Александр Константинович Глазунов
Когда Глазунову исполнилось 13 лет, судьба свела его с известным композитором Балакиревым. В это время мальчик располагал уже значительным практическим опытом в композиции и нуждался лишь в систематизации теоретических познаний. Балакирев направил его к Римскому-Корсакову и еще долгое время продолжал поддерживать творческую связь с молодым композитором.
Поражает быстрота развития успехов Глазунова в занятиях с Римским-Корсаковым, тем более что встречи с учителем происходили лишь один раз в неделю, с перерывом на лето. Не прерывая своей учебы в реальном училище, Глазунов за полтора года успел пройти все музыкально-теоретические предметы (гармонию, полифонию, инструментовку, музыкальные формы). В 1881 году Римский-Корсаков прекратил занятия с ним, считая, что 16-летний юноша овладел основами композиторской техники.
17 марта 1882 года в концерте Бесплатной музыкальной школы состоялось исполнение Первой симфонии Глазунова под управлением Балакирева, ознаменовавшее собой начало творческой деятельности Глазунова. Именно это музыкальное произведение помогло Глазунову завязать дружбу с известным музыкальным деятелем М. П. Беляевым.
Летом 1884 года Глазунов и Беляев отправились в заграничное путешествие, явившееся ярким событием в спокойной, размеренной жизни молодого композитора. В Веймаре он познакомился с Листом, по настоянию которого здесь была исполнена Первая симфония Глазунова. В Испании он записывал народные мелодии, в Марокко слушал арабскую музыку. В этот же период времени Беляев заключает с Глазуновым договор на издание его сочинений.
По окончании реального училища Глазунов в течение года посещал в качестве вольнослушателя лекции на историко-филологическом факультете университета. Овладев мастерством игры на различных духовых и струнных инструментах, он участвовал в университетском оркестре под управлением своего друга, дирижера Г. Дютша. Сам же он впервые выступил в качестве дирижера в 1888 году, а еще год спустя он участвовал в организованных Беляевым концертах русской музыки на Всемирной выставке в Париже.
К этому времени Глазунов написал немало музыкальных произведений, по большей части симфонических. Определился также его интерес к камерно-инструментальному жанру. Через полгода после Первой симфонии с большим успехом был исполнен его Первый квартет.
В середине 80-х годов Глазунов создает ряд сочинений народно-героического характера. Он пишет симфоническую элегию «Памяти героя», посвященную, как говорится в программе, человеку, «который сражался только за правое дело, за освобождение народа от притеснения». В симфонической поэме «Стенька Разин» воспевается бунтарская стихия освободительного движения народа. Тогда же появляется и Вторая симфония, в которой так же, как и в «Стеньке Разине», заметно влияние богатырских эпических образов Бородина.
В конце 80-х годов композитор в основном занимается поисками новых путей. Для расширения своего художественного кругозора он изучает творческие принципы Чайковского, глубже знакомится с зарубежной музыкой. Разнообразные искания нашли отражение в созданных в это время Третьей симфонии и симфонической фантазии «Море».
В последнее десятилетие XIX и начале XX века творчество Глазунова вступает в пору своего наивысшего расцвета. Содержание его музыки углубляется. По сравнению с предыдущим периодом в ней отводится больше места драматическому началу, лирика же приобретает более эмоционально-взволнованный характер. В условиях неспокойной социальной обстановки 1900-х годов в творчестве композитора появляются несвойственные ему ранее задумчиво-печальные размышления. Обогащаются и средства художественной выразительности: расширяется мелодическое дыхание, музыкальное развитие приобретает большую динамичность, целеустремленность и единство, повышается роль полифонии.
В это время Глазунов создает Четвертую, Пятую, Шестую, Седьмую и Восьмую симфонии, Четвертый и Пятый квартеты, 3 балета, скрипичный концерт.
В начале 1900-х годов он написал одно из крупнейших программных симфонических произведений – сюиту «Из Средних веков», как бы сотканную из нескольких зарисовок. К данному периоду относятся и наиболее выдающиеся фортепианные сочинения Глазунова, в том числе ре-минорная прелюдия и фуга, вариации и 2 сонаты.
В 1899 году Глазунов становится профессором в консерватории по классу специальной инструментовки, занимая видное место в музыкальной жизни Петербурга, благодаря чему расширяется круг его знакомств. В доме Глазунова и на его даче в Озерках бывали многие музыканты, художники, артисты, литераторы, среди них Шаляпин, Римский-Корсаков, Репин и др.
Значительным этапом в жизни Глазунова явились 1905 – 1907 годы. Он решительно принимает сторону революционной молодежи консерватории, а затем выходит из профессорского состава этого учебного заведения в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова. Тогда же под его руководством была разучена и поставлена опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» – яркий эпизод в музыкальной жизни 1905 года.
В этом же году происходит и еще одно знаменательное событие: Глазунов избирается на должность директора консерватории и прекрасно выполняет свои обязанности. Он входит во все детали учебного процесса, наблюдает за работой педагогов, присутствует на концертах, на экзаменах по специальности и по общим предметам, следит за успехами студентов. Всеобщее уважение к нему было столь велико, что периодические перевыборы директора давали один и тот же результат: Глазунов вновь и вновь избирается вплоть до 1928 года.
Несмотря на то что работа в консерватории отнимает у композитора много времени, он по-прежнему выступает в качестве дирижера и принимает участие в концертной и театральной жизни столицы. В годы революционного подъема он сделал обработку для хора с оркестром народной песни «Эй, ухнем», написал «Русскую фантазию» для оркестра народных инструментов В. В. Андреева и закончил последнюю из своих симфоний – Восьмую. С 1907 по 1917 год Глазунов создает 2 фортепианных концерта, ряд симфонических произведений, приступает к работе над Девятой симфонией, но по некоторым причинам прерывает ее впоследствии, пишет музыку к нескольким драматическим спектаклям, сочиняет прелюдию и фугу для органа и др.
После 1917 года Глазунов все внимание сосредотачивает на работе в консерватории, вследствие чего его композиторская деятельность становится весьма незначительной: он создает лишь несколько камерно-инструментальных произведений, в том числе Шестой квартет, прелюдии для фортепиано и др. Много времени у композитора отбирают и выступления в филармонии, в рабочих клубах и воинских частях, а также активное участие в жизни концертных организаций, театров, различных обществ. Все это способствует поддержанию его высокой популярности в обществе, что проявляется в первую очередь в той торжественности, с какой отмечаются его юбилейные даты. Так, в ознаменование 20-летия педагогической деятельности имя Глазунова было присвоено Малому залу консерватории, в связи с 40-летием творческой деятельности композитору присудили почетное звание народного артиста РФ (1922).
В 1928 году Глазунова в качестве представителя Советского Союза отправляют в командировку в Вену на международный Шубертовский конкурс. В это время тяжелая болезнь подтачивает его силы, и советское правительство дает ему разрешение продлить свой отпуск до тех пор, пока композитор не почувствует себя лучше.
В течение последних восьми лет жизни Глазунов создал седьмой квартет, концерт-балладу для виолончели, квартет для саксофонов и др. Между тем гастрольные поездки становятся все более тягостными для больного композитора, что вынуждает его отказаться от них. Однако до последнего дня Глазунов не утрачивал надежды, что улучшение здоровья позволит ему возвратиться на родину. Но эти мечты так и не были претворены в жизнь: композитор скончался в Париже в 1936 году.
В творческом наследии Глазунова центральное место занимает симфоническая музыка. Из 8 симфоний композитора две первые относятся к раннему периоду. Первая симфония отличается светлым, жизнерадостным характером. В скерцо и в финале использованы две польские народные темы, причем славянское влияние ощущается и в некоторых других темах этой симфонии, которую Глазунов первоначально хотел даже назвать «Славянской». Вторая симфония более монументальна. Она создана под воздействием музыки Бородина, что отражается в несколько суровой по выражению первой части и в финале. Лирическая медленная часть приближается к родственным образам Бородина и Балакирева.
В Третьей симфонии, имеющей значение переходного этапа к зрелым глазуновским произведениям, заметно влияние Чайковского и частично Вагнера. Четвертая симфония (1893) представляет собой характерный для Глазунова лирико-эпический тип. Ее первая часть – радостно-светлая, скерцо – жизнеутверждающее, финал – празднично оживленный.
Показательно появление в данном произведении танцевальных элементов (вальса в среднем разделе скерцо и танцевального ритмического преобразования главной партии первой части в финале), что является предвосхищением стиля глазуновской балетной музыки. Примечательно, что в Четвертой симфонии всего три части: отсутствует медленная часть.
Пятая и Шестая симфонии (1895 – 1896) относятся к наиболее известным образцам симфонизма Глазунова. Первая из них выделяется своим глубоко оптимистическим строем, а во второй композитор впервые придает образам драматическую окраску.
В двух последних симфониях, созданных в начале 1900-х годов, намечается усложнение содержания. В Седьмой особенно выделяется суровая, медленная вторая часть, контрастирующая с беспечной первой и следующим за ней радостным скерцо. Именно в ней, а также в торжественном финале симфонии ярко проявилось полифоническое мастерство Глазунова.
Восьмая из симфоний считается самым монументальным произведением Глазунова. При большой контрастности частей она отличается единством и последовательным развитием цикла. Музыка первой части романтически возвышенна. Медленная часть представляет собой скорбные переживания. Скерцо имеет тревожный характер, а в финале сумрачные образы предыдущих частей отступают и происходит утверждение господства света.
Кроме симфоний, Глазунов написал большое число программных симфонических произведений разнообразного содержания: под впечатлениями красоты природы созданы музыкальные фантазии «Лес», «Море», «Весна»; зарисовкам из быта и жизни различных народов и времен посвящены сюиты «Из Средних веков», «Восточная рапсодия», увертюра «Карнавал». Интерес композитора к музыкальной культуре других народностей отразился в таких его работах, как пьесы «Финская фантазия», «Славянский праздник», «Финские эскизы», «Карельская легенда» и др.
Создание балетов относится к периоду наивысшего расцвета творческих сил Глазунова – все три балета были им написаны в период с 1896 по 1899 год. Обращение композитора к новому для него жанру, легкость и быстрота работы не случайны. Дело в том, что Глазунов имел уже к этому времени значительный опыт в создании танцевальной музыки.
Балеты Глазунова представляют собой значительный этап в развитии русского классического балетного искусства. Наиболее интересным и ярким из них является лирико-драматический балет «Раймонда». Либретто этого произведения разработано известным балетмейстером М. И. Петипа.
Прежде чем перейти к описанию краткого содержания балета, отметим, что его авторы не стремились к большой исторической и географической точности, отдельные черты конкретной эпохи и быта сочетаются с вымыслом. Итак, действие происходит в Провансе – области на юге Франции. В первом действии показывается старинный замок, где придворные развлекаются музыкой, играми, танцами. Тетка главной героини, девушки по имени Раймонда, графиня Сибилла, рассказывает легенду о Белой даме, охраняющей членов семьи, когда им грозит опасность. Тут на сцену выходит и сама Раймонда, получившая известие о возвращении из Крестового похода ее жениха, рыцаря де Бриенна. Раймонда объявляет о торжественном празднике в день приезда своего молодого человека.
- Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности
- Гвидо д’Ареццо
- Музыка Возрождения
- Раннее Возрождение
- Высокое Возрождение
- Палестрина
- Орландо Лассо
- Клаудио Монтеверди
- Клаудио Монтеверди
- Михаэль Преториус
- Джироламо Фрескобальди
- Арканджело Корелли
- Генри Пёрселл
- Алессандро Скарлатти
- Антонио Вивальди
- Жан Филипп Рамо
- Джованни Баттиста Перголези
- Классицизм
- Жан Батист Люлли
- Жан Батист Люлли
- Литавры
- Кристоф Виллибальд Глюк
- А. Головин. Эскиз декораций к опере к. Глюка «Орфей и Эвридика»
- Клавикорд
- Отрывок из первой части Симфонии ми-бемоль мажор й. Гайдна
- Доменико Чимароза
- Дмитрий Степанович Бортнянский
- Муцио Клементи
- Джованни Баттиста Виотти
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Отрывок из арии Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» в. Моцарта
- «Турецкий марш» – финал сонаты ля мажор в. Моцарта
- Луиджи Керубини
- Отрывок из Патетической сонаты л. Бетховена
- Отрывок из пятой симфонии л . Бетховена
- Катерино Альбертович Кавос
- Никколо Паганини
- Н. Паганини
- Михаил Иванович Глинка
- Сцена из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Музыкальный образ Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» м. И. Глинки
- Отрывок из арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Ференц Лист
- Ференц Лист
- Романтизм
- Карл Мария фон Вебер
- Александр Александрович Алябьев
- Александр Александрович Алябьев
- Джоаккино Россини
- Франц Шуберт
- Отрывок из песни «Лесной царь» ф. Шуберта
- Гаэтано Доницетти
- Алексей Николаевич Верстовский
- Алексей Николаевич Верстовский
- Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» а. Н. Верстовского
- Александр Николаевич Серов
- Винченцо Беллини
- Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» а. Е. Варламова
- Гектор Луи Берлиоз
- Гектор Луи Берлиоз
- Александр Львович Гурилев
- Александр Львович Гурилев
- Феликс Мендельсон
- Феликс Мендельсон
- Отрывок из вальса до-диез-минор ф. Шопена
- Роберт Шуман
- Роберт Шуман
- Пианино
- Рихард Вагнер
- Рихард Вагнер
- Шарль Франсуа Гуно
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Контрабас
- Шарль Камиль Сен-Санс
- Кларнет
- Исаак Альбенис
- Энрике Гранадос
- Ралф Воан-Уильямс
- Макс Регер
- Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету к. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»
- Морис Равель
- Мануэль де Фалья
- Отторино Респиги
- Кароль Шимановский
- Джакомо Пуччини
- Руджеро Леонкавалло
- Пьетро Масканьи
- Рихард Штраус
- Валторна
- Ферруччо Бузони
- Ференц Легар
- Александр Николаевич Скрябин
- Александр Николаевич Скрябин
- Антон Степанович Аренский
- Тема вступления из симфонии «Божественная поэма» а. Н. Скрябина
- Арнольд Шёнберг
- Имре Кальман
- Антон Веберн
- Альбан Берг
- Артюр Онеггер
- Александр Сергеевич Даргомыжский
- Отрывок из романса «Мне грустно» а. С. Даргомыжского
- Станислав Монюшко
- Бедржих Сметана
- 1860 – Е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).
- Виолончель
- Цезарь Антонович Кюи
- Генрик Венявский
- Милий Алексеевич Балакирев
- Милий Алексеевич Балакирев
- Модест Петрович Мусоргский
- Модест Петрович Мусоргский
- Петр Ильич Чайковский
- Петр Ильич Чайковский
- Сергей Иванович Танеев
- Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец
- Антонин Дворжак
- Жюль Массне
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Леош Яначек
- Анатолий Константинович Лядов
- Анатолий Константинович Лядов
- Отрывок из Прелюдии си-минор а. К. Лядова
- Александр Тихонович Гречанинов
- Александр Константинович Глазунов
- Александр Константинович Глазунов
- Музыкальная тема Раймонды из балета «Раймонда» а. К. Глазунова
- Ф. И. Шаляпин и с. В. Рахманинов
- Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» с. В. Рахманинова
- Мечислав Карлович
- Карл Орф
- Л. Бакст. Эскиз костюма к балету и. Ф. Стравинского «Жар-птица»
- Альфредо Казелла
- Эйтор Вила-Лобос
- Богуслав Мартину
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сцена из балета «Золушка»
- Пауль Хиндемит
- Джордж Гершвин
- Джордж Гершвин
- Франсис Пуленк
- Жорж Орик
- Арам Ильич Хачатурян
- Оливье Мессиан
- Бенджамин Бриттен
- Витольд Лютославский
- Балалайка
- Леонард Бернстайн
- Кшиштоф Пендерецкий
- Альфред Гарриевич Шнитке
- Танцовщицы фламенко
- Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко
- Мандолина
- Ковбойская музыка
- Вестерн-свинг
- Блюграсс
- Хонки-тонк
- Кантри-госпел
- Кантри-фолк
- Боб Дилан
- Акустическая гитара
- Боб Марли
- Хард-рок
- Ранний состав Black Sabbath
- Глэм-рок, или глиттер-рок
- Лайза Джеррард (Dead Can Dance)
- Хардкор
- Индастриал-рок
- Аккордеон
- Стиви Уандер
- Авторская песня
- Владимир Высоцкий
- Юлий Ким
- Оркестр Луи Армстронга
- Дюк Эллингтон
- Дж. Б. Диззи Гиллеспи
- Терминологический словарь
- 2) Публичные выступления музыкантов. Первые концерты прошли в Лондоне в 1672 году. Были организованы придворным музыкантом Дж. Банистером.
- 2) Учение о мелодии.