logo
Популярная история музыки

Танцовщицы фламенко

Первое документальное упоминание о фламенко встречаются в 1780 году в Андалусии. К тому моменту уже сформировались мелодическая структура и стилистика фламенко. В атмосфере нищеты деревенских домов это искусство набирало силу и начинало приобретать популярность, но вплоть до последней трети XIX века не было общенародным достоянием и не пользовалось известностью за пределами узкого круга любителей. Музыка воспринималась как диалог, общение между двумя кантаорами (певцами), кантаором и гитаристом, песней и танцем, чем и объясняется ее импровизационный характер.

Со временем фламенко вышло за пределы семейного круга на улицу, чтобы проникнуть в другие сферы андалусского общества. В Севилье и Хересе праздники, посвященные покровителю города или района, были поводом, чтобы побывать на представлении фламенко. Однако до 1842 года фламенко обитало в основном в цыганских домах, а также за закрытыми дверями постоялых дворов и таверн. Во время пирушек до рассвета оно начинало обретать славу, привлекая на свою сторону все больше почитателей, вместе с тем росло и число кантаоров. Постепенно пение становилось для них способом заработать на жизнь, профессией, и они стремились к совершенству, к чему их также подталкивала и все возрастающая конкуренция.

Основная масса испанцев узнает о фламенко лишь с появлением специальных артистических кафе, cafe cantante, в которых выступали исполнители фламенко. Посетители подобных заведений по достоинству оценили ту глубину чувств, с которой исполнялись песни, благодаря чему музыка фламенко нашла дорожку к сердцам людей.

Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко. Термином «хондо» стали обозначать особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни. Тогда же возникли и наименования «канте гранде» («большое пение») для обозначения песен большой протяженности, с мелодиями широкого диапазона, и «канте чико» («малое пение»), применяющееся в отношении песен, не обладающих такими качествами.

Постепенно танец начинает играть все большую роль в канте фламенко, в результате чего песни с течением времени подразделяются по своим функциям на «аланте», предназначенные только для прослушивания, и «атрас», сопровождающие танец.

Творческая деятельность знаменитого кантаора Сильверио Франко-нетти (1829 – 1889) ознаменовала собой расцвет искусства фламенко, когда были созданы самые лучшие образцы этого жанра.

Однако уже к концу XIX века кафе кантанте приходят в упадок. Отмечается сужение тематики фламенко до двух самых близких и понятных посетителям кафе тем о любви и о смерти. При этом заметно тускнеет эстетическая сторона песен: они больше не передают тончайшие оттенки чувств и настроений, а их содержание начинает напрямую зависеть от вкуса тех, кто заказывает подобные произведения.

Все же фламенко не исчезает как вид музыкального искусства, а просто перерождается, выходя из кафе на сцены театров, импровизированные площадки, арены для боя быков и тем самым отмечая начало нового периода своей истории.

В первые годы XX века фламенко обрело форму на театральных сценах в виде спектаклей, получивших название «опера фламенко» и включавших в себя пение, танцы и игру на гитаре. На основе подобных постановок возник новый жанр – балет фламенко, в скором времени достигший вершин своего развития благодаря таким выдающимся танцорам, как Ла Аргентинита, Ла Аргентина, Пилар Лопез, Антонио, Розарио и др.

Первые попытки возродить фламенко были предприняты в 1922 году. Тогда благодаря объединенным усилиям композитора Мануэля де Фальи и поэта Фредерико Гарсиа Лорки в Гранаде состоялся фестиваль канте хондо, целью которого объявлялось открытие новых талантов и воскрешение интереса широкой публики к этому древнему искусству.