Гвидо д’Ареццо
Природа щедро одарила его различными талантами, что давало ему возможность в учении без труда превосходить своих товарищей. Последние завидовали его успехам и тому, как хорошо проявил себя Гвидо в качестве преподавателя пения. Все это влекло за собой резко негативное, а отчасти даже и враждебное отношение окружающих к Гвидо, и тот в конце концов вынужден был перейти в другой монастырь – в Ареццо, от названия которого и получил свое прозвище Аретинский.
Итак, Гвидо был одним из выдающихся музыкантов своего времени, и его нововведения в области преподавания духовного пения дали блестящие результаты. Он обратил внимание на нотацию и изобрел четырехлинейную систему, на которой точно определил местонахождение полутонов (от них, попадавшихся между ступенями григорианских ладов, зависели характерные черты того или иного лада, а также основанной на этом ладу мелодии).
Стремясь как можно точнее записать мелодию, Гвидо придумывал различные правила, которые были им оформлены в сложную и запутанную систему с новыми названиями тонов: ut, re, mi, fa, sol, la. Несмотря на различные затруднения, вызываемые использованием такой системы, она продержалась весьма долго, и ее следы встречаются у теоретиков XVIII века.
Интересно, что сначала Гвидо Д’Ареццо за свои нововведения подвергся гонениям. Но поскольку система талантливого музыканта во многом облегчала запись и чтение мелодий, Папа с почестями возвратил его в монастырь Помпозы, где Гвидо Д’Ареццо и прожил до самой смерти, т. е. до 1050 года.
В XI – XII веках в развитии художественной культуры Средневековья наметился перелом, обусловленный новыми социально-историческими процессами (рост городов, Крестовые походы, выдвижение новых общественных слоев, в том числе рыцарства, складывание первых центров светской культуры и т. д.). Новые культурные явления распространяются по всей Европе. Происходит складывание и распространение средневекового романа, готического стиля в архитектуре, в музыке идет развитие многоголосного письма, формирование светской музыкально-поэтической лирики.
Главной особенностью развития музыкального искусства в этот период становится утверждение и развитие многоголосия, в основу которого был положен григорианский хорал: к основной церковной мелодии певцы присоединяли второй голос. В ранних примерах двухголосия, зафиксированных в нотных образцах IX – XI веков, голоса движутся параллельно в едином ритме (в интервалах кварты, квинты или октавы). Позже появляются образцы непараллельного движения голосов («Один певец ведет основную мелодию, другой искусно бродит по другим звукам», – пишет теоретик Гвидо Д’Ареццо). Такой тип двух– и многоголосия по названию присоединяемого голоса именуется органумом. Позже присоединяемый голос начали украшать мелизмами, он стал двигаться свободнее в ритмическом отношении.
Развитие новых форм многоголосия особенно активно проходило в Париже и Лиможе в XII – XIII веках. В историю музыкальной культуры этот период вошел как «эпоха Нотр-Дама» (по названию всемирно известного памятника архитектуры, где работала певческая капелла). Среди авторов, имена которых сохранила история, – Леонин и Перотин, сочинители органумов и других многоголосных произведений. Леонин создал «Большую книгу органумов», рассчитанную на годовой круг церковного пения. С именем Перотина связан переход к трех– и четырехголосию, дальнейшему обогащению мелодического письма. При этом следует заметить, что значение школы Нотр-Дам существенно не только для Франции, но и для всего европейского искусства того времени.
Формирование светских жанров в этот период было подготовлено творчеством бродячих народных музыкантов – жонглеров, менестрелей и шпильманов. Отвергаемые и даже гонимые официальной церковью, бродячие музыканты явились первыми носителями светской лирики, а также чисто инструментальной традиции (использовали различные духовые и смычковые инструменты, арфу и т. д.).
В то время артисты были актерами, циркачами, певцами и инструменталистами в одном лице. Они путешествовали из города в город, выступали на празднествах при дворах, у замков, на ярмарочных площадях и т. д. К жонглерам, шпильманам и менестрелям присоединялись также ваганты и голиарды – неудачливые студенты и беглые монахи, благодаря которым в «артистической» среде распространялась грамотность. Постепенно в этих кругах наметилась специализация, бродячие артисты стали образовывать цехи, оседать в городах.
В этот же период выдвигается своеобразная «интеллигентская» прослойка – рыцарство, в среде которого (в периоды перемирий) также разгорается интерес к искусству. В XII веке в Провансе зарождается искусство трубадуров, ставшее основой особого творческого движения. Трубадуры по большей части были выходцами из высшей знати, владели музыкальной грамотой. Они создавали сложные по форме музыкально-поэтические произведения, в которых воспевали земные радости, героику Крестовых походов и т. д.
Трубадур был прежде всего стихотворцем, мелодия же нередко заимствовалась им из бытового обихода и творчески переосмысливалась. Иногда трубадуры нанимали менестрелей для инструментального сопровождения своего пения, привлекали жонглеров к исполнению и сочинению музыки. Среди трубадуров, чьи имена дошли до нас сквозь пелену веков, – Джуафрэ Рюдель, Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Рамбаут де Вакейрас и др.
Поэзия трубадуров оказала непосредственное влияние на формирование творчества труверов, которое было более демократичным, т. к. большинство труверов – выходцы из горожан. Некоторые труверы создавали произведения на заказ. Наиболее же известным из них являлся Адам де ла Аль, уроженец Арраса, французский поэт, композитор, драматург второй половины XIII века.
Искусство трубадуров и труверов распространялось по всей Европе. Под его воздействием в Германии столетием позже (XIII век) сложились традиции школы миннезингеров, представители которой, одаренные музыканты и композиторы, в основном служили при дворах.
Своеобразным переходом к эпохе Ренессанса можно рассматривать XIV век. Данный период по отношению к французской музыке принято обозначать «Аrs Nova» («Новое искусство») по названию научного труда, созданного около 1320 года парижским теоретиком и композитором Филиппом де Витри.
Следует отметить, что в указанное время в искусстве действительно появляются принципиально новые элементы: например, происходит утверждение (в том числе на теоретическом уровне) новых принципов ритмического деления и голосоведения, новых ладовых систем (в частности, альтераций и тональных тяготений – т. е. «диезов» и «бемолей»), новых жанров, выход на новый уровень профессионального мастерства.
В ряд крупнейших музыкантов XIV века, помимо Филиппа де Витри, создававшего на собственные тексты мотеты, нужно поставить и Гийома де Машо, родившегося в городе Машо, в Шампани, около 1300 года.
Гийом де Машо одно время состоял на службе при дворе Иоанны Наваррской, супруги Филиппа Красивого, позднее стал личным секретарем короля Богемии Иоанна Люксембургского, а под конец жизни находился при дворе Карла V Французского. Современники почитали его необыкновенный музыкальный талант, благодаря которому он был не только блестящим исполнителем, но и прекрасным композитором, оставившим после себя громадное количество произведений: до нас дошли его мотеты, баллады, рондо, каноны и другие песенные (песенно-танцевальные) формы.
Музыка Гийома де Машо отличается утонченной экспрессивностью, грациозностью и, по мысли исследователей, является выразителем духа эпохи «Ars Nova». Главная же заслуга композитора состоит в том, что он написал первую в истории авторскую мессу по случаю вступления на престол Карла V.
- Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности
- Гвидо д’Ареццо
- Музыка Возрождения
- Раннее Возрождение
- Высокое Возрождение
- Палестрина
- Орландо Лассо
- Клаудио Монтеверди
- Клаудио Монтеверди
- Михаэль Преториус
- Джироламо Фрескобальди
- Арканджело Корелли
- Генри Пёрселл
- Алессандро Скарлатти
- Антонио Вивальди
- Жан Филипп Рамо
- Джованни Баттиста Перголези
- Классицизм
- Жан Батист Люлли
- Жан Батист Люлли
- Литавры
- Кристоф Виллибальд Глюк
- А. Головин. Эскиз декораций к опере к. Глюка «Орфей и Эвридика»
- Клавикорд
- Отрывок из первой части Симфонии ми-бемоль мажор й. Гайдна
- Доменико Чимароза
- Дмитрий Степанович Бортнянский
- Муцио Клементи
- Джованни Баттиста Виотти
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Отрывок из арии Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» в. Моцарта
- «Турецкий марш» – финал сонаты ля мажор в. Моцарта
- Луиджи Керубини
- Отрывок из Патетической сонаты л. Бетховена
- Отрывок из пятой симфонии л . Бетховена
- Катерино Альбертович Кавос
- Никколо Паганини
- Н. Паганини
- Михаил Иванович Глинка
- Сцена из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Музыкальный образ Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» м. И. Глинки
- Отрывок из арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Ференц Лист
- Ференц Лист
- Романтизм
- Карл Мария фон Вебер
- Александр Александрович Алябьев
- Александр Александрович Алябьев
- Джоаккино Россини
- Франц Шуберт
- Отрывок из песни «Лесной царь» ф. Шуберта
- Гаэтано Доницетти
- Алексей Николаевич Верстовский
- Алексей Николаевич Верстовский
- Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» а. Н. Верстовского
- Александр Николаевич Серов
- Винченцо Беллини
- Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» а. Е. Варламова
- Гектор Луи Берлиоз
- Гектор Луи Берлиоз
- Александр Львович Гурилев
- Александр Львович Гурилев
- Феликс Мендельсон
- Феликс Мендельсон
- Отрывок из вальса до-диез-минор ф. Шопена
- Роберт Шуман
- Роберт Шуман
- Пианино
- Рихард Вагнер
- Рихард Вагнер
- Шарль Франсуа Гуно
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Контрабас
- Шарль Камиль Сен-Санс
- Кларнет
- Исаак Альбенис
- Энрике Гранадос
- Ралф Воан-Уильямс
- Макс Регер
- Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету к. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»
- Морис Равель
- Мануэль де Фалья
- Отторино Респиги
- Кароль Шимановский
- Джакомо Пуччини
- Руджеро Леонкавалло
- Пьетро Масканьи
- Рихард Штраус
- Валторна
- Ферруччо Бузони
- Ференц Легар
- Александр Николаевич Скрябин
- Александр Николаевич Скрябин
- Антон Степанович Аренский
- Тема вступления из симфонии «Божественная поэма» а. Н. Скрябина
- Арнольд Шёнберг
- Имре Кальман
- Антон Веберн
- Альбан Берг
- Артюр Онеггер
- Александр Сергеевич Даргомыжский
- Отрывок из романса «Мне грустно» а. С. Даргомыжского
- Станислав Монюшко
- Бедржих Сметана
- 1860 – Е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).
- Виолончель
- Цезарь Антонович Кюи
- Генрик Венявский
- Милий Алексеевич Балакирев
- Милий Алексеевич Балакирев
- Модест Петрович Мусоргский
- Модест Петрович Мусоргский
- Петр Ильич Чайковский
- Петр Ильич Чайковский
- Сергей Иванович Танеев
- Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец
- Антонин Дворжак
- Жюль Массне
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Леош Яначек
- Анатолий Константинович Лядов
- Анатолий Константинович Лядов
- Отрывок из Прелюдии си-минор а. К. Лядова
- Александр Тихонович Гречанинов
- Александр Константинович Глазунов
- Александр Константинович Глазунов
- Музыкальная тема Раймонды из балета «Раймонда» а. К. Глазунова
- Ф. И. Шаляпин и с. В. Рахманинов
- Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» с. В. Рахманинова
- Мечислав Карлович
- Карл Орф
- Л. Бакст. Эскиз костюма к балету и. Ф. Стравинского «Жар-птица»
- Альфредо Казелла
- Эйтор Вила-Лобос
- Богуслав Мартину
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сцена из балета «Золушка»
- Пауль Хиндемит
- Джордж Гершвин
- Джордж Гершвин
- Франсис Пуленк
- Жорж Орик
- Арам Ильич Хачатурян
- Оливье Мессиан
- Бенджамин Бриттен
- Витольд Лютославский
- Балалайка
- Леонард Бернстайн
- Кшиштоф Пендерецкий
- Альфред Гарриевич Шнитке
- Танцовщицы фламенко
- Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко
- Мандолина
- Ковбойская музыка
- Вестерн-свинг
- Блюграсс
- Хонки-тонк
- Кантри-госпел
- Кантри-фолк
- Боб Дилан
- Акустическая гитара
- Боб Марли
- Хард-рок
- Ранний состав Black Sabbath
- Глэм-рок, или глиттер-рок
- Лайза Джеррард (Dead Can Dance)
- Хардкор
- Индастриал-рок
- Аккордеон
- Стиви Уандер
- Авторская песня
- Владимир Высоцкий
- Юлий Ким
- Оркестр Луи Армстронга
- Дюк Эллингтон
- Дж. Б. Диззи Гиллеспи
- Терминологический словарь
- 2) Публичные выступления музыкантов. Первые концерты прошли в Лондоне в 1672 году. Были организованы придворным музыкантом Дж. Банистером.
- 2) Учение о мелодии.