Исаак Альбенис
Испанский композитор и пианист Исаак Альбенис родился в 1860 году. Обучался фортепиано в Париже под руководством А. Мармонтеля, в Брюсселе – у Л. Брассена, в Веймаре и Риме – у Ф. Листа. Последний очень высоко ценил своего ученика. Прекрасно отзывался о нем и А. Рубинштейн. Композицию Альбенису преподавали Ф. Геварт в Брюсселе и С. Ядассон в Лейпциге, но наиболее сильное влияние на него оказал испанский композитор Ф. Педрель, воспитавший немало талантливых музыкантов.
Произведения Альбениса, наполненные ритмами и интонациями народных испанских танцев и песен, очень быстро принесли ему необыкновенную популярность. Вскоре слава о нем вышла за пределы Испании и распространилась по всему миру.
Длительное время проживавший в Париже, Альбенис сблизился с французскими композиторами К. Дебюсси и П. Дюка. Но, несмотря на явное влияние импрессионизма, в произведениях испанского музыканта явственно ощущается тяготение к романтизму. Можно с уверенностью утверждать, что Альбенис был в числе представителей романтического стиля в испанском музыкальном искусстве.
В огромном творческом наследии композитора выделяются такие работы, как оперы «Магический опал» (1893) и «Пепита Хименес» (1896); фантазия для оркестра и фортепиано «Каталония» (1899), а также многочисленные фортепианные пьесы, среди которых наибольшую известность получил сборник «Иберия» (четыре тетради, 1906 – 1909). Это необыкновенно выразительные живописные зарисовки, поражающие своей задушевностью и лиризмом («Кордова») или бурным темпераментом («Наварра»).
Создавая картины поэтических пейзажей Испании, фрагменты испанской жизни, композитор поистине виртуозно разрабатывает необычные танцевальные ритмы, передает очарование национальной народной музыки. Проникновенное и оригинальное искусство Альбениса оказало огромное влияние на дальнейшее развитие испанского искусства. Умер композитор в 1909 году.
Ян Сибелиус
Ян Сибелиус, известный финский композитор, появился на свет в 1865 году в Хяменлинне, в семье военного врача. Необычайные музыкальные способности ребенка были замечены довольно рано, и его стали учить играть на рояле и скрипке. Теорию композиции Ян, когда подрос, изучил сам.
Ян Сибелиус
В 20 лет молодой человек поступил в Хельсинкский музыкальный институт, где занимался в классах скрипки, теории музыки и композиции. Одновременно он учился и в университете на юридическом факультете.
По окончании института о Сибелиусе впервые заговорили как о подающем большие надежды начинающем композиторе. Произошло это после того, как в публичном концерте прозвучали его струнное трио и квартет.
Желая и дальше развиваться как музыкант, Сибелиус в 1889 году отправился в Берлин, а затем в Вену. Через два года он вернулся в Хельсинки и занял место преподавателя в музыкальном институте и
в оркестровой школе Филармонического общества.
В 1904 году Сибелиус поселился в загородном доме под названием «Айноля» и прожил там более полувека, лишь изредка выезжая в концертные поездки. Именно там, на лоне природы, он сочинил большинство своих замечательных произведений, среди которых в первую очередь необходимо назвать следующие: балет-пантомима «Скарамуш» (1913); куллерво-симфония для солистов, хора и оркестра (1892); 7 симфоний; симфонические поэмы «Сага», «Финляндия», «Тапиола»; сюита «Лемминкяйнен» («Леммин-кяйнен и девушки на острове Саари», «Лемминкяйнен в Туонеле», «Ту-онельский лебедь» и «Возвращение Лемминкянена»); концерт для скрипки с оркестром; скрипичные и фортепианные пьесы; романсы и песни, оркестровые сочинения и музыка к драматическим спектаклям.
Следует заметить, что в творчестве Сибелиуса ясно ощущается влияние образов, навеянных родной природой, а также национального фольклора. Его активная деятельность продолжалась до конца 20-х годов XX столетия, после чего он практически перестал сочинять произведения. Умер великий композитор в 1957 году.
- Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности
- Гвидо д’Ареццо
- Музыка Возрождения
- Раннее Возрождение
- Высокое Возрождение
- Палестрина
- Орландо Лассо
- Клаудио Монтеверди
- Клаудио Монтеверди
- Михаэль Преториус
- Джироламо Фрескобальди
- Арканджело Корелли
- Генри Пёрселл
- Алессандро Скарлатти
- Антонио Вивальди
- Жан Филипп Рамо
- Джованни Баттиста Перголези
- Классицизм
- Жан Батист Люлли
- Жан Батист Люлли
- Литавры
- Кристоф Виллибальд Глюк
- А. Головин. Эскиз декораций к опере к. Глюка «Орфей и Эвридика»
- Клавикорд
- Отрывок из первой части Симфонии ми-бемоль мажор й. Гайдна
- Доменико Чимароза
- Дмитрий Степанович Бортнянский
- Муцио Клементи
- Джованни Баттиста Виотти
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Отрывок из арии Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» в. Моцарта
- «Турецкий марш» – финал сонаты ля мажор в. Моцарта
- Луиджи Керубини
- Отрывок из Патетической сонаты л. Бетховена
- Отрывок из пятой симфонии л . Бетховена
- Катерино Альбертович Кавос
- Никколо Паганини
- Н. Паганини
- Михаил Иванович Глинка
- Сцена из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Музыкальный образ Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» м. И. Глинки
- Отрывок из арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Ференц Лист
- Ференц Лист
- Романтизм
- Карл Мария фон Вебер
- Александр Александрович Алябьев
- Александр Александрович Алябьев
- Джоаккино Россини
- Франц Шуберт
- Отрывок из песни «Лесной царь» ф. Шуберта
- Гаэтано Доницетти
- Алексей Николаевич Верстовский
- Алексей Николаевич Верстовский
- Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» а. Н. Верстовского
- Александр Николаевич Серов
- Винченцо Беллини
- Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» а. Е. Варламова
- Гектор Луи Берлиоз
- Гектор Луи Берлиоз
- Александр Львович Гурилев
- Александр Львович Гурилев
- Феликс Мендельсон
- Феликс Мендельсон
- Отрывок из вальса до-диез-минор ф. Шопена
- Роберт Шуман
- Роберт Шуман
- Пианино
- Рихард Вагнер
- Рихард Вагнер
- Шарль Франсуа Гуно
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Контрабас
- Шарль Камиль Сен-Санс
- Кларнет
- Исаак Альбенис
- Энрике Гранадос
- Ралф Воан-Уильямс
- Макс Регер
- Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету к. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»
- Морис Равель
- Мануэль де Фалья
- Отторино Респиги
- Кароль Шимановский
- Джакомо Пуччини
- Руджеро Леонкавалло
- Пьетро Масканьи
- Рихард Штраус
- Валторна
- Ферруччо Бузони
- Ференц Легар
- Александр Николаевич Скрябин
- Александр Николаевич Скрябин
- Антон Степанович Аренский
- Тема вступления из симфонии «Божественная поэма» а. Н. Скрябина
- Арнольд Шёнберг
- Имре Кальман
- Антон Веберн
- Альбан Берг
- Артюр Онеггер
- Александр Сергеевич Даргомыжский
- Отрывок из романса «Мне грустно» а. С. Даргомыжского
- Станислав Монюшко
- Бедржих Сметана
- 1860 – Е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).
- Виолончель
- Цезарь Антонович Кюи
- Генрик Венявский
- Милий Алексеевич Балакирев
- Милий Алексеевич Балакирев
- Модест Петрович Мусоргский
- Модест Петрович Мусоргский
- Петр Ильич Чайковский
- Петр Ильич Чайковский
- Сергей Иванович Танеев
- Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец
- Антонин Дворжак
- Жюль Массне
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Леош Яначек
- Анатолий Константинович Лядов
- Анатолий Константинович Лядов
- Отрывок из Прелюдии си-минор а. К. Лядова
- Александр Тихонович Гречанинов
- Александр Константинович Глазунов
- Александр Константинович Глазунов
- Музыкальная тема Раймонды из балета «Раймонда» а. К. Глазунова
- Ф. И. Шаляпин и с. В. Рахманинов
- Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» с. В. Рахманинова
- Мечислав Карлович
- Карл Орф
- Л. Бакст. Эскиз костюма к балету и. Ф. Стравинского «Жар-птица»
- Альфредо Казелла
- Эйтор Вила-Лобос
- Богуслав Мартину
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сцена из балета «Золушка»
- Пауль Хиндемит
- Джордж Гершвин
- Джордж Гершвин
- Франсис Пуленк
- Жорж Орик
- Арам Ильич Хачатурян
- Оливье Мессиан
- Бенджамин Бриттен
- Витольд Лютославский
- Балалайка
- Леонард Бернстайн
- Кшиштоф Пендерецкий
- Альфред Гарриевич Шнитке
- Танцовщицы фламенко
- Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко
- Мандолина
- Ковбойская музыка
- Вестерн-свинг
- Блюграсс
- Хонки-тонк
- Кантри-госпел
- Кантри-фолк
- Боб Дилан
- Акустическая гитара
- Боб Марли
- Хард-рок
- Ранний состав Black Sabbath
- Глэм-рок, или глиттер-рок
- Лайза Джеррард (Dead Can Dance)
- Хардкор
- Индастриал-рок
- Аккордеон
- Стиви Уандер
- Авторская песня
- Владимир Высоцкий
- Юлий Ким
- Оркестр Луи Армстронга
- Дюк Эллингтон
- Дж. Б. Диззи Гиллеспи
- Терминологический словарь
- 2) Публичные выступления музыкантов. Первые концерты прошли в Лондоне в 1672 году. Были организованы придворным музыкантом Дж. Банистером.
- 2) Учение о мелодии.