2) Учение о мелодии.
Мелодист – композитор, музыкальные произведения которого отличаются особенной яркостью и богатством мелодического оформления.
Мелодия – одноголосно воплощенная музыкальная мысль. В одноголосии мелодия представляет всю музыку и выступает как понятие, аналогичное ей. В гомофонии мелодией считают тот голос, который сосредотачивает в себе основное содержание музыкальной мысли.
Минор – лад, представляющий полную противоположность мажору. Устойчивые звуки минора составляют малое трезвучие, которое придает ему мягкую, элегическую окраску. Основные виды минора: натуральный, гармоничный (с повышенной на полтона седьмой ступенью), мелодический (с повышенными на полтона шестой и седьмой ступенями).
Модальная гармония – гармоническая техника, строящаяся на основе принципа ладового звукоряда, в отличие от тонального принципа центрального созвучия. Специалисты выделяют старую (многоголосие эпохи Средневековья, Ars nova, Возрождения) и новую (в музыке XIX – XX веков, т. н. неомодальность) модальные гармонии. Первая из них опирается на средневековые лады (модусы) и принципы григорианской монодии, при этом сильно изменяя их.
Во второй половине XVI – XVII веков происходит слияние принципов старой модальности и зарождающейся двуладовой системы мажора и минора, которая в начале XVIII века полностью вытесняет модальную гармонию (некоторые элементы модальности продолжаются использоваться в церковном песнопении). В XIX – XX веках некоторые композиторы вновь обращаются к принципам модальной гармонии – ориентации на определенный ладовый звукоряд, нецентрализованности лада, временности устоя, отступления от классического функционального правила связи аккордов. Модальная гармония в XX веке обретает новую индивидуальную форму в творчестве И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, Д. Д. Шостаковича и др.
Модальность – 1) В теории лада модальность является способом звуковысотной организации, основой для которого служит звукорядный принцип, в отличие от тональности с ее техникой центрального тона или созвучия.
2) В средневековой теории ритма модальность – техника использования шестиритмических модусов. Модальные формулы, как правило, были частями более крупной структуры – ордо.
3) В современной композиции модальность – метод построения композиции на основе различных натуральных и искусственных ладов, а также произвольно выбранных звуковысотных и ритмических модусов. Модальная техника имеет много общего с серийной, но, в отличие от нее, модус представляет собой комплекс со свободно изменяющимся порядком элементов.
Модуляция – 1) В классической мажорно-минорной системе под данным понятием подразумевается смена тональности.
2) В Средние века модуляцией обозначалась слаженность и стройность, считающиеся основополагающим предметом музыкального искусства.
Мотет – сложно выстроенное, согласно определенным правилам, 3 – 4-голосное произведение. В его основе лежит проводимая в одном из голосов (тенор) крупными длительностями мелодия духовного напева, на которую накладываются верхние голоса.
Мотив – наименьшая часть музыкальной формы, самый маленький отрезок мелодии, обладающий вполне определенным музыкальным содержанием. Мотив, как правило, занимает 1 – 2 такта, складывается вокруг сильной доли и характеризует мелодию.
Музыкальная форма – 1) Совокупность выразительных музыкальных средств, раскрывающих идейно-художественное содержание произведения (мелодия, фактура и т. д.).
2) Структура музыкального произведения. Музыкальная форма индивидуальна в каждом сочинении, но существуют относительно устойчивые ее типы: период, простая и сложная двухчастная форма, простая и сложная трехчастная форма, вариации, рондо, сонатная форма, различные циклические формы (сюита, сонатный цикл) и др. Самой маленькой структурной единицей музыкальной формы считается мотив – отрезок мелодии с четким содержанием. Два и более мотивов образуют фразу; из фраз складывается предложение. Последовательность из двух предложений образует законченный раздел – период, который, как правило, состоит из 8 или 16 тактов. В форме периода излагаются темы музыкальных произведений. Принципами формообразования являются экспозиция (изложение темы), точное или варьированное повторение тематического материала, сопоставление с новыми темами; повторение материала после раздела, развивающего его или опирающегося на новую тему (реприза). Эти принципы часто взаимосвязаны.
Ноктюрн – музыкальное произведение. В XVIII – XIX веках так называли род дивертисмента (близкое к серенаде многочастное произведение), исполняемое ансамблем духовых и струнных инструментов в ночное время на открытом воздухе. Позднее под ноктюрном стали подразумевать небольшую одночастную напевную лирическую пьесу для фортепиано в репризной 3-частной форме.
Нонаккорд – звуковое единство, состоящее из пяти элементов.
Опера (от итал. оpera – «труд, дело, сочинение») – вид музыкально-театрального искусства; музыкально-драматическое произведение, построенное на взаимосвязи слова, сценического действия и музыки. Исторической родиной является Италия; время возникновения – рубеж XVI – XVII веков.
Со временем были выработаны различные оперные формы: сольная ария, ариозо, каватина, всевозможные виды вокального ансамбля (дуэт, терцет, квартет и др.), увертюра, а также самостоятельные оркестровые эпизоды жанрового или описательного характера. На протяжении XVII – XIX веков опера трансформируется (в каждой стране этот вид искусства приобретает индивидуальные особенности), обогащается новыми жанрами (опера-сериа, комическая опера и др.) и жанровыми разновидностями: балладная опера – в Англии, опера-буффа – в Италии, опера-комик – во Франции, зингшпиль – в Германии и Австрии (разновидности комической оперы) и т. д.
В ХХ веке развитие оперы проходило сложными путями. Под влиянием новых художественных течений (импрессионизма, неоклассицизма, экспрессионизма) преобразуется ее образно-выразительный строй и драматическая структура. В ХХ веке появляются новые формы оперы – джазовая опера и рок-опера.
Опера буффа (итал. opera buffa – «комическая опера») – итальянская разновидность комической оперы, сформировавшаяся в 1830-х годах. Истоки этой разновидности прослеживаются в комедийных операх римских композиторов XVII века, а также в комедии дель арте. Основоположником оперы-буффа является Дж. Б. Перголези, интермедии которого отсоединились от большого спектакля оперы-сериа. Отличительными чертами этого жанра являются небольшие масштабы, 2 – 3 действующих лица, подвижность действия, пародия, яркая, живая жанровая мелодика, простота стиля, речитативы (а не разговорные диалоги, как во французской комической опере).
Опера seria (итал. opera seria – «серьезная опера») – жанровая разновидность оперы, появившаяся в начале XVIII столетия в творчестве композиторов неаполитанской школы. Этому жанру присуще господство историко-мифологических и легендарно-сказочных сюжетов при отчетливо выраженном разделении функций слова (сценического действия) и музыки.
К середине XVIII столетия опера-сериа претерпела эстетический кризис в качестве «концерта в костюмах», что привело композиторов к новым изысканиям. Тем не менее традиции оперы seria не были окончательно забыты, а, наоборот, получили развитие в творчестве многих композиторов. И только в XIX столетии термин окончательно утрачивает свой первоначальный смысл и выходит из обихода.
Оперетта (итал. operetta – «малая опера») – один из видов музыкального театра, состоящий как из вокальной, так и инструментальной музыки, танца, балета, а также элементов эстрадного искусства. В основе музыкальной драматургии оперетты большей частью лежат куплетная песня и танец. В основном кульминация каждой сцены связана с популярным в конкретное время в данной стране танцем, зачастую определяющим собой всю музыкальную атмосферу спектакля. Отличительной особенностью оперетты является то, что, хотя она и использует характерные для оперы формы (ария, дуэт, ансамбль, хор), однако они более просты и выдержаны в песенно-танцевальном характере. От другой разновидности музыкальной комедии и драмы – водевиля – оперетту отличает то, что ее музыкально-вокальные номера служат для развития действия, утверждения идеи, а музыка несет смысловую нагрузку, в то время как в водевиле она играет всего лишь вспомогательную роль.
Опус (от лат. opus – «труд, произведение, творение») – 1) Музыкальное произведение, снабженное порядковым номером при публикации, иногда сборник сочинений одного жанра, помеченных одним номером. Первоначально (с конца XVI столетия) номер опуса проставлялся издателем. Кроме того, одним номером могли быть помечены несколько одножанровых произведений разных авторов. При издании ранее не публиковавшихся произведений принято обозначение opus posthumum (сокращенно op. pocth. – «посмертное сочинение»). В некоторых случаях, когда издание данного композитора началось относительно поздно, последовательность опуса не всегда соответствует хронологическому порядку создания произведения.
2) В широком музыкально-эстетическом смысле опус – тип предметного воплощения композиторской деятельности, сформировавшийся в Европе в период позднего Средневековья. Признаки, по которым его можно отличить: ориентация на выполнение прикладных задач, канонизированность выразительных средств, письменная фиксация композиции в нотированном тексте, внешняя регламентация формы как следствие соблюдения жанровых канонов.
Оркестровка – переложение какого-либо музыкального произведения для оркестра. Хотя оркестровка, по существу, сводится к инструментовке, эти понятия необходимо различать: оркестровка – «перевод» на язык оркестра какой-либо инструментальной пьесы; инструментовка – процесс конкретного воплощения в тембровый «наряд» произведения, задуманного для оркестра.
Орнаментика (от лат. ornamentum – «украшение») – мелодичные обороты из звуков относительно мелкой длительности, используемые для украшения мелодии, усиления ее экспрессии, для показа виртуозных возможностей исполнителя. К орнаментике относятся мелизмы, тираты, пассажи, колоратуры, глоссы, а также некоторые виды фигурации аккордов и ритмические изменения. Различают следующие виды орнаментики: орнаментика, не обозначенная в нотах и импровизируемая исполнителем; орнаментика, обозначенная особыми знаками; орнаментика, полностью выписанная нотами.
Партитура (итал. partitura – «разделение, распределение», от лат. partio – «делю, распределяю»; нем. Partitur; франц. partition) – способ нотной записи многоголосного музыкального произведения на более чем двух нотоносцах, расположенных один под другим и разделенных тактовыми чертами. Современная организация партитуры окончательно сформировалась к середине XIX века.
Партия (от лат. pars – «часть») – 1) В многоголосной вокальной, вокально-инструментальной, ансамблевой и оркестровой музыке одно из слагаемых фактуры музыкальных произведений, предназначенных для исполнения отдельным голосом или на отдельном инструменте. 2) В многоголосной полифонической музыке – то же, что и голос. 3) Раздел экспозиции и репризы сонатной формы (главная, связующая, побочная, заключительная партии).
Пассаж (франц. passage – «переход») – 1) Отрывок музыкального или литературного сочинения, имеющий внутреннее единство в связи с применением определенного приема изложения. 2) Последовательность звуков в быстром движении.
Пассакалья (итал. passacaglia, испан. pasacalle, от испан. pasar – «проходить» и calle – «улица») – песня, в более позднее время танец испанского происхождения, сначала исполнявшийся на улице под аккомпанемент гитары при отъезде гостей с празднества.
Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis – «пастушеский») – музыкальное произведение (опера, балет, сцена, пьеса), изображающее идиллию сельской жизни и природы. Появилась под влиянием восходящей к античности литературы, в XVII – XVIII веках
пользовалась успехом в придворном искусстве Италии и Франции. В период Средневековья пастораль связана с творчеством трубадуров и труверов.
Пиццикато (от итал. pizzicare – «щипать») – воспроизведение звука на струнных смычковых инструментах щипковым путем. Термин «пиццикато» является также названием некоторых инструментальных пьес, исполнение которых основано на щипковых приемах.
Полифония (от греч. poly – «много», phone – «звук», т. е. буквально – «многоголосие») – выразительное средство музыки, основанное на сочетании и одновременном развитии нескольких отдельных мелодических линий. Особенно популярен был полифонический стиль в Средние века в хоровой музыке.
Попурри (от фран. pot-pourri – «смешанное блюдо») – инструментальная пьеса, содержание которой представляет собой гармоничное сочетание нескольких популярных мотивов как классических произведений (опер, оперетт, балетов и т. д.), так и сочинений отдельных композиторов, народных песен и музыкальных номеров известных кинофильмов. Во время исполнения попурри различные мотивы плавно сменяют друг друга. Широкое распространение этот вид инструментальной пьесы получил в Европе в XIX веке. В наши дни попурри является частью эстрадной музыки.
Прелюдия (от лат. praeludo – «играю предварительно, делаю вступление») – небольшая инструментальная пьеса импровизационного характера. Обычно прелюдия используется как вступление к основной пьесе. Она также может выступать в качестве самостоятельной музыкальной композиции.
Программная музыка – инструментальная или симфоническая музыка, основанная на каком-либо конкретном сюжете. Программу музыкального сочинения раскрывает или его название, или специальный литературный комментарий (нередко в стихотворной форме). Источником программы являются исторические сказания, легенды и былины, литературные и художественные произведения.
Пуантилизм (франц. pointillisme от point – «точка») – метод построения музыкального произведения в современном искусстве. Музыкальная фраза составляется из чередующихся с различными по длине паузами звуков-точек (или сочетаний двух звуков). Основоположником пуантилизма является А. Веберн.
Пьеса – музыкальное произведение инструментального характера. Как правило, пьеса представляет собой законченную композицию небольших размеров.
Рапсодия – жанр музыкальных произведений свободной формы, по структуре и темам близких к фольклору – народным песням и танцам.
Регистр (от средневекового лат. registrum – «список, перечень») – 1) Специальное приспособление на инструментах, с помощью которого музыкант может изменять силу и тембр звука. 2) У органа регистром называют несколько труб, имеющих одинаковый тембр звука. 3) Несколько звуков одного тембра.
Реквием (от лат. requies – «покой, отдых, успокоение») – первоначально под реквиемом подразумевался религиозный обряд: траурная месса, песнопения по усопшему на латинском языке. В настоящее время так принято называть траурное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей и предназначенное для хорового исполнения. Часто входит в концертные программы.
Реприза (франц. reprise, от reprende – «возобновлять») – повторяющаяся часть музыкального произведения.
Ритмика – 1) Раздел в науке о музыке, посвященный теории ритма. 2) Особенности ритмической организации произведений разных стилей. 3) Комплекс упражнений, направленных на развитие чувства ритма.
Романс – вокальное произведение небольшого размера, предназначенное для сольного исполнения в сопровождении какого-либо музыкального инструмента. Среди жанров романса – баллада, элегия, баркарола.
Рондо (итал. rondo, франц. rondeau от rond – «круг») – 1) Форма музыкального произведения, основу которой составляют повторения рефрена (основной темы) и различных по содержанию эпизодических мотивов. 2) В гомофонной музыке – группа, состоящая из пяти основных музыкальных форм (система А. Б. Маркса). 3) Название формы музыкального сочинения, построенного на периодическом чередовании двух различных по характеру и содержанию частей.
Серенада (франц. serenade, от итал. serenata, от sera – «вечер», нем. Standchen) – 1) Вокально-инструментальный песенный жанр. В XVI – XVIII веках музыканты исполняли серенады под окнами любимых девушек, сопровождая свое пение игрой на струнных щипковых инструментах (гитара, мандолина). 2) Форма музыкально-инструментального сольного произведения небольшого размера, напоминающая вокальную серенаду. 3) В музыке XVII – XVIII веков – форма музыкальных произведений большого объема с участием солиста, хора и симфонического оркестра, часто включавших драматические действа и балетные номера.
Симфоническая поэма – жанровая разновидность симфонической музыки. Оформление получила в творчестве Ф. Листа на основе идей романтизма, где основное место отводилось взаимопроникновению, синтезу искусств. Симфоническая поэма представляет собой одночастное программное сочинение, предназначенное для оркестрового исполнения. Симфоническую поэму отличает развитие образа и темы, причем последняя может быть по-своему изложена и представлена композитором.
Симфония – жанр музыкальных произведений сонатной формы, предназначенных для оркестрового исполнения.
Синкопа – перенос ритмического ударения с первой доли на более слабую. Использование композитором синкопы приводит к нарушению плавного и непрерывного течения звуков, составляющих звукоряд, что позволяет создать в музыкальном произведении особую экспрессию.
Скерцо (итал. scherzo – «шутка») – 1) Название музыкальных инструментальных произведений шутливого характера, а также небольших по объему музыкальных пьес. 2) Обозначение части крупного по объему музыкального произведения (соната, симфония). Отличительными особенностями скерцо являются быстрый темп, трехдольный размер ритма, резкая смена настроения (от безобидной шутки и веселья до гротеска и сарказма).
Соло (итал. solo, от лат. solus – «один») – 1) В многоголосом произведении исполнение какой-либо части одним музыкантом или певцом. 2) Название музыкального сочинения, написанного для самостоятельного исполнения одним музыкантом или певцом.
Сольфеджио (итал. solfeggio – от названия музыкальных звуков соль и фа) – 1) Исполнение мелодии с называнием составляющих ее звуков. 2) Учебный предмет, входящий в обязательную программу музыкального учебного заведения. 3) Сборники упражнений, включающие мелодии для сольфеджирования и задания для проведения анализа звуков.
Соната (итал. sonata, от sonare – «звучать») – жанр музыкальных произведений, написанный для одного или нескольких инструментов. Соната представляет собой многочастное музыкальное сочинение, построенное на развитии и противопоставлении двух тем, обычно составляющих контраст.
Стиль музыкальный (от лат. stilus, stylus – «палочка для письма; способ изложения, склад речи») – единство образов, музыкальных средств выражения, композиционных методов и приемов в музыкальном произведении, их соответствие теме и творческому замыслу композитора.
Ступень – 1) Место расположения звука в ладовой системе, гамме или звуковом ряду. 2) Звук ладовой системы, звукоряда или гаммы.
Сурдина, сурдинка (франц. sourdine, итал. sordina, от лат. surdus – «глухой, глухо звучащий») – приспособление, с помощью которого музыкант во время исполнения произведений может заглушить или снизить тембр звуков музыкальных инструментов.
Сюита (франц. suite – «ряд, последовательность») – форма музыкального произведения, состоящего из нескольких частей, контрастных по отношению друг к другу.
Такт (нем. Takt, от лат. taktus – «прикосновение») – небольшой отрезок музыкального произведения, в котором чередуются сильные и слабые доли. Начинается такт всегда с сильной доли. В нотных записях границы такта обозначаются тактовыми чертами, стоящими перед сильной долей. Различают такты простые, включающие 2 – 3 доли, и сложные, состоящие из нескольких простых тактов. Количество долей, входящих в такт, и их длительность определяет музыкальный размер.
Тема – мелодия, отражающая основную мысль произведения и те неповторимые черты, которые отличают его от других сочинений. В более узком смысле – это одна самостоятельная музыкальная мысль, имеющая индивидуальные особенности. В теме обычно раскрывается один музыкальный образ. Одновременно тема служит объектом дальнейшего развития.
Тембр – окраска музыкального звука. Звуки, имеющие одинаковую громкость и высоту, но исполненные разными голосами, на разных инструментах или на одном, но разными способами, отличаются друг от друга по тембру. В зависимости от ассоциаций, возникающих при восприятии того или иного тембра, – зрительных, вкусовых, осязательных – звуки бывают яркие и матовые, теплые и холодные, резкие и мягкие и т. п. Слуховые определения (звонкие и глухие) используются гораздо реже.
Темп (от лат. tempus – «время») – скорость движения. Темп определяют характер, содержание и настроение произведения. В музыке для обозначения темпа пользуются итальянскими терминами.
Токката (от итал. toccare – «касаться, играть на клавишных инструментах») – музыкальная пьеса для клавишных инструментов. Исполняется в быстром темпе, с четкой техникой удара. Возникла в XVI веке, во второй половине XVII века превратилась в самостоятельный концертный жанр.
Тон (в переводе с греч. – «напряжение, натяжение») – 1) Интервал, мера высотных соотношений двух звуков равномерно-темперированного строя, равная целому тону или двум полутонам. 2) Элемент мелодии, единица измерения длины интервалов, звук аккорда, имеющий точную высоту.
Тональность – точное расположение звуков лада по высоте, зависящее от положения тоники (основного звука) в музыкальном строе (например, тональность до-мажор, си-минор). Любой звук октавы может служить тоникой, поэтому мажорный или минорный лад реализуется в 12 тональностях.
Тоника – основной, наиболее устойчивый тон или аккорд тональности, который дает ей название; первый звук тональности, на котором строится главное трезвучие (тоническое).
Транскрипция (от лат. transcriptio – «переписывание») – переработка музыкальных произведений. Существуют два вида транскрипции: переложение произведения для другого инструмента и изменение для того же инструмента с целью достижения большего удобства при исполнении или более высокой техники изложения.
Тремоло (в переводе с итал. – «дрожащий») – быстрое многократное повторение одного и того же звука (например, при игре на балалайке, литаврах, струнных смычковых и других инструментах); быстрое многократное чередование двух созвучий или двух звуков, интервал между которыми должен быть не менее малой терции.
Троп – 1) Григорианское песнопение в целом или его часть. Может быть текстовым или мелодическим. 2) Обозначение транспозиционной гаммы в древнегреческой музыкальной теории. 3) Одно из названий церковного лада в средневековой Западной Европе.
Увертюра – вступительная часть крупного музыкального произведения. Часто является самостоятельным произведением. Первая оперная увертюра – Токката – была написана в 1607 году Монтеверди. Классическим считается тип трехчастной итальянской увертюры, который сложился в XVII веке в неаполитанской оперной школе.
Унисон – 1) Одновременное звучание двух или нескольких голосов с нулевым интервалом, абсолютный консонанс. 2) Синхронное исполнение двумя или несколькими музыкантами одного и того же произведения.
Фактура – окончательная обработка нотного текста композитором. Заключительное звено в цепи понятий: склад музыкальный – ткань музыкальная – фактура. Обязательно включает в себя тембр, голосоведение, регистровое положение.
Фантазия – инструментальное или вокальное музыкальное произведение с произвольной формой построения, с отступлением от традиционных композиционных схем.
Фигура – 1) самостоятельная часть танца, неоднократно повторяющаяся в нем. 2) Особая группа звуков или длительностей, используемых в произведении несколько раз.
Форшлаг (от нем. «перед» и «удар») – см. Мелизм.
Фуга – 1) Полифоническое произведение, в котором основная тема проводится в разных голосах и в различных вариациях. Композиционные части: тема, ответ, противосложение, интермедия, стретта. Разделы фуги: экспозиционный, развивающий и завершающий. 2) До начала XVII века фугой называют каноническую имитацию. 3) В XVII – XVIII веках фуга – музыкально-риторическая, изображающая бег фигура.
Хорал – 1) Традиционное церковное одноголосное песнопение. 2) Хоровая обработка песнопения без сопровождения, имеющая аккордово-гармонический склад. Является частью кантат, ораторий, страстей.
Хроматизм – полутоновая интервальная система, нисходящее или восходящее движение звуков по полутонам.
Хроматическая гамма – гамма с восходящей или нисходящей последовательностью звуков по полутонам.
Циклические формы – самостоятельные музыкальные произведения, связанные единством замысла. Наиболее известны сонатно-симфоническая и сюитная. Композиционное единство частей цикла выражается в тонально-гармонических, тематических и образных связях, в темповой организации произведения.
Экспромт – пьеса импровизационного характера, инструментальная, чаще всего для фортепиано. В жанре экспромта допустим свободный выбор формы.
Элегия – в Древней Греции печальная песнь, состоящая из дистихов. В XVII веке выделяется в самостоятельный музыкальный жанр. В XVIII – XIX веках получила распространение вокальная элегия, связанная с любовной тематикой, а позднее – инструментальная.
Этюд – пьеса для совершенствования техники исполнения. Сохраняет значение художественного сочинения. Жанр получил развитие в XIX веке, с расцветом виртуозного исполнительства.
Иллюстрации
Караваджо. «Юноша с лютней»
К. Петров-Водкин. «Скрипка»
К. Петров-Водкин. «Скрипка»
А. Акопян. «Натюрморт с гитарой»
М. Зичи. «Зрительный зал Большого театра в Москве»
П. де Ринг. «Натюрморт с музыкальными инструментами»
В. Тропинин. «Гитарист»
В. Боровиковский. «Портрет сестер Гагариных»
Э. Дега. «Дезире Дио с оркестром»
О. Осмеркин. «Натюрморт с бандурой»
Ж. Шарден. «Атрибуты музыки»
А. Головин. Эскиз декорации к опере К. Глюка «Орфей и Эвридика»
А. Головин. Портрет Д. Смирнова в роли шевалье де Грие в комической опере Ж. Массне «Манон»
Сцена из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»
Ж. Дюбюффе. «Джаз-бэнд (Блюз в непристойном стиле)»
Ж. Грёз. «Гитарист»
Г. Метсю. «Урок музыки»
Дж. Северини. «Пьеро-музыкант»
Я. Вермер Делфтский. «Дама у спинета»
Э. Дега. «Голубые танцовщицы»
П. Пикассо. «Музыкальные инструменты»
М. Врубель. «Муза»
И. Билибин. «Половецкий стан». Эскиз декорации ко второму действию оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»
Н. Рерих. «Поцелуй земле». Эскиз декорации к балету И. Ф. Стравинского «Весна священная»
Г. ван Хонтхорст. «Концерт»
Э. Дега. «Репетиция балета на сцене»
В. Васнецов. «Палаты царя Берендея».Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Э. Мане. «Маленький флейтист»
А. Ватто. «Квартет»
Я. Стен. «Урок музыки»
Я. Вермер Делфтский. «Гитаристка»
П. Пикассо. «Скрипка»
П. Пикассо. «Скрипка и гитара»
Т. Гейнсборо. «Портрет Уильяма Уоллестона с флейтой»
Т. Гейнсборо. «Портрет Анны Форд с цитрой (английской гитарой) и басовой виолой»
П. Федотов. «Н. П. Жданович за фортепьяно»
П. Пикассо. «Кларнет и скрипка»
Г. ван Хонтхорст. «Женщина с гитарой»
Г. ван Хонтхорст. «Мужчина с виолой да гамба»
А. Головин. Эскиз декорации к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»
Н. Ланкре. «Танцовщица Камарго»
Неизвестный голландский художник. «Музыкантши»
П. Сезанн. «Девушка у пианино»
«Музыкантши». Деталь росписи древнеегипетской гробницы Нахта в Фивах.
Оглавление
Введение
Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения . Музыка античности
Музыка Средневековья
Музыка Возрождения
Раннее Возрождение
Высокое Возрождение
Музыкальная культура нового и новейшего времени
Барокко
Клаудио Монтеверди
Михаэль Преториус
Джироламо Фрескобальди
Генрих Шютц
Арканджело Корелли
Генри Пёрселл
Алессандро Скарлатти
Франсуа Куперен
Антонио Вивальди
Жан Филипп Рамо
Георг Фридрих Гендель
Иоганн Себастьян Бах
Джованни Баттиста Перголези
Классицизм
Жан Батист Люлли
Кристоф Виллибальд Глюк
Йозеф Гайдн
Доменико Чимароза
Антонио Сальери
Дмитрий Степанович Бортнянский
Муцио Клементи
Джованни Баттиста Виотти
Вольфганг Амадей Моцарт
Луиджи Керубини
Людвиг ван Бетховен
Катерино Альбертович Кавос
Никколо Паганини
Михаил Иванович Глинка
Ференц Лист
Романтизм
Карл Мария фон Вебер
Александр Александрович Алябьев
Джоаккино Россини
Франц Шуберт
Гаэтано Доницетти
Алексей Николаевич Верстовский
Винченцо Беллини
Александр Егорович Варламов
Гектор Луи Берлиоз
Александр Львович Гурилев
Феликс Мендельсон
Фридерик Шопен
Роберт Шуман
Рихард Вагнер
Джузеппе Верди
Шарль Франсуа Гуно
Антон Григорьевич Рубинштейн
Иоганнес Брамс
Шарль Камиль Сен-Санс
Жорж Бизе
Эдвард Григ
Исаак Альбенис
Ян Сибелиус
Энрике Гранадос
Ралф Воан-Уильямс
Макс Регер
Импрессионизм
Клод Дебюсси
Морис Равель
Мануэль де Фалья
Отторино Респиги
Кароль Шимановский
Веризм
Джакомо Пуччини
Руджеро Леонкавалло
Пьетро Масканьи
Экспрессионизм
Густав Малер
Рихард Штраус
Ферруччо Бузони
Ференц Легар
Александр Николаевич Скрябин
Арнольд Шёнберг
Имре Кальман
Антон Веберн
Альбан Берг
Артюр Онеггер
Дариюс Мийо
Неоклассицизм
Александр Сергеевич Даргомыжский
Станислав Монюшко
Бедржих Сметана
Александр Порфирьевич Бородин
Цезарь Антонович Кюи
Генрик Венявский
Милий Алексеевич Балакирев
Модест Петрович Мусоргский
Петр Ильич Чайковский
Антонин Дворжак
Жюль Массне
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Леош Яначек
Анатолий Константинович Лядов
Александр Тихонович Гречанинов
Александр Константинович Глазунов
Сергей Васильевич Рахманинов
Мечислав Карлович
Бела Барток
Карл Орф
Игорь Федорович Стравинский
Альфредо Казелла
Эйтор Вила-Лобос
Богуслав Мартину
Сергей Сергеевич Прокофьев
Пауль Хиндемит
Джордж Гершвин
Франсис Пуленк
Жорж Орик
Арам Ильич Хачатурян
Дмитрий Борисович Кабалевский
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Оливье Мессиан
Бенджамин Бриттен
Витольд Лютославский
Георгий Васильевич Свиридов
Леонард Бернстайн
Кшиштоф Пендерецкий
Альфред Гарриевич Шнитке
Музыкальная культура современности
Этническая музыка
Фламенко
Кантри
Ковбойская музыка
Вестерн-свинг
Блюграсс
Хонки-тонк
Кантри-госпел
Кантри-фолк
Ска
Регги
Раи
Блюз
Рок-музыка
Панк-рок
Психоделический рок
Арт-рок
Хард-рок
Глэм-рок, или глиттер-рок
Рок-н-ролл
Хард-н-арт
Пост-панк
Поп-рок
Готика
Хэви-металл
Альтернативный рок
Хардкор
Индастриал-рок
Грандж
Поп-музыка
Авторская песня
Джаз
Рэп
Техно
Терминологический словарь
Иллюстрации
- Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности
- Гвидо д’Ареццо
- Музыка Возрождения
- Раннее Возрождение
- Высокое Возрождение
- Палестрина
- Орландо Лассо
- Клаудио Монтеверди
- Клаудио Монтеверди
- Михаэль Преториус
- Джироламо Фрескобальди
- Арканджело Корелли
- Генри Пёрселл
- Алессандро Скарлатти
- Антонио Вивальди
- Жан Филипп Рамо
- Джованни Баттиста Перголези
- Классицизм
- Жан Батист Люлли
- Жан Батист Люлли
- Литавры
- Кристоф Виллибальд Глюк
- А. Головин. Эскиз декораций к опере к. Глюка «Орфей и Эвридика»
- Клавикорд
- Отрывок из первой части Симфонии ми-бемоль мажор й. Гайдна
- Доменико Чимароза
- Дмитрий Степанович Бортнянский
- Муцио Клементи
- Джованни Баттиста Виотти
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Отрывок из арии Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» в. Моцарта
- «Турецкий марш» – финал сонаты ля мажор в. Моцарта
- Луиджи Керубини
- Отрывок из Патетической сонаты л. Бетховена
- Отрывок из пятой симфонии л . Бетховена
- Катерино Альбертович Кавос
- Никколо Паганини
- Н. Паганини
- Михаил Иванович Глинка
- Сцена из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Музыкальный образ Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» м. И. Глинки
- Отрывок из арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Ференц Лист
- Ференц Лист
- Романтизм
- Карл Мария фон Вебер
- Александр Александрович Алябьев
- Александр Александрович Алябьев
- Джоаккино Россини
- Франц Шуберт
- Отрывок из песни «Лесной царь» ф. Шуберта
- Гаэтано Доницетти
- Алексей Николаевич Верстовский
- Алексей Николаевич Верстовский
- Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» а. Н. Верстовского
- Александр Николаевич Серов
- Винченцо Беллини
- Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» а. Е. Варламова
- Гектор Луи Берлиоз
- Гектор Луи Берлиоз
- Александр Львович Гурилев
- Александр Львович Гурилев
- Феликс Мендельсон
- Феликс Мендельсон
- Отрывок из вальса до-диез-минор ф. Шопена
- Роберт Шуман
- Роберт Шуман
- Пианино
- Рихард Вагнер
- Рихард Вагнер
- Шарль Франсуа Гуно
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Контрабас
- Шарль Камиль Сен-Санс
- Кларнет
- Исаак Альбенис
- Энрике Гранадос
- Ралф Воан-Уильямс
- Макс Регер
- Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету к. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»
- Морис Равель
- Мануэль де Фалья
- Отторино Респиги
- Кароль Шимановский
- Джакомо Пуччини
- Руджеро Леонкавалло
- Пьетро Масканьи
- Рихард Штраус
- Валторна
- Ферруччо Бузони
- Ференц Легар
- Александр Николаевич Скрябин
- Александр Николаевич Скрябин
- Антон Степанович Аренский
- Тема вступления из симфонии «Божественная поэма» а. Н. Скрябина
- Арнольд Шёнберг
- Имре Кальман
- Антон Веберн
- Альбан Берг
- Артюр Онеггер
- Александр Сергеевич Даргомыжский
- Отрывок из романса «Мне грустно» а. С. Даргомыжского
- Станислав Монюшко
- Бедржих Сметана
- 1860 – Е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).
- Виолончель
- Цезарь Антонович Кюи
- Генрик Венявский
- Милий Алексеевич Балакирев
- Милий Алексеевич Балакирев
- Модест Петрович Мусоргский
- Модест Петрович Мусоргский
- Петр Ильич Чайковский
- Петр Ильич Чайковский
- Сергей Иванович Танеев
- Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец
- Антонин Дворжак
- Жюль Массне
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Леош Яначек
- Анатолий Константинович Лядов
- Анатолий Константинович Лядов
- Отрывок из Прелюдии си-минор а. К. Лядова
- Александр Тихонович Гречанинов
- Александр Константинович Глазунов
- Александр Константинович Глазунов
- Музыкальная тема Раймонды из балета «Раймонда» а. К. Глазунова
- Ф. И. Шаляпин и с. В. Рахманинов
- Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» с. В. Рахманинова
- Мечислав Карлович
- Карл Орф
- Л. Бакст. Эскиз костюма к балету и. Ф. Стравинского «Жар-птица»
- Альфредо Казелла
- Эйтор Вила-Лобос
- Богуслав Мартину
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сцена из балета «Золушка»
- Пауль Хиндемит
- Джордж Гершвин
- Джордж Гершвин
- Франсис Пуленк
- Жорж Орик
- Арам Ильич Хачатурян
- Оливье Мессиан
- Бенджамин Бриттен
- Витольд Лютославский
- Балалайка
- Леонард Бернстайн
- Кшиштоф Пендерецкий
- Альфред Гарриевич Шнитке
- Танцовщицы фламенко
- Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко
- Мандолина
- Ковбойская музыка
- Вестерн-свинг
- Блюграсс
- Хонки-тонк
- Кантри-госпел
- Кантри-фолк
- Боб Дилан
- Акустическая гитара
- Боб Марли
- Хард-рок
- Ранний состав Black Sabbath
- Глэм-рок, или глиттер-рок
- Лайза Джеррард (Dead Can Dance)
- Хардкор
- Индастриал-рок
- Аккордеон
- Стиви Уандер
- Авторская песня
- Владимир Высоцкий
- Юлий Ким
- Оркестр Луи Армстронга
- Дюк Эллингтон
- Дж. Б. Диззи Гиллеспи
- Терминологический словарь
- 2) Публичные выступления музыкантов. Первые концерты прошли в Лондоне в 1672 году. Были организованы придворным музыкантом Дж. Банистером.
- 2) Учение о мелодии.