logo
Популярная история музыки

Сергей Иванович Танеев

В первые годы жизни в Москве Петр Ильич работал много, сочинял музыку жадно, торопливо. После окончания консерватории он чувствовал в себе достаточно сил и знаний, чтобы выполнить любое, даже самое сложное задание. Он не боялся браться за любые формы и жанры. В числе его первых произведений имеются такие, которые можно причислить к классике. Особое место, конечно же, следует отдать Первой симфонии, имеющей название «Зимние грезы» и написанной после окончания учебы в консерватории, т. е. в марте – июне 1866 года. В этом произведении Петр Ильич предстает перед слушателем не как послушный ученик, а как самостоятельный художник.

Критики и музыковеды оценивают данное сочинение как «первую исповедь души» Чайковского. Симфония передает всю силу любви к родной природе. В ней композитор создает образы природы средствами песенной мелодики. Лиричность симфонии трогает сокровенные струны души, потаенные ее уголки, создает ощущение полного слияния с природой: человек слышит в музыке грусть широких заснеженных равнин, влекущую даль, тревожные вьюжные русские зимы.

Первая часть симфонии («Грезы зимнею дорогой») определяют характер ее главной партии – образа зимней дороги и связанных с ней раздумий. Воспетая в народных песнях, не раз описанная поэтами и художниками, русская зимняя дорога с ее тоскливо-раздольными ямщицкими песнями, тройками и колокольчиками стала обобщающим лирическим образом родины. Именно такой образ и создал Чайковский в своей Первой симфонии.

Весной 1869 года в Москву переезжает Милий Алексеевич Балакирев и поселяется на Воздвиженке, недалеко от консерватории. Чайковский, Балакирев и еще один их приятель – Н. Кашкин – стали часто и подолгу гулять по Москве и окрестностям. На одной из таких прогулок Милий Алексеевич предложил Петру Ильичу написать увертюру «Ромео и Джульетта». Балакирев уже успел изучить до определенной степени характер таланта Чайковского и считал, что именно такой сюжет подойдет ему больше всего.

Петр Ильич взялся за написание данной увертюры с большим энтузиазмом, потому что ее тема характеризовала центральную линию всего его творчества. Идея увертюры – победа любви над враждой и злобой, издревле существовавшими между людьми. Произведение Шекспира было близко Чайковскому потому, что он по натуре своей был борцом за освобождение личности, слыл художником-гуманистом.

В увертюре «Ромео и Джульетта» композитор развивает три темы: хорал медленного вступления, тему вражды (главная партия) и тему любви (побочная партия). О теме любви в то время писали очень много. Римский-Корсаков в «Летописи» отметил, что весь состав балакиревского кружка был просто очарован «певучей темой увертюры Чайковского». Тему любви Милий Алексеевич назвал одной из самых лучших в русской музыке. Композитор Глазунов говорил, что «так выразить беззаветную любовь юной четы, как про это пропел, а не сочинил Чайковский в „Ромео“, никому из композиторов не удалось».

В 1871 году Петр Ильич написал Первый струнный квартет ре-мажор в четырех частях. Уже к 90-м годам это произведение по количеству исполнений и популярности занимало одно из ведущих мест в творчестве композитора. Причина такой популярности квартета кроется в том, что Чайковскому удалось показать оригинальное образное слияние новаторства в музыке и простоты изложения.

Первый струнный квартет, по словам специалистов, является чисто русским произведением не только потому, что в нем тщательно выписана русская народная песня, но и потому, что в этом сочинении композитор показал степень владения квартетным письмом, причем без подражания западным образцам. Об исполнении данного музыкального сочинения Петр Ильич в своем дневнике сделал такую запись: «Может быть, никогда в жизни я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Толстой, слушая Анданте моего квартета и сидя рядом со мной, залился слезами».

Весной 1873 года Чайковский написал музыку к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Автор пьесы остался очень доволен сотрудничеством с композитором и высказал много лестных слов в адрес Петра Ильича. В этом сочинении Чайковский проявил удивительное чутье в применении так называемых песенных цитат. Он смог обобщить основные принципы русской демократической городской лирики, ее плавную распевность.

21 декабря 1874 года Петр Ильич закончил работу над Первым концертом для фортепиано с оркестром; партитуру концерта он завершил 9 февраля 1875 года. Это произведение было посвящено известному пианисту Гансу фон Бюлову, который был страстным поклонником творчества Чайковского. Он и стал первым исполнителем концерта, впоследствии ставшего знаменитым. Бюлов сыграл Первый концерт для фортепиано с оркестром 25 октября 1875 года в Бостоне в Мюзик-холле. Оркестром дирижировал Бенджамин Джонсон Ланг.

В Москве этот концерт был исполнен 21 ноября того же года. Солистом был 19-летний С. Танеев, а оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн, который поначалу довольно критично принял сочинение Чайковского, но впоследствии настолько проникся красотой и глубиной произведения, что начиная с 1878 года стал исполнять его в Москве и Петербурге, а на показе русской музыки в Париже в 1879 году произвел им настоящий фурор.

Современники Чайковского считали, что Первый концерт – это целая эпоха в русской фортепьянной музыке; по своему значению он превосходит все написанное ранее и служит краеугольным камнем в дальнейшем развитии фортепьянного творчества в России.

В 1876 году была создана увертюра «Франческа да Римини». По словам самого Чайковского, это произведение следует отнести к написанным «по собственной инициативе, вследствие непосредственного влечения и неотразимой внутренней потребности».

Побудительным мотивом для создания данного сочинения явился тот факт, что Петр Ильич по дороге из Монпелье в Париж в купе поезда прочитал «Божественную комедию» Данте, иллюстрированную Гюставом Доре. В песне V «Ада» была изложена история о печальной участи Франчески да Римини и Паоло. Петра Ильича поразил драматизм ужасного возмездия за недолгое счастье. В связи с этим Франческа в произведении Чайковского выведена в образе не кающейся грешницы, а жертвы жестокого уклада жизни, удушающего всякое проявление человеческого чувства.

Увертюра «Франческа да Римини» – это необыкновенное, блестяще инструментированное сочинение. Композитор, используя ритм, гармонию и оркестровку, достиг потрясающего изображения обстановки знаменитого второго круга дантова ада. Он смог показать мрачный и безотрадный тон, не применяя никаких излишеств и не нарушив чувства изящного. В таких или примерно таких словах и выражениях описывали современники Чайковского созданную им увертюру.

Но самым большим достижением творчества Петра Ильича Чайковского считаются романсы, ставшие классикой русской вокальной лирики второй половины XIX века.

Романсы композитора – это своего рода коротенькие поэмы, повествующие не только о личных настроениях. Вся философия жизни показана в них, они трогательно искренние и глубоко правдивые. Эти романсы близки каждому, потому что идут от сердца к сердцу. Данные музыкальные произведения очень разнообразны. В них наряду с чистой лирикой возвышенного слога порой проступает настоящий драматизм, а торжественные гимны уступают место бытовым песенкам, народные напевы чередуются с вальсами. Для примера можно назвать драматическую балладу для голоса «Корольки», ликующий колорит романса «День ли царит» с его симфоническим развитием и, наконец, торжественное величие гимна «Благословляю вас, леса». Помимо этого, были написаны лирические миниатюры, среди которых достойное место занимает «Средь шумного бала».

Впоследствии при написании романсов и создании своих опер композитор использовал многие приемы инструментовки. К примеру, новый для того времени оперный стиль оперы «Евгений Онегин» был им подготовлен не столько в «Опричнике», «Воеводе», «Кузнеце Вакуле», сколько в романсах предонегинского периода.

Романсы же послеонегинского периода довольно значительно отличаются по стилю от предонегинских, в которых все внимание автора сосредоточилось на выражении самых тонких и сокровенных чувств души, трудно передаваемых словами. Романсы конца 70-х годов характеризуются открытостью чувства и прямолинейностью его выражения. Во многих произведениях той поры Петр Ильич очень ярко выразил ощущение полноты жизненных сил и наличие оптимизма.

Чайковский много писал для детей и о детях. Эти сочинения представляют собой задушевные личные высказывания композитора, которые ему навеяли воспоминания о счастливых детских годах. 20 октября 1883 года Петр Ильич писал своему брату в письме: «Оказалось, что я все-таки даже дня не могу прожить без работы, и вот, едва кончивши сюиту, я принялся за сочинение детских песенок и пишу аккуратно по одной в день. Но это работа легкая и очень приятная, ибо я взял текстом „Подснежник“ Плещеева, где много прелестных вещиц». Этот сборник Чайковскому подарил сам Плещеев с автографом, выражающим признательность и благодарность за прекрасную музыку на его слова.

Поскольку в детском песенном цикле Чайковского имеется множество различных образов, это обусловило и жанровое разнообразие: песня-диалог «Бабушка и внучек», песня-баллада «Легенда», песня-колыбельная «Колыбельная в бурю», бытовая идиллическая картинка «На берегу» и т. д.

Большое количество песен цикла рассказывает о жизни природы. Имеется серия весенних песен: «Травка зеленеет», «Уж тает снег», «Весенняя песня», «Цветок».

С осенними настроениями связано лирическое интермеццо «Осень», которое по своему ощущению перекликается с «Осенней песней» из фортепьянного цикла «Времена года».

Зимняя пора отражена в серии песен «Зима», которая представляет собой эпизоды из детской жизни на слова Плещеева «Из жизни».

О лете рассказывает песня «Мой садик». Самым замечательным свойством этого цикла является сочетание чуткого отношения к поэтическому содержанию песен со свободой музыкального развития.

В 1876 году Чайковский приступил к написанию фортепьянного цикла «Времена года». В течение этого года он писал пьесы, которые выпускались как музыкальное приложение к ежемесячнику «Нувеллист». О том, что композитор работал над этим циклом с большим удовольствием и воодушевлением, говорит его письмо, написанное издателю журнала Н. М. Бернарду: «Я пришлю Вам в скором времени первую пиесу, а может быть, и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро; я очень расположен заняться теперь фортепианными пиесками. Ваш П. Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраню…»

Цикл «Времена года» состоит из 12 пьес, которые связаны единым замыслом. Общее настроение данного сочинения очень грустное, элегическое, хотя иногда и проглядывают светлые, оптимистичные эпизоды. Смена времен года в подсознании человека вызывает мысль об уходящем безвозвратно времени, о проходящей молодости и жизни. Такой настрой фортепьянного цикла возник потому, что, по словам брата, Петр Ильич, как никто другой, любил жизнь, каждый день был для него драгоценным, и прощаться с уходящим днем было мучительно при мысли, что от этого времени не останется никакого следа.

В мировой музыкальной культуре не имеется аналогов сочинению Чайковского «Времена года», потому что только нашему соотечественнику удалось охватить круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотить это с мудрой и гениальной простотой в ряде поэтических миниатюр.

Весной 1876 года Чайковский приступил к работе над балетом «Лебединое озеро». Но перед этим он долгое время изучал всевозможные балетные партитуры, консультировался с балетмейстерами Большого театра. В результате он составил программу танцев и разработал весь сценарий балета. В связи с этим работа была закончена очень быстро, т. е. Петр Ильич завершил написание балета осенью того же года.

Центральный образ «Лебединого озера» – это девушка-лебедь Одетта и ее музыкальный портрет. Этот портрет звучит то как нежная и печальная жизненная повесть, то как неумолимо жестокий приговор судьбы, то как выражение страстной речи. При всей романтичности этого образа музыка Чайковского воплощает его как реальный, человеческий.

Либретто балета было основано на сюжетном мотиве, который имеется во многих сказках народов мира. Мотив этот выражен в качестве злых чар, превративших девушку в птицу. И только сила любви или подвиг может разрушить колдовство.

Классическая балетная партитура была создана Чайковским вопреки имеющимся недостаткам предложенного ему либретто. Музыкальный гений композитора позволил ему написать глубоко содержательное и цельное произведение. Кроме этого, сюжет балета – это излюбленная тема Петра Ильича, т. е. борьба личности против сил, сковывающих жизнь, страстный и неудержимый порыв любви и извечное стремление человека к красоте.

Чайковский написал для балета музыку в основном дивертисментного плана, но и здесь проявились его способности симфониста-драматурга. Для музыки «Лебединого озера» характерно оперно-симфоническое развитие главной темы – темы лебедя.

В 1895 году Мариус Петипа и Леонид Иванов впервые осуществили постановку балета. Его премьера прошла на петербургской сцене. Хореографы открыли для себя, а потом перевели на свой язык – язык танца – чудесную лирику произведения Петра Ильича.

Зимой 1877 года Чайковский понял, что сочетать работу в консерватории с сочинением музыки ему все трудней. Никогда еще он не ощущал такого бурного всплеска творческой энергии и не испытывал большего гнета от преподавательской деятельности. Ему стало казаться, что он понапрасну растрачивает свое время, сочиняя музыку урывками. У композитора было множество планов, а воплощать их в жизнь не было времени.