Петр Ильич Чайковский
Воспитание, образование и основы культуры Петр получил в семье. Воспитательницей всех детей была Фанни Дюрбах, которая своими нравственными и душевными качествами завоевала симпатии всех членов семьи. Фанни с первой же встречи стала выделять самого младшего из своих учеников (Петра). По сравнению со своим братом Николаем, Петр был тихоней, его намного реже наказывали. Во внешности он также уступал брату, который был всегда чистеньким, напомаженным, причесанным и аккуратным. Петр же отличался редкой неряшливостью: вечно с небрежно торчащими вихрами, с пятнами грязи на одежде. Но любой, кто пообщался с Петром хотя бы несколько минут, сразу поддавался очарованию не столько его ума, сколько сердца. Начиная с самого раннего детства и во все периоды его жизни Чайковский обладал исключительной способностью привлекать к себе общую симпатию, обращать на себя внимание окружающих.
Дети в семье Чайковских жили своей жизнью, совершенно отдельно от взрослых, только во время приема пищи все сидели за одним столом. По воспоминаниям Фанни, у детей были свои занятия и забавы, а вечера под праздник они проводили в своих комнатах, читая книги и беседуя. Летом дети вместе с воспитательницей в экипаже совершали поездки по окрестностям Воткинска.
Необычайный слух и музыкальная память проявились у Петра очень рано. От матери он получил элементарные понятия о музыке и уже в раннем возрасте подбирал на фортепиано на слух те музыкальные произведения, которые услышал в заводном органчике-оркестрине. Детские впечатления не только сохранились в памяти мальчика на всю жизнь, но и повлияли на музыкальные вкусы Чайковского, когда он уже был композитором. А впечатления эти были такими: народные песни, пение матери, игра органчика-оркестрины. В исполнении матери он впервые услышал романс Алябьева «Соловей» и сохранил трепетное чувство к данному сочинению на всю свою жизнь.
Петр проявил такую любовь к игре на фортепьяно, что, когда ему запрещали сидеть за инструментом, он продолжал на чем попало перебирать пальцами. Был такой случай. Однажды, увлекшись таким бренчанием на оконном стекле, он так разошелся, что разбил стекло и очень сильно поранил руку. Это происшествие показало родителям, насколько сильна его тяга к музыке. Они решили серьезно отнестись к его музыкальному развитию и пригласили для Петра учительницу музыки – Марью Марковну Пальчикову.
В 4 года Петр сочинил маленькую пьеску «Наша мама в Петербурге», а в 8 лет он уже довольно хорошо играл и даже импровизировал на рояле. Когда ему было 10 лет, он впервые услышал оперу Глинки «Иван Сусанин». По словам самого Чайковского, произведения Моцарта произвели на него просто неизгладимое впечатление, пробудили священный трепет перед музыкальным гением и дали толчок музыкальным силам, заставив полюбить музыку больше всего на свете. До этого мальчик слышал только итальянскую оперу.
Первые годы жизни Петра прошли мирно и счастливо. Потом стали появляться огорчения, первым из которых стала разлука с любимой воспитательницей. Вскоре семья уехала из тихого Воткинска сначала в Петербург, а потом в Алапаевск. Но самым сильным горем для мальчика стала разлука с семьей.
Когда ему исполнилось 10 лет, родители всерьез задумались о его образовании. В конце августа 1850 года Александра Андреевна отвезла сына в Петербург. Отец с матерью, зная склонность мальчика к искусству и музыке, все же решили дать ему гуманитарное образование. Их выбор пал на училище правоведения, где, кроме юридических наук и словесности, имелись музыкальные классы для желающих.
Разлуку с домом и любимой матерью Петр пережил очень болезненно. При прощании он припал к ней и никак не мог оторваться. На него не действовали ни ласки, ни утешения, ни обещания скорого возвращения; он ничего не видел и не слышал, а как бы слился с обожаемым человеком. Пришлось насильно отрывать его от матери. Когда она села с дочерьми в экипаж и тот тронулся, мальчик вырвался из рук воспитателя и с отчаянным криком бросился вдогонку, цепляясь за что попало, в надежде остановить тарантас. Будучи взрослым мужчиной, Петр Ильич не мог без ужаса вспоминать об этом моменте жизни.
В 1852 году Чайковские переехали в Петербург, и мальчик до самого окончания училища жил дома с семьей. Учился он хорошо, хотя не особенно блистал. Что же касается музыки, то ею он занимался от случая к случаю, как дилетант, потому что заниматься серьезно не было времени. В течение трех лет Петр брал уроки игры на фортепиано у педагога Кюндингера.
Больше всех на свете мальчик любил свою мать. Это была та идеальная любовь, которую описал Лев Толстой в своем «Детстве». В 1854 году, когда Петру было 14 лет, умерла Александра Андреевна. Смерть матери оставила неизгладимый след в его памяти.
В 1859 году Петр Чайковский окончил училище правоведения и был зачислен на государственную службу в департамент Министерства юстиции в чине титулярного советника. Служил он на этом месте 2 года. Чем дальше, тем сильнее Петр чувствовал пробуждавшийся в нем музыкальный талант. Назревал момент, который должен был перевернуть его жизнь и направить ее в другое русло. Толчком, который ускорил события, стал семейный разговор, произошедший 10 марта 1861 года. В письме к своей сестре, Александре Ильиничне, он писал: «За ужином говорили про мой музыкальный талант. Папаша уверяет, что мне еще не поздно сделаться артистом. Хорошо бы, если так; но дело в том, что если во мне есть талант, то уже, наверно, его развивать теперь невозможно».
Обо всем этом думает Петр все последующие месяцы – и летом во время первой заграничной поездки, и после возвращения домой. За границу его взял с собой инженер В. В. Писарев. Петр должен был исполнять обязанности секретаря и переводчика.
За три месяца они успели побывать в Берлине, Гамбурге, Лондоне, Париже, Антверпене, Брюсселе, объехали почти всю Европу. Несмотря на обилие впечатлений, поездка разочаровала его. Письма, которые он писал домой, были полны критических, иногда насмешливых, а иногда и просто язвительных отзывов.
После возвращения Чайковский поступил в музыкальные классы, имеющиеся при Русском музыкальном обществе в Михайловском дворце в Петербурге. Он еще не знал, что ему предстояли годы упорного труда и борьбы.
Осенью 1862 года Петр Ильич написал заявление о зачислении его во вновь открывшуюся первую русскую консерваторию. Только в возрасте 21 года Чайковский понял, что имеет желание заниматься одним-единственным, самым главным и любимым делом – музыкой. Но для этого нужны были громадная воля, мужество, сила духа, которые следовало соединить с одаренностью, любовью к искусству и верой в него. Только тогда можно было всего за четыре года из дилетанта стать мастером.
После поступления в консерваторию Петр Ильич оказался в бедственном материальном положении. Его отец из-за своей безграничной доверчивости лишился всего состояния, которое накопил за годы службы, и не мог помогать сыну. В связи с этим Чайковскому пришлось в течение всех лет обучения давать частные уроки, заниматься всякого рода приработками, чтобы обеспечить себе сносное существование. Ему пришлось резко изменить образ жизни, т. е. отказаться от всяких развлечений. Он даже внешность поменял: отпустил бородку и стал похож на разночинца или на земского учителя.
Но, несмотря на все лишения и невзгоды, главным для Чайковского оставалась музыка и учеба. В консерватории у Петра Ильича появился близкий друг – Герман Августович Ларош, который был талантливейшим музыкантом. Впоследствии Ларош стал музыкальным критиком и был первым, кто заметил и оценил композиторские способности Чайковского.
В консерватории у Петра Ильича было два педагога: Н. И. Заремба и А. Г. Рубинштейн. Первый из них был умелым и грамотным профессором. По своим убеждениям он принадлежал к консерваторам, был приверженцем старых добрых традиций. В связи с этим на творческие и художественные взгляды будущего композитора он не оказал практически никакого влияния.
Антон Григорьевич Рубинштейн, напротив, сыграл важную роль в жизни Чайковского. Еще до поступления в консерваторию Петр Ильич познакомился с творчеством своего будущего учителя и был просто очарован им. А. Г. Рубинштейн был талантливейшим пианистом, известным во всем мире, композитором, организатором Русского музыкального общества, директором первой русской консерватории. Вообще, он был человеком с сильной волей, мощным темпераментом и практически безграничной трудоспособностью. Этот человек обучал Чайковского композиции и инструментовке. Они встречались с Петром Ильичом практически каждый день в консерватории, и чем больше учитель давал заданий, тем добросовестнее и тщательнее готовился ученик. А чем старательнее и трудолюбивее был ученик, тем все более требовательным становился учитель.
Из большого количества ученических работ Чайковского до наших дней дошло совсем немного. Самым первым самостоятельным произведением Петра Ильича считается симфоническая увертюра по драме Островского «Гроза», которую он написал по заданию А. Г. Рубинштейна летом 1864 года. Тот факт, что будущий композитор выбрал именно этот сюжет, характеризует его как человека, стремящегося к быстрому разрешению самых острых и конфликтных ситуаций. Музыка в данной увертюре пока еще очень несовершенна и слаба, но в ней уже начинают пробиваться ростки будущего симфонического стиля П. И. Чайковского.
В последний год обучения в консерватории Петр Ильич написал целый ряд крупных музыкальных произведений: кантату «К радости», которая стала его выпускным сочинением, сонату и вариации для фортепиано, две увертюры для оркестра, струнный квартет и т. д. Он был полон сил, творческая энергия требовала выхода, но по-настоящему талант композитора начал проявляться только после окончания консерватории.
29 декабря 1865 года в консерватории состоялся выпускной экзамен. После этого Чайковского пригласили в Московскую консерваторию, открывшуюся осенью 1866 года, в качестве преподавателя. Переезд Петра Ильича в Москву и стал началом самостоятельной творческой жизни.
Молодость композитора пришлась на 60-е годы. Это было время «Современника» и «Колокола», «Грозы» и «Войны и мира», «Накануне» и «Мороза, Красного носа». Высокий взлет искусства, литературы, науки отражены в статьях Добролюбова и Чернышевского. В музыке такой сдвиг произойдет немного попозже, когда прозвучат оперы Глинки и Даргомыжского, которые они написали еще в 1830 – 1840-е годы. Искусство 60-х годов характеризуется появлением интереса к большим социальным и общественно значимым темам, страстностью в отношении к жизни и смерти, а также правдивостью.
В Москву Чайковский приехал 6 января 1866 года. Разлуку с родными и друзьями ему скрашивало то, что сразу по приезде он попал в дружескую и творческую обстановку.
Директором Московской консерватории в то время был брат Антона Григорьевича Рубинштейна – Николай Григорьевич Рубинштейн. Это был великолепный пианист, дирижер, талантливый педагог, державший в своих руках и консерваторию, и Русское музыкальное общество. Николай Григорьевич очень радушно встретил Петра Ильича, поселил его в свою квартиру и впоследствии постоянно оказывал ему всевозможное покровительство. Между ними сразу же возникли теплые, дружеские отношения.
Николай Григорьевич познакомил Чайковского с членами «Артистического кружка», который в то время был центром московской художественной жизни. В этот кружок входили музыканты, писатели (Островский, Писемский, Григорьев), а также актеры Малого театра (Правдин, Садовский, Живокини и пр.).
Молодой музыкант практически постоянно находился в атмосфере художественных и творческих исканий, артистических увлечений, которые были ему очень близки по духу, а потому оказали громадное влияние на более позднее его творчество. Самой главной доминантой в «Артистическом кружке» была народная песня. Все члены кружка слушали и записывали такие песни, потому что они звучали в Москве, на ее окраинах и в пригородах. В эти же годы значительно укрепились связи Петра Ильича с музыкальным миром Петербурга.
Торжественное открытие Московской консерватории состоялось 1 сентября 1866 года. Первым музыкальным произведением, которое прозвучало в стенах новой русской консерватории, стала увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Исполнил эту увертюру Петр Ильич Чайковский.
Молодой композитор преподавал в консерватории гармонию, инструментовку и свободное сочинение. Поскольку Петр Ильич был очень скромным и застенчивым от природы, он не чувствовал в себе призвания к педагогической деятельности. Несмотря на это, все его ученики высоко ценили в нем ум, знания, мастерство и талант. Впоследствии многие из учеников стали его близкими друзьями.
Самым талантливым из них был Сергей Иванович Танеев, ученый, композитор, пианист. Их дружба продолжалась до самой смерти Чайковского. После того как Петра Ильича не стало, Танеев привел в порядок все его рукописи, закончил и приготовил к печати неизданные произведения. А при жизни Чайковского Сергей Иванович был первым исполнителем всех его фортепьянных сочинений.
Как бы ни была почетна должность профессора для композитора, который только что окончил консерваторию, но денег платили очень мало. В связи с этим Петр Ильич долгое время жил в маленькой комнатке, выделенной ему Н. Г. Рубинштейном в своей квартире. Он очень прилежно занимался, несмотря на разноголосый аккомпанемент многочисленных учеников, выполняющих музыкальные упражнения. В свободное время, которого было не так уж много, Чайковский любил гулять по Москве и окрестностям. Много интересного видел и слышал он, бродя весь воскресный день по древнему русскому городу. Не переставал композитор удивляться тому, какие песни поют и в самом городе, и на окраинах, и в пригородных усадьбах.
- Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности
- Гвидо д’Ареццо
- Музыка Возрождения
- Раннее Возрождение
- Высокое Возрождение
- Палестрина
- Орландо Лассо
- Клаудио Монтеверди
- Клаудио Монтеверди
- Михаэль Преториус
- Джироламо Фрескобальди
- Арканджело Корелли
- Генри Пёрселл
- Алессандро Скарлатти
- Антонио Вивальди
- Жан Филипп Рамо
- Джованни Баттиста Перголези
- Классицизм
- Жан Батист Люлли
- Жан Батист Люлли
- Литавры
- Кристоф Виллибальд Глюк
- А. Головин. Эскиз декораций к опере к. Глюка «Орфей и Эвридика»
- Клавикорд
- Отрывок из первой части Симфонии ми-бемоль мажор й. Гайдна
- Доменико Чимароза
- Дмитрий Степанович Бортнянский
- Муцио Клементи
- Джованни Баттиста Виотти
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Отрывок из арии Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» в. Моцарта
- «Турецкий марш» – финал сонаты ля мажор в. Моцарта
- Луиджи Керубини
- Отрывок из Патетической сонаты л. Бетховена
- Отрывок из пятой симфонии л . Бетховена
- Катерино Альбертович Кавос
- Никколо Паганини
- Н. Паганини
- Михаил Иванович Глинка
- Сцена из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Музыкальный образ Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» м. И. Глинки
- Отрывок из арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Ференц Лист
- Ференц Лист
- Романтизм
- Карл Мария фон Вебер
- Александр Александрович Алябьев
- Александр Александрович Алябьев
- Джоаккино Россини
- Франц Шуберт
- Отрывок из песни «Лесной царь» ф. Шуберта
- Гаэтано Доницетти
- Алексей Николаевич Верстовский
- Алексей Николаевич Верстовский
- Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» а. Н. Верстовского
- Александр Николаевич Серов
- Винченцо Беллини
- Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» а. Е. Варламова
- Гектор Луи Берлиоз
- Гектор Луи Берлиоз
- Александр Львович Гурилев
- Александр Львович Гурилев
- Феликс Мендельсон
- Феликс Мендельсон
- Отрывок из вальса до-диез-минор ф. Шопена
- Роберт Шуман
- Роберт Шуман
- Пианино
- Рихард Вагнер
- Рихард Вагнер
- Шарль Франсуа Гуно
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Контрабас
- Шарль Камиль Сен-Санс
- Кларнет
- Исаак Альбенис
- Энрике Гранадос
- Ралф Воан-Уильямс
- Макс Регер
- Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету к. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»
- Морис Равель
- Мануэль де Фалья
- Отторино Респиги
- Кароль Шимановский
- Джакомо Пуччини
- Руджеро Леонкавалло
- Пьетро Масканьи
- Рихард Штраус
- Валторна
- Ферруччо Бузони
- Ференц Легар
- Александр Николаевич Скрябин
- Александр Николаевич Скрябин
- Антон Степанович Аренский
- Тема вступления из симфонии «Божественная поэма» а. Н. Скрябина
- Арнольд Шёнберг
- Имре Кальман
- Антон Веберн
- Альбан Берг
- Артюр Онеггер
- Александр Сергеевич Даргомыжский
- Отрывок из романса «Мне грустно» а. С. Даргомыжского
- Станислав Монюшко
- Бедржих Сметана
- 1860 – Е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).
- Виолончель
- Цезарь Антонович Кюи
- Генрик Венявский
- Милий Алексеевич Балакирев
- Милий Алексеевич Балакирев
- Модест Петрович Мусоргский
- Модест Петрович Мусоргский
- Петр Ильич Чайковский
- Петр Ильич Чайковский
- Сергей Иванович Танеев
- Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец
- Антонин Дворжак
- Жюль Массне
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Леош Яначек
- Анатолий Константинович Лядов
- Анатолий Константинович Лядов
- Отрывок из Прелюдии си-минор а. К. Лядова
- Александр Тихонович Гречанинов
- Александр Константинович Глазунов
- Александр Константинович Глазунов
- Музыкальная тема Раймонды из балета «Раймонда» а. К. Глазунова
- Ф. И. Шаляпин и с. В. Рахманинов
- Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» с. В. Рахманинова
- Мечислав Карлович
- Карл Орф
- Л. Бакст. Эскиз костюма к балету и. Ф. Стравинского «Жар-птица»
- Альфредо Казелла
- Эйтор Вила-Лобос
- Богуслав Мартину
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сцена из балета «Золушка»
- Пауль Хиндемит
- Джордж Гершвин
- Джордж Гершвин
- Франсис Пуленк
- Жорж Орик
- Арам Ильич Хачатурян
- Оливье Мессиан
- Бенджамин Бриттен
- Витольд Лютославский
- Балалайка
- Леонард Бернстайн
- Кшиштоф Пендерецкий
- Альфред Гарриевич Шнитке
- Танцовщицы фламенко
- Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко
- Мандолина
- Ковбойская музыка
- Вестерн-свинг
- Блюграсс
- Хонки-тонк
- Кантри-госпел
- Кантри-фолк
- Боб Дилан
- Акустическая гитара
- Боб Марли
- Хард-рок
- Ранний состав Black Sabbath
- Глэм-рок, или глиттер-рок
- Лайза Джеррард (Dead Can Dance)
- Хардкор
- Индастриал-рок
- Аккордеон
- Стиви Уандер
- Авторская песня
- Владимир Высоцкий
- Юлий Ким
- Оркестр Луи Армстронга
- Дюк Эллингтон
- Дж. Б. Диззи Гиллеспи
- Терминологический словарь
- 2) Публичные выступления музыкантов. Первые концерты прошли в Лондоне в 1672 году. Были организованы придворным музыкантом Дж. Банистером.
- 2) Учение о мелодии.