна» на текст стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум», романсы сочинение 21, прелюдии сочинение 23, оперы «Скупой рыцарь» (на текст одноименной «маленькой трагедии» Пушкина) и «Франческа да Римини».

С осени 1904 года до весны 1906 года Рахманинов занимал должность дирижера Большого театра, на сцене которого под его руководством ставили такие оперы, как «Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Князь Игорь».

В 1906 году Рахманинов, намереваясь целиком посвятить себя творчеству, оставляет театр и переезжает в Дрезден, где живет до лета 1909 года, изредка выступая с концертами в разных городах Европы. Здесь он создает Вторую симфонию, симфоническую поэму «Остров мертвых», цикл романсов сочинение 26, Первую сонату для фортепиано, большую часть оперы «Монна Ванна», а также работает над либретто оперы «Саламбо».

По возвращении на родину, в 1909 году, композитор сочиняет Третий концерт для фортепиано – произведение, ознаменовавшее собою расцвет его таланта. В данном произведении наиболее ярко предстают особенности стиля Рахманинова: подлинная симфоничность и широта формы, гибкий музыкальный язык, великолепный мелодический дар. Именно к этому времени происходит становление облика Рахманинова как музыканта и человека. Ему присущи исключительная скромность, прямота и принципиальность в вопросах искусства и в отношении к людям. Вот какие воспоминания о Рахманинове оставил один из его современников: «Достигнув мировой славы, он по-прежнему одевался просто, держал себя натурально, без вычур, свойственных знаменитостям, и по-прежнему был прямолинеен в суждениях, разговорах и действиях».

Между тем творчество композитора вызывало искренние и горячие симпатии у самых различных людей, что, однако, не мешало самому Рахманинову время от времени переживать острую душевную борьбу и мучительные сомнения в себе, в силу чего он был довольно замкнутым человеком. После поражения революции 1905 года в среде русской художественной интеллигенции распространились пессимистические настроения, чувства растерянности и страха. Все это нашло отражение и в творческой деятельности Рахманинова: в созданных им в 1910 – 1916 годах произведениях появляется ряд новых черт. Так, в кантате «Колокола» (текст Эдгара По в переводе поэта-символиста К. Д. Бальмонта), в некоторых прелюдиях и этюдах-картинах увеличивается значение трагических образов и значительно усложняется музыкальный язык.