logo
Популярная история музыки

Стиви Уандер

Особо следует отметить звукозаписывающую деятельность студии «Тэмла Мотаун Рекордз». Долгое время афроамериканская музыка практически не записывалась на альбомы, однако расширение рынка «белой» музыки способствовало активизации работы в этом направлении, и вскоре фирмы с лейблами «Берри Горди-Тэмла», «Горди» и «Мо-таун» превратились в общенациональный феномен.

Крупнейшая американская фонографическая компания, принадлежащая «черным» владельцам, стала в начале 1970-х годов своеобразным символом коммерческого успеха и национальной гордости, чему во многом была обязана группам «The Temptationis» Нормана Уитфилда и «Пятерке Джексонов» («Jacksons’5»). За одиннадцать месяцев студия «Мотаун Ре-кордз» четыре раза становилась победителем чартов по синглам благодаря популярным братьям Джексонам. Кроме того, в начале 1970-х годов на студии Тэмпла были выпущены революционные в форматном отношении альбомы Стиви Уандера «Talking Book» и «Innervisions».

Однако, возвращаясь к теме начального «церковного» образования соул-музыкантов, следует обратить особое внимание на песню «Singned, Seated, Delivered», признанную классическим примером жанра госпел в поп-музыке. Вообще, обращение к Богу – одна из основных тематических линий в направлениях ритм-энд-блюза и соул-музыки, тем не менее это не мешает репперам использовать в своих музыкальных творениях достижения данных стилей.

Традиции госпел сохраняются в музыке соул и по сей день. Примером тому может служить вокальная группа «All-4-One», ни один из участников которой не получил серьезного музыкального образования, однако все они пели в церковном хоре. Сами музыканты говорят, что именно в церкви они пришли к пониманию красоты созвучия голосов.

Определенной вехой в современном ритм-энд-блюзе является Брайан Макнайт, работавший в качестве автора песен со многими музыкантами – от Куинси Джонса до «Boyz II Men». Как и четверо старших братьев, Брайан занимался в церковном хоре, где выступил инициатором создания джазовой группы. Большое влияние на становление этого музыканта оказало творчество Стиви Уандера и Уинтона Марсалиса.

В 1997 году на играх NBA Брайан Макнайт порадовал поклонников, исполнив вместе с саксофонистом Девидом Санборном американский национальный гимн, среди хитов этого соул – музыканта можно назвать песню «When We Were Kings», прозвучавшую в дуэте со звездой регги Даяной Кинг.

Евангелические песни госпел исполняли в детстве также участники вокальной группы «Color me Badd», певица Терел пела в церкви района Бронкс, участницы популярного дуэта «Zhane» – в церковном хоре одного из городов Нью-Джерси, Билли Портер – в воскресном хоре Питсбурга, а члены группы «Solo», считающиеся основателями стиля New Classic Soul, выступали не только в церковном хоре, но и на городских улицах.

Популярнейший в настоящее время соул-певец Роберт Келли в детстве мечтал стать баскетболистом, однако участие в церковном хоре южного Чикаго, где мальчик продемонстрировал свои выдающиеся музыкальные способности, стало определяющим для его дальнейшей карьеры музыканта. Современница Ната Кинг Коула, Дины Уошингтон и Кармен Мак-рей, обладательница многочисленных «Гремми» и «Эмми» Ненси Уилсон начала исполнять евангелические песни госпел и спиричуэл еще в четырехлетнем возрасте. В настоящее время неоднократно переиздававшиеся альбомы популярной певицы считаются раритетом (особую ценность имеют пять изданных в Японии). Следует отметить, что за свою карьеру Ненси Уилсон издала 60 альбомов, став одной из наиболее продуктивных певиц столетия.

Ни для кого не является секретом связь с госпел леди-соул Ариты Френклин, которая в четырнадцатилетнем возрасте выпустила свой первый сингл именно как госпел-певица. С сестрами Каролиной и Ирмой талантливая девочка пела в одной из церквей Детройта, где служил пастором их отец.

За право записывать голос юного дарования тогда боролись две крупнейшие компании – «Motown» и «Columbia». Аргументы, приведенные в пользу перспективности работы в последней из них известным музыкантом Джоном Хаммондом, привели Ариту в «Columbia». В дальнейшем альбомы Френклин издавались на лейбле «Atlantic». По сей день певицу называют символом «черной» Америки, ее последние творческие достижения издаются на лейбле «Arista Records», входящем в «BMG Company» (альбом 1998 года «A Rose Is Still A Rose»).

Музыкальный путь Монтелла Джордана, современного слоу-музы-канта, в творчестве которого преобладают элементы ритм-энд-блюза, также начался с церковного хора и игры на саксофоне, подаренном ему дедушкой; другой популярный исполнитель евангелических песен, Джой, в юношеские годы дирижировал хором церкви города Опдика в штате Алабама; а соул-музыкант Хорес Браун, чьи альбомы в настоящее время распродаются очень быстро, начинал петь в церкви своего отца в Северной Каролине.

Примечательно, что родители, братья и сестры величайших мастеров «черного» вокала Би Би и Си Си Уайненс и сегодня поют в церковном хоре, а сами исполнители обязательно включают в сольные и дуэтные альбомы несколько песен госпел.

Несмотря на то что музыкальная карьера многих популярных американских исполнителей начиналась в церкви, в их творчестве очевидна связь с лучшими вокальными традициями ритм-энд-блюза.

Лучшими образцами соул-музыки 1970-х годов по праву считаются работы продюсеров Кенни Гэмбла и Леона Хаффа, мастеров звукозаписи фирмы «Филадельфия Интернешнл Рекордз». Успешно преобразованный сингл «The Philly Sound» позволил им занять ведущее место на рынке соул и ритм-энд-блюза. Их звукозаписывающая студия в Филадельфии стала синонимом утонченного стиля соул 1970-х годов, как детройтская «Тэмла Мотаун» – образцом стиля соул 1960-х годов. Продукция знаменитейшей фирмы раскупалась очень быстро (например, альбом «The Blue Notes» с Харольдом Мелвином и Тедди Пендерграссом).

В России музыка стиля соул долгое время была неизвестна, предпочтение отдавалось ритм-энд-блюзу, стилю негритянской популярной музыки конца 1940 – 1950-х годов, в котором органично соединялись традиции блюза (в том числе и буги-вуги), джаза и инструментально-танцевальной музыки (заметим, что ритм-энд-блюз считается прародителем рок-н-ролла).

Соул получил широкое распространение на территории России лишь в начале 1980-х годов, однако разбираться в тонкостях этой музыки россияне долгое время не умели, о чем свидетельствует такой факт: дважды приезжавший в Москву коллектив под названием «The Temptations Featuring Dennis Edwards» был принят россиянами за популярную в 1960-е годы во всем мире соул-группу «The Temptations», альбомы которой выпускались под фирменным логотипом «The Temptations» (группа возглавлялась Оттисом Уильямсом).

В Москву были привезены хорошие соул-певцы, каждый из которых тембром голоса и манерой исполнения дублировал вокальный состав популярнейшей группы 1960 – 1970-х годов. Солист «The Temptations Featuring» Денис Эдвардс утверждал, что его группа является обновленным вариантом прежних «The Temptations», в творчестве которых произошел поворот от старомодного к современному соулу и психоделическому фанку.

Многие музыкальные теоретики делят зарубежную «черную» музыку на два потока – «взрослый соул» (Adult Soul) и городской ритм-энд-блюз (Urban R’N’B). Исполнители первого из них стремятся сделать аранжировку более яркой и богатой, привлекают для записи профессиональных джаз– и фанк-музыкантов, некоторые из которых являются сессионными (то есть не имеют собственных альбомов и синглов, хотя неоднократно принимали участие в записях других исполнителей).

В США существуют даже особые группы, специализирующиеся на бэк-вокале в сессиях звукозаписи (совместном пении белых и афроаме-риканцев), например семья Перри – Лори, Дерин, Тейнс, Каролин, Шерон и знаменитый Фил Перри, сольные альбомы которого пользуются особой популярностью. Среди бэк-вокалистов можно назвать Джерри Хея, Гэри Гранта, Рея Брауна, Майкла Пэтчс Стюарта и многих других.

Например, Майкл Макдональд, бывший участник «Steel Y Dan» и «The Doobie Brothers», довольно часто исполняет соул-музыку в паре с Джеймсом Ингремом, обладателем «Гремми» за хит «Just Once» из проекта «The Dude». Примечательно, что этот сингл номинировался на «Гремми» как поп-музыка, которая значительно отличается от современных популярных шлягеров.

Голоса профессиональных чернокожих музыкантов звучат также в проектах у Кенни Логгинса, Майкла Макдональда, Бобби Колдуэла, бас-гитариста Уила Ли, а присутствие в шотландской группе «Average White Band» чернокожего барабанщика Стива Ферроне придает творчеству коллектива особую выразительность и эмоциональность.

В настоящее время название «голубоглазый соул», то есть соул, исполняемый белокожими музыкантами, не используется, поскольку многие знаменитые хиты написаны тандемами черных с белыми (например, сингл «After The Love Has Gone», впервые прозвучавший в 1979 году и написанный известнейшим композитором 1970-х годов Девидом Фостером).

Виднейшими представителями «взрослого соула» 1980 – 1990-х годов являются Арнольд Маккуллер, Пибо Брайсон, Карл Андерсон (исполнитель роли Иуды в киноверсии «Иисус Христос – суперзвезда»), Фил Перри, Джеральд Альстон (участник популярной некогда вокальной группы «Manhattans»), белый певец Девид Пек, Патти Остин, Джордж Бенсон (бывший джазовый музыкант с изумительным голосом), Шака Хан (певица, смело экспериментирующая со своим голосом), Билл Уизерс, Джон Луден, Кристофер Уильямс, Питер Сетера (бывший бас-гитарист и солист группы «Chicago») и др.

В настоящее время, наряду со «взрослым соулом», процветает городской ритм-энд-блюз, приносящий огромные прибыли фонографическим компаниям Европы и Северной Америки. Именно эта музыка дает возможность современной российской молодежи постигать особые формы творчества соул.

В произведениях исполнителей городского ритм-энд-блюза преобладают семплерные звуки и барабанные удары, программирующиеся в зависимости от профессионализма ударника. Однако характерные особенности данного направления оказывают негативное влияние на профессионально исполненные соло знаменитых соул-исполнителей. Подобная музыка, вероятно, писалась в расчете на коммерческий успех.

В последнее время в современной коммерческой музыке ритм-энд-блюз и соул все чаще можно услышать испанские и латиноамериканские мотивы, эти мелодии проникают на эстраду и пользуются особой популярностью как среди исполнителей, так и среди слушателей.

Например, звук «Spanish guitar» можно услышать в песнях Тони Брекстон, в альбомах «Blackstreet», в нескольких треках самостоятельного альбома 2000 года группы «Boys II Men» (участники квартета практически полностью вышли из-под контроля продюсера Беби Фейса, что отразилось в названии их альбома «Nathan, Michael, Shawn, Wanya» (по именам членов группы)).

В отличие от хорошего «взрослого соула» творения исполнителей городского ритм-энд-блюза отыскать довольно просто: они встречаются практически в каждом магазине звукозаписи, поскольку эта музыка является сугубо коммерческой.

Во второй половине 1970-х годов вся поп-музыкальная аудитория разделилась на два противоположных лагеря: одна часть попала под «тлетворное» влияние стиля панк, другая отдала предпочтение диско, более эстетическому в художественном отношении музыкальному направлению. Любителями диско стала американская «золотая молодежь», проводившая все свободное время в ночных клубах, в которых исполнялась только танцевальная музыка.

Временем появления направления диско считается 1974 год, местом – нью-йоркские гей-клубы. Постепенно диско выходило из подполья, проникало на радио и телевидение. Таким образом, в конце 1970-х годов население Америки и большинства европейских стран переживало настоящий диско-бум, под влиянием которого преобразовывалась стилевая картина рок– и поп-музыки тех лет.

Явная сексуальная окраска, подчеркиваемая соблазнительным имиджем певцов и певиц, а также яркими сверкающими костюмами и элементами трансвестии (видимо, сказались традиции глэма), делали диско особенно притягательными для молодежи 1970-х годов. Именно в те годы знаменитая «дисковая» песня «I Will Survive», исполненная знаменитой Глорией Гейнор, приобрела статус гимна феминистского и гей-движения.

Диско погружало в атмосферу вечного праздника, приводило в состояние некой влюбленности, создавало впечатление иллюзорной свободы, в которой забывались проблемы повседневности, оставалось лишь одно желание – танцевать.

Истоки данного направления лежат в негритянском фанке, соуле, так называемых вокал-бэндах 1960-х годов и калифорнийском серф-роке. Характерной особенностью диско как музыкально-стилистического направления является равномерный четырехдольный ритм с акцентом на каждую из долей, подчеркиваемым ударами бочки.

Многие теоретики признают классическим музыкальный темп с частотой 120 ударов в минуту, что почти в два раза превышает нормальный человеческий пульс, поэтому нет ничего удивительного в том, что быстрая музыка «заводит» человека и становится причиной повышенной пульсации крови.

Для диско свойственна непрерывная мелодизированная линия баса с частыми синкопами и прыгающими ритмическими рисунками, ломаными октавными ходами и элементами музыки соло.

Особые приемы звукозаписи придают вокальному исполнению сверхинтимный характер, делают музыку близкой и понятной многим слушателям. Достигается это при помощи особых исполнительских средств – таких, как «мурлыканье», громкие вздохи, придыхания, шепот и т. п.

Но, несмотря на то что в аранжировках присутствуют оркестровые контрапункты, используются струнные и духовые инструменты, делающие общую партитуру более привлекательной, звучание в целом остается довольно сухим, лишенным особого смысла.

В конце 70-х годов XX столетия широкое распространение в диско-музыке получили модные синтезаторные звучности. Песни стали строить

ся из нескольких блоков, в которых происходила смена басового рисунка, мелодики, тональности и прочих характерных особенностей музыки. Благодаря этому длинные композиции не могли наскучить слушательской аудитории.

Донна Саммер

Глория Гейнор

У истоков диско стояли в основном чернокожие музыканты Донна Саммер, Глория Гейнор, Дайана Росс, но уже в середине 1970-х годов в этом направлении стали работать и белые исполнители (американская группа «KC amp; The Sunshine Band»). Широкую известность на Американском континенте приобрела группа «Village People», в состав которой входили музыканты с разным цветом кожи. Во время концертных выступлений они облачались в глэм-ко-стюмы («рабочий», «фермер», «индеец» и др.).

В европейской поп-культуре также формировалась своя диско-ветвь, огромное влияние на ее становление оказало творчество австралийской поп-группы «Nhe Bee Gees», работавшей в конце 1960-х годов. Евро-диско получило наибольшее развитие в Cкандинавских странах и Германии, возможно, в этом причина несколько «холодноватого» звучания популярной в Европе диско-музыки. Из северных государств в 1970-е годы вышло немало высокотехничных музыкальных групп («ABBA», «Supermax» и др.), в творчестве которых органично сочетались элементы класcики, арта, регги и других музыкальных направлений. Необыкновенной популярностью пользовалась в 1980-е годы германская группа «Boney M», в состав которой входили только темнокожие музыканты-вокалисты.

Являясь, в сущности, прикладной музыкой, диско причисляется многими к «пластиночной» культуре. Исполнение вживую здесь не имеет такого смысла, как в роке, где «живой» голос музыканта имеет некое сакральное, таинственное значение, а само творчество понятно лишь посвященным.

Abba

Конечно, музыкант-исполнитель в диско является важной фигурой, но в первую очередь это «лицо с обложки», кумир толпы, за которым стоит так называемый серый кардинал – продюсер. Среди воротил диско-бизнеса особого внимания заслуживают Джорджио Мородер, Фрэнк Фариан, Жак Морали и др.

В конце 1980-х годов особое значение в диско-музыке приобрела фигура диджея, являющаяся новым типом музыканта-исполнителя. Дид-жей обычно работает с пластинками, представляющими собой специальные 12-дюймовые диски с расширенными версиями песен. Именно эти диски являются исходным материалом для выстраивания довольно продолжительных по времени композиций нон-стопов.

Задачей такого музыканта-исполнителя является стыковка пластинок по ритму, темпу, тональности, настроению и др., для чего используются особые столы с двумя виниловыми проигрывателями, ритм-боксы, эквалайзеры и прочая аппаратура. Диджею необходимы также ловкие руки, благодаря которым момент перехода одной пластинки в другую делается незаметным для слушателей. Обычно композиции записываются без перерыва и на лонгплеях.

На рубеже 1970 – 1980-х годов диско-лихорадка, сыгравшая значительную роль в поп-музыкальной жизни многих стран мира, пошла на убыль. Однако музыка диско стала базовой основой для формирования таких направлений поп-музыки, как синтез-поп, электро-поп, хип-хоп, хаус, техно.

Диско лежит в основе всей современной танцевальной музыки, многие знаменитые диджеи 1990-х годов пытались воссоздать в своих творениях звучание старомодного диско, кроме того, современные эстрадные исполнители по-новому перепевают песни 1980-х и даже 1970-х и 1960-х годов.

Несколько слов следует сказать о лаундже (lounge, coctail lounge music), или «легком слушании» (easy listening), под которыми подразумевается довольно широкий круг музыкальных жанров и стилей, объединенных одной важной особенностью: они предназначаются для необременительного, расслабляющего прослушивания, отдыха, релаксационных занятий, а также для сопровождения всевозможных видов функциональной и развлекательной деятельности человека.

Данные понятия вошли в обиход современного человека в середине 1990-х годов, хотя подобная музыка существовала на протяжении многих веков, но либо носила другое название, либо не называлась вовсе.

Среди жанров, относящихся к легкой музыке, необходимо назвать популярную классику, представляющую собой произведения музыкальных классиков в современной обработке, свинг и оркестр-поп – танцевальные мелодии в исполнении эстрадно-симфонических оркестров и биг-бэндов, популярные мелодии из мюзиклов и кинофильмов, смуф-джаз, серф, различные направления современной поп-музыки: от экзотик-попа и фолк-попа до нью-эйджа и эмбиента.

Таким образом, понятия «легкое слушание» и лаундж не имеют привязки к определенным средствам выразительности: они могут относиться как к «живой» музыке, так и к электронному звучанию голосов.

В последнее десятилетие прослеживается тенденция к сужению данных понятий и использованию их только по отношению к электронным течениям, воссоздающим стилистические особенности музыки 1940 – 1960-х годов. Для этого используются оригинальные сэмплы, старые синтезаторы, с помощью которых исполнители пытаются воссоздать звучание прошлых лет, вплоть до подмешивания шумов «а-ля заезженная виниловая пластинка».

В середине 90-х годов XX столетия ненавязчивая музыка лаундж с ее изящными аккордами и мелодичным звучанием приобрела невероятную популярность в клубной среде. Сущность ее осталась прежней: как отмечал музыкальный критик А. Певчев, эта музыка «хороша под напиток, под легкие разговорчики, ненапряженный флирт и легкие галантные танцы», А. К. Троицкий назвал ее «музыкой холостяцкой берлоги».

В данной музыке выделяют также более камерные, так называемые диванно-салонные, и танцевальные направления. Успех лаунджа обусловлен созданием определенного имиджа, соблюдением стиля ретро в одежде, макияже и манере поведения, кроме того, от исполнителя требуется знание кино, литературы и музыки прошлых лет.

Среди популярнейших зарубежных исполнителей музыки лаундж особого внимания заслуживают группы «Sterto Lab», «Fantastic Plastic Machine», «Dimitry from Paris», Никола Конте и др. В России оплотом легкой музыки является московский клуб «16 тонн» и лейбл «Легкие», действующий под руководством Олега Нестерова, который утверждает, что музыка лаундж «помогает отдыхать после работы, и вообще, что касается дома, то, наверное, лучшего звукового оформления для встречи с девушкой и не придумать».

Предтечей данного направления поп-музыки в России считается творчество ансамбля электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещерина. В настоящее время наиболее популярными российскими исполнителями музыки лаундж являются группы «Enter Top», «Бурундук-Квартет», «Весна на улице Карла Юхана», «Нож для Frau Muller», а также Олег Костров и др. Подобная музыка лишена глубокого смысла, она поверхностна, что отражается в названии сборников некоторых исполнителей – «Легкая весна», «Легкая зима» и др.

Поп-музыка стала значительным социально-культурным явлением XX столетия, оказавшим значительное влияние на эстрадную музыку многих государств мира.