Феликс Мендельсон
В 1820 году Мендельсон пишет целый ряд замечательных произведений: скрипичную сонату, 2 фортепианные сонаты, маленькую кантату, маленькую оперетту, несколько песен и мужских квартетов. В следующем году он знакомится с Вебером, непосредственное воздействие которого оказывает большое влияние на развитие творческих способностей молодого композитора. В том же году Мендельсон встречается и с Гете.
В 1825 году Феликс вместе со своим отцом едет в Париж, где приводит публику в восторг своим талантом исполнителя. Го д спустя он создает увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (всю музыку к пьесе он написал в 1843 году).
В 1827 году в Берлине была поставлена опера Мендельсона «Свадьба Камачо». И тогда же он поступил в Берлинский университет. 1829 год отмечен важным музыкальным событием: под управлением Мендельсона в Берлине состоялось первое после смерти Баха исполнение «Страстей по Матфею». В том же году музыкант уезжает в Лондон. Здесь в концерте филармонического общества он исполняет первый раз под личным управлением свою симфонию и увертюру «Сон в летнюю ночь».
Вскоре Мендельсон отправляется с концертами по городам Шотландии, а затем возвращается в Берлин. В 1830 году музыкант совершает путешествие в Италию, а оттуда едет в Париж и Лондон. В Лондоне он выступает в качестве дирижера при исполнении увертюры «Гебриды» и концерта соль-минор для фортепиано, а также издает первую тетрадь «Песен без слов».
В 1833 году Мендельсону было поручено дирижирование на Рейнском музыкальном торжестве в Дюссельдорфе. Отсюда он опять едет в Лондон, где дирижирует своей Итальянской симфонией, а по возвращении в Дюссельдорф получает место музикдиректора, которое занимает два года, после чего в 1835 году дирижирует на музыкальном празднике в Кельне. В том же году Мендельсон назначен капельмейстером симфонических концертов Гевандхауза в Лейпциге, и под его умелым руководством последние становятся наиболее популярными у широкой публики и высоко ценящимися в среде профессионалов-музыкантов. В 1836 году по решению представителей Лейпцигского университета Мендельсону присуждается степень доктора философии.
Между тем композитор всерьез начинает задумываться о создании оратории-трилогии «Илия – Павел – Христос». Однако осуществить эту идею до конца ему не удалось: он написал только оратории «Илия» и «Павел», а музыкальное произведение под названием «Христос» осталось незаконченным. В данных сочинениях нашло свое отражение стремление Мендельсона к подражанию Генделю и Баху, но сравниться с ними по силе воздействия музыки он не смог.
В 1843 году Мендельсон основал в Лейпциге консерваторию, в число преподавателей которой были приглашены Шуман, Мошелес и другие известные музыканты того времени. Между тем король Пруссии Фридрих Вильгельм IV во что бы то ни стало хотел заполучить прославленного композитора к себе в Берлин. В конце концов тот в 1841 году принимает его приглашение, но спустя некоторое время вновь возвращается в Лейпциг, где и остается до самой смерти, наступившей 4 ноября 1847 года.
Творческое наследие Мендельсона богато и разнообразно. Наиболее выдающимися его произведениями являются оратории «Павел», «Илия», баллада «Вальпургиева ночь» для хора и оркестра, увертюры, симфонии ля-мажор и ля-минор, скрипичный концерт, фортепианные концерты соль-минор и ре-минор, музыка к комедии «Сон в летнюю ночь» и «Песни без слов» для фортепиано.
Всей музыке Мендельсона присущи изящность, законченность, необыкновенная певучесть. Будучи дирижером, Мендельсон активно пропагандировал классические произведения композиторов различных времен. Так, он познакомил немецкую публику с симфонией до-мажор Шуберта, а также был первым, кто после долгого перерыва стал исполнять в Германии Баха и Генделя.
Фридерик Шопен
Фридерик Шопен – польский композитор, прославившийся, подобно Моцарту и Бетховену, и как гениальный пианист. Он внес огромный вклад в развитие музыки, обогатил ее новым содержанием и образами, раскрыл ее особые выразительные возможности, ввел новые приемы музыкального исполнения.
Фридерик Шопен
В отличие от многих своих предшественников и современников Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не написал ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры, за исключением камерных сочинений – одного трио для фортепиано, скрипки и виолончели, двух пьес для виолончели, около 20 песен.
Родился композитор в 1810 году недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля. Его матерью была полька, а отцом – француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец работал домашним учителем. Вскоре после появления на свет сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее и вся семья переехала в столицу.
Фридерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители думали, что мальчик не любит музыку, но вскоре убедились в обратном.
К пяти годам Фридерик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвиги. А некоторое время спустя ему представилась счастливая возможность набираться опыта и развивать свои музыкальные способности, сообразуясь с советами известного чешского музыканта Войцеха Живного, ставшего учителем Фридерика.
Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт прошел с успехом, и вскоре о Шопене заговорила уже вся столица. В это же время было издано одно из первых его сочинений – полонез для фортепиано соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, сказав, что больше ничего ему дать не может.
Между тем усиленные занятия музыкой не помешали Фридерику получить хорошее общее образование. Уже в довольно раннем возрасте он свободно владел французским и немецким языками, проявлял неподдельный интерес к истории Польши, читал много художественной литературы. В 13 лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил.
В годы учения Шопен смог блеснуть своими разносторонними способностями. Он хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярок, что юноша мог бы при желании стать театральным актером.
После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятия проходили под руководством опытного педагога и композитора Юзефа Эльснера, сумевшего по достоинству оценить всю глубину таланта своего ученика. К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Тогда же он сочинил два прекрасных концерта для фортепиано с оркестром и одну из лучших своих песен – «Желание».
В 1829 году молодой музыкант посетил Вену, где его выступления имели огромный успех. Шопену, его друзьям, родным становится ясна необходимость длительного концертного путешествия. Композитор, мучимый тяжелыми предчувствиями, долго не мог решиться на этот шаг. Ему казалось, что он расстанется со своей родиной навсегда. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы, увозя с собой кубок с польской землей, подаренный ему на память друзьями.
Помня хороший прием, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать свои концерты там. Он пробыл на чужбине совсем недолго, когда из Варшавы пришла весть о начале восстания против русского самодержавия. Композитор решил прервать свое путешествие и вернуться в Польшу. Однако родные и друзья настойчиво уговаривали его в письмах не приезжать, опасаясь, что этот самоотверженный поступок будет иметь для него плохие последствия. С горечью Шопен покорился и направился в Париж. Но по дороге его настигло известие, что восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь. Композитор, не зная, каким еще образом излить свое горе и скорбь по данному поводу, выразил все свои чувства в музыке. Так появилось одно из величайших его творений – этюд до-минор, получивший название Революционного.
Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж, где он и прожил до конца своей жизни. Парижскую публику он поразил прежде всего своим своеобразным и непривычным исполнением, отличавшимся одухотворенностью, поэтичностью и изяществом. О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: «Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собой новую фазу в развитии поэтического чувства».
Выступая перед публикой, Шопен обычно исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Нужно заметить, что его мазурки очень разнообразны по характеру. Многие из них напоминают веселые деревенские танцы, и лишь некоторые из них выдержаны в стиле блестящих бальных танцев. Особую группу составляют мазурки лирические, в которых композитор передает, как правило, настроения, навеянные разлукой с родиной.
Полонезы Шопена в своем большинстве представляют собой лирические поэмы, но среди них встречаются и драматические произведения. Одним из наиболее известных является полонез ля-мажор – торжественное сочинение, отличающееся мощной, поистине оркестровой звучностью. Использование почти всего диапазона фортепианной клавиатуры придает музыке большую насыщенность и плотность. Этому способствует и сила звука, неоднократно достигающая fortissimo.
- Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности
- Гвидо д’Ареццо
- Музыка Возрождения
- Раннее Возрождение
- Высокое Возрождение
- Палестрина
- Орландо Лассо
- Клаудио Монтеверди
- Клаудио Монтеверди
- Михаэль Преториус
- Джироламо Фрескобальди
- Арканджело Корелли
- Генри Пёрселл
- Алессандро Скарлатти
- Антонио Вивальди
- Жан Филипп Рамо
- Джованни Баттиста Перголези
- Классицизм
- Жан Батист Люлли
- Жан Батист Люлли
- Литавры
- Кристоф Виллибальд Глюк
- А. Головин. Эскиз декораций к опере к. Глюка «Орфей и Эвридика»
- Клавикорд
- Отрывок из первой части Симфонии ми-бемоль мажор й. Гайдна
- Доменико Чимароза
- Дмитрий Степанович Бортнянский
- Муцио Клементи
- Джованни Баттиста Виотти
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Отрывок из арии Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» в. Моцарта
- «Турецкий марш» – финал сонаты ля мажор в. Моцарта
- Луиджи Керубини
- Отрывок из Патетической сонаты л. Бетховена
- Отрывок из пятой симфонии л . Бетховена
- Катерино Альбертович Кавос
- Никколо Паганини
- Н. Паганини
- Михаил Иванович Глинка
- Сцена из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Музыкальный образ Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» м. И. Глинки
- Отрывок из арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Ференц Лист
- Ференц Лист
- Романтизм
- Карл Мария фон Вебер
- Александр Александрович Алябьев
- Александр Александрович Алябьев
- Джоаккино Россини
- Франц Шуберт
- Отрывок из песни «Лесной царь» ф. Шуберта
- Гаэтано Доницетти
- Алексей Николаевич Верстовский
- Алексей Николаевич Верстовский
- Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» а. Н. Верстовского
- Александр Николаевич Серов
- Винченцо Беллини
- Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» а. Е. Варламова
- Гектор Луи Берлиоз
- Гектор Луи Берлиоз
- Александр Львович Гурилев
- Александр Львович Гурилев
- Феликс Мендельсон
- Феликс Мендельсон
- Отрывок из вальса до-диез-минор ф. Шопена
- Роберт Шуман
- Роберт Шуман
- Пианино
- Рихард Вагнер
- Рихард Вагнер
- Шарль Франсуа Гуно
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Контрабас
- Шарль Камиль Сен-Санс
- Кларнет
- Исаак Альбенис
- Энрике Гранадос
- Ралф Воан-Уильямс
- Макс Регер
- Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету к. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»
- Морис Равель
- Мануэль де Фалья
- Отторино Респиги
- Кароль Шимановский
- Джакомо Пуччини
- Руджеро Леонкавалло
- Пьетро Масканьи
- Рихард Штраус
- Валторна
- Ферруччо Бузони
- Ференц Легар
- Александр Николаевич Скрябин
- Александр Николаевич Скрябин
- Антон Степанович Аренский
- Тема вступления из симфонии «Божественная поэма» а. Н. Скрябина
- Арнольд Шёнберг
- Имре Кальман
- Антон Веберн
- Альбан Берг
- Артюр Онеггер
- Александр Сергеевич Даргомыжский
- Отрывок из романса «Мне грустно» а. С. Даргомыжского
- Станислав Монюшко
- Бедржих Сметана
- 1860 – Е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).
- Виолончель
- Цезарь Антонович Кюи
- Генрик Венявский
- Милий Алексеевич Балакирев
- Милий Алексеевич Балакирев
- Модест Петрович Мусоргский
- Модест Петрович Мусоргский
- Петр Ильич Чайковский
- Петр Ильич Чайковский
- Сергей Иванович Танеев
- Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец
- Антонин Дворжак
- Жюль Массне
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Леош Яначек
- Анатолий Константинович Лядов
- Анатолий Константинович Лядов
- Отрывок из Прелюдии си-минор а. К. Лядова
- Александр Тихонович Гречанинов
- Александр Константинович Глазунов
- Александр Константинович Глазунов
- Музыкальная тема Раймонды из балета «Раймонда» а. К. Глазунова
- Ф. И. Шаляпин и с. В. Рахманинов
- Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» с. В. Рахманинова
- Мечислав Карлович
- Карл Орф
- Л. Бакст. Эскиз костюма к балету и. Ф. Стравинского «Жар-птица»
- Альфредо Казелла
- Эйтор Вила-Лобос
- Богуслав Мартину
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сцена из балета «Золушка»
- Пауль Хиндемит
- Джордж Гершвин
- Джордж Гершвин
- Франсис Пуленк
- Жорж Орик
- Арам Ильич Хачатурян
- Оливье Мессиан
- Бенджамин Бриттен
- Витольд Лютославский
- Балалайка
- Леонард Бернстайн
- Кшиштоф Пендерецкий
- Альфред Гарриевич Шнитке
- Танцовщицы фламенко
- Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко
- Мандолина
- Ковбойская музыка
- Вестерн-свинг
- Блюграсс
- Хонки-тонк
- Кантри-госпел
- Кантри-фолк
- Боб Дилан
- Акустическая гитара
- Боб Марли
- Хард-рок
- Ранний состав Black Sabbath
- Глэм-рок, или глиттер-рок
- Лайза Джеррард (Dead Can Dance)
- Хардкор
- Индастриал-рок
- Аккордеон
- Стиви Уандер
- Авторская песня
- Владимир Высоцкий
- Юлий Ким
- Оркестр Луи Армстронга
- Дюк Эллингтон
- Дж. Б. Диззи Гиллеспи
- Терминологический словарь
- 2) Публичные выступления музыкантов. Первые концерты прошли в Лондоне в 1672 году. Были организованы придворным музыкантом Дж. Банистером.
- 2) Учение о мелодии.