logo
Популярная история музыки

Рихард Вагнер

Творчество этого выдающегося композитора органично связано с традициями немецкой музыкальной культуры, в частности с Бетховеном, Вебером и немецким народно-поэтическим и музыкальным творчеством. Вагнеровские мелодии обладают необыкновенной красотой и производят неизгладимое впечатление на слушателей.

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге, в семье полицейского чиновника. Отец композитора умер вскоре после рождения сына, и мать Вагнера вторично вышла замуж за драматического актера Людвига Гейера. Через несколько месяцев Гейер, получивший место в одном из театров Дрездена, перевез семью в этот немецкий город.

Таким образом, раннее знакомство Рихарда с атмосферой и закулисной жизнью театра не могло не сказаться на его дальнейшей деятельности в качестве оперного композитора и драматурга.

Еще в детские годы Вагнер увлекся литературой, поэзией, театром и культурой античного мира. В процессе изучения творчества Гомера и Шекспира у него зародилась идея создать нечто особенное, что поставило бы его на одну ступеньку с этими литературными гениями. Под влиянием шекспировских трагедий в 1827 году была написана большая пятиактная трагедия «Лейбальд и Аделаида» – первый опыт юного Рихарда в области драматургии.

Одним из сильнейших музыкальных впечатлений детства явился «Волшебный стрелок» («Фрейшюц») Вебера, услышанный Вагнером в Дрезденском театре. Однако желание стать профессиональным музыкантом возникло несколько позже, после переезда в Лейпциг.

В 1828 году в городе проходили концерты в Гевандхаузе, на которых пятнадцатилетний юноша впервые услышал симфонии Бетховена. Музыка этого гениального композитора произвела на Вагнера незабываемое впечатление и повлияла на решение сделаться музыкантом. До последних дней жизни творчество Бетховена оставалось для прославленного музыкального реформатора путеводной звездой.

Не зная правил композиции и теории музыки, Вагнер приступил к написанию своих первых произведений, среди которых увертюра си-бемоль-мажор и несколько фортепианных сочинений. Композиторский дебют Рихарда оказался весьма неудачным: исполнение увертюры, в которой через каждые четыре такта раздавались оглушительные удары литавр, вызвало у слушателей сначала недоумение, а затем продолжительный смех.

Приблизительно в то же время произошло знакомство юного Вагнера с поэтическим и музыкальным творчеством Э. Т. А. Гофмана. Очень скоро Рихард оказался в плену гофмановских идей, фантазий и фантасмагорий, близких многим немецким романтикам. Рассказ Гофмана «Состязание певцов в Вартбурге» послужил основой для написания Вагнером оперы «Тангейзер».

Желание стать профессиональным музыкантом с каждым годом росло, и Рихард поступил в Лейпцигский университет на музыкальный факультет. Однако бурная студенческая жизнь с постоянными дебошами, карточной игрой и дуэлями оставляла мало времени для занятий музыкой, и вскоре Вагнер покинул университет, начав брать частные уроки у Теодора Вейнлига, кантора церкви Святого Фомы. Под руководством этого человека молодой музыкант быстро овладел необходимыми теоретическими знаниями.

Началом музыкальной карьеры Вагнера стало довольно успешное выступление с до-мажорной симфонией в престижном лейпцигском Гевандхаузе. С этого времени юноша мог рассчитывать хотя бы на небольшой заработок музыканта-профессионала.

В 1833 году, получив приглашение на должность театрального хормейстера, он отправился в Вюрцбург, ознаменовав начало периода скитаний по различным оперным театрам Германии. Польза от постоянных переездов была несомненной: войдя в непосредственное соприкосновение с театром, Вагнер смог определить специфические особенности оперного искусства, требования артистов и интересы публики, а также усвоить принцип взаимодействия всех частей сложного механизма оперного театра.

В 1833 году Вагнер написал свою первую оперу «Феи», в основу которой был положен сюжет драматической сказки Карло Гоцци «Женщина-змея». Это произведение является типичным образцом немецкой романтической оперы с многочисленными фантастическими персонажами, ужасными битвами и превращениями.

Влияние творчества Вебера и Маршнера на музыку «Фей» очевидно, в то же время здесь прослеживаются мелодические и гармонические обороты, развитые в дальнейшем в «Тангейзере» и «Лоэнгрине». При жизни композитора постановка этой оперы не была осуществлена.

Увлечение Вагнера итальянской и французской операми в первой половине 1830-х годов явилось результатом разочарования в немецком романтическом искусстве, наполненном католической мистикой и идеализацией Средневековья. Отвернувшись от национальной романтической оперы, молодой композитор обратился к другим оперным жанрам.

В 1836 году в Магдебурге Вагнер написал новое произведение – «Запрет любви», сюжет которого был взят из шекспировской пьесы «Мера за меру». Как и в первой опере, музыка не отличалась самостоятельностью. В ней использовались такие основные приемы комической французской и итальянской опер, как высокое вокальное мастерство, комическая скороговорка, ансамблевые композиции и др. Вагнер, бывший в то время музыкальным директором и дирижером Магдебургского оперного театра, самостоятельно осуществил постановку «Запрета любви», однако успеха эта опера не имела.

Через некоторое время Рихард переехал в Кенигсберг, где получил место театрального дирижера, но работа в этом городе была недолгой. Вскоре театр обанкротился и музыкант должен был искать новое место работы.

Тем не менее с Кенигсбергом у Вагнера связаны светлые воспоминания: здесь он познакомился с актрисой Минной Планер, которая стала его женой. Вместе с любимой талантливый музыкант отправился в Ригу, где ему было предоставлено место дирижера в оперном театре.

Работа в провинциальных городах оказала положительное влияние на творческий рост молодого Рихарда Вагнера и на становление его дирижерского таланта, но она уже не доставляла ему удовольствия. Вагнер мечтал о Париже – одном из центров европейской художественной культуры, но материальная нужда заставляла его продолжать дирижерскую работу в провинции.

К этому времени относится идея написания большой героической оперы, посвященной борьбе римского народа во главе с трибуном Риенци против феодального гнета в эпоху Средневековья. Сюжет, заимствованный из произведения англичанина Э. Бульвера-Литтона, в полной мере отвечал революционному духу 1830-х годов, и летом 1838 года Вагнер приступил к написанию либретто и музыки «Риенци».

Однако острая нехватка денег и преследования рижских кредиторов мешали творческой работе. Вскоре семья Рихарда Вагнера тайно покинула Ригу и отправилась в Лондон. Морское путешествие, буря, застигшая путников в пути, и романтическая история о Летучем голландце, рассказанная матросами, произвели на Вагнера неизгладимое впечатление и породили в его голове идею написать романтическую оперу.

После восьмидневного пребывания в Лондоне Вагнеры поехали в Булонь, где в то время отдыхал знаменитый композитор Джакомо Мейербер, автор ряда больших героико-романтических опер. Положительно отозвавшись о готовых сценах из «Риенци», композитор снабдил Вагнера рекомендациями, с которыми последний и отправился в Париж в надежде заработать большие деньги и получить всемирное признание.

Но реализовать свои замыслы во французской столице Вагнеру не удалось. Материальная нужда вынудила молодого композитора заняться скучной, тяжелой и плохо оплачиваемой работой вроде переписки нот и аранжировки отрывков модных произведений для различных инструментов. Кроме того, он писал для различных газет и журналов сатирические статьи и памфлеты, в которых зло высмеивал музыкальную жизнь и нравы финансовых олигархов Парижа.

К парижскому периоду творчества относится написание опер «Риенци» (1839) и «Летучий голландец» (1842), увертюры «Фауст» (1842) по Гете и ряда романсов. Наиболее значительным произведением этого времени является увертюра «Фауст», страстная музыка которой получила высокую оценку в устах многих выдающихся музыкальных деятелей. Это одно из лучших симфонических сочинений Вагнера, избежавшее какой-либо подражательности.

Пятиактная опера «Риенци» написана Вагнером в духе большой парижской оперы Мейербера и Гаспаро Спонтини. В соответствии со вкусами столичной публики композитор оформил историко-революционный сюжет своего произведения в виде помпезного спектакля с многочисленными внешними эффектами: яркой театральностью, обилием массовых сцен, грандиозных шествий и процессий, изумительным балетом во втором акте, батальными сценами в третьем и пожар в финале – эти черты отличают большую вагнеровскую оперу. В дальнейшем Вебер восставал против театральности и чрезмерной пышности оперных действий, подвергая творчество этих композиторов острой критике.

Музыка «Риенци» отличается однообразием и банальностью. В ней нет ничего выдающегося, впечатляющего. Пожалуй, самым замечательным местом в опере является тематически связанная с ней увертюра, часто используемая в программах симфонических концертов.

Летом 1842 года Вагнер вернулся в Дрезден, где готовилась постановка «Риенци». Премьера оперы, состоявшаяся в октябре, принесла композитору как моральное, так и материальное удовлетворение. Через несколько месяцев на сцене Дрезденского оперного театра состоялась еще одна премьера вагнеровской оперы – «Летучего голландца». Однако публика, ослепленная блеском и роскошью «Риенци», не сумела по достоинству оценить новой работы талантливого композитора.

В «Летучем голландце», написанном в русле традиционной немецкой романтической оперы (опора на немецкую народную песню, использование фольклорных сюжетов, сосуществование реального и фантастического) уже прослеживаются характерные особенности музыкальной драмы Вагнера, выраженные в стремлении превратить отдельные законченные номера в цельные драматические сцены, в повышении роли оркестра и широком применении лейтмотива.

По идее и музыкально-драматическому воплощению «Летучий голландец» – романтическое произведение, развивающее традиции большой немецкой оперы. Здесь рассказывается о человеке, проклятом дьяволом и осужденном на вечные скитания по волнам бурного океана на своем призрачном корабле. Освободить его от проклятия может только верная женская любовь.

Драматической основой оперы выступает любовь дочери капитана норвежского корабля, Сенты, и Голландца. Довольно интересно противопоставление любовно-лирической линии произведения и сцен, изображающих океан и рисующих жизнь норвежских моряков. Все это находит выражение в народной по своему характеру музыке.

Опера «Летучий голландец» свидетельствует о росте художественного мастерства Рихарда Вагнера, это первое произведение композитора, решившего отказаться от погони за дешевым успехом и поставившего перед собой иные творческие задачи.

Вскоре после того как на сцене Дрезденского оперного театра были поставлены две оперы, молодой композитор получил назначение на должность дирижера (придворного капельмейстера) этого же театра, которую занимал до 1849 года. Вагнер энергично взялся за дело: борясь с оперной рутиной, он убирал из репертуара театра произведения, не отличающиеся высокими художественными достоинствами, и заменял их операми Моцарта, Глюка, Бетховена и Вебера.

Однако реформаторская деятельность Вагнера встречала сопротивление театральной администрации. В этой неспокойной обстановке была написана опера «Тангейзер», поставленная на сцене Дрезденского театра в 1845 году, а через три года Вагнер закончил работу над «Лоэнгрином». Постановка этой оперы, осуществленная Ф. Листом, состоялась в 1850 году в Веймаре.

Среди других творческих замыслов композитора следует отметить зарисовки к грандиозной музыкально-драматической эпопее «Кольцо нибелунга», главным действующим лицом которой является герой германо-скандинавских саг Зигфрид.

Многие музыкальные критики считают оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин» вершиной вагнеровского композиторского творчества 1840-х годов, в которых нашла завершение рыцарско-романтическая линия немецкой оперы. Несколько мистические сюжеты этих произведений, заимствованные из средневековых легенд и сказаний, переносят зрителей в те далекие времена, когда на земле жили рыцари-феодалы.

Главным героем первой оперы является рыцарь Тангейзер. Живя в волшебном гроте Венеры, он прославляет в своих песнях красоту богини и чары ее жилища, где звучит сладкоголосое пение сирен, танцуют нимфы и сатиры. Но такая жизнь надоедает Тангейзеру, и он уходит из волшебного грота.

Возвратившийся в родной Варцбург рыцарь наблюдает за кипящей вокруг жизнью: вот на горе молодой пастух играет на свирели и поет песенку, по дороге двигаются пилигримы, в солнечных лучах купается долина. Раздающиеся неподалеку звуки рогов свидетельствуют о приближении друзей Тангейзера – певцов-миннезингеров, возглавляемых ландграфом Тюрингским Германом. Встреча с ними пробуждает Тангейзера, он вспоминает о своей невесте Елизавете и отправляется в дом любимой.

В замке ландграфа собираются лучшие певцы округи, съезжаются рыцари и графы со своими дамами и свитой. Герман предлагает собравшимся тему песен, награду победителю должна вручить Елизавета, племянница ландграфа. Рыцари должны раскрыть в своих песнях истинную сущность любви, но Тангейзер не приемлет ни чистой, божественной любви Вольфрама фон Эшенбаха, ни воинственного пыла Битерольфа.

В порыве страсти он исполняет гимн богине Венере, подарившей ему восторги чувственной любви. Посвящение языческой богине вызывает ужас и гнев благочестивых христиан, которые пытаются убить Тангейзера. За него вступается Елизавета, и ландграф предлагает рыцарю искупить свой грех, отправившись с пилигримами в Рим, к престолу папы.

В рубище нищего, с непокрытой головой, терпя мучительный голод и изнуряющую жару, идет Тангейзер в Рим, но папа не отпускает его грех. Подавленный и обессиленный возвращается христианин-отступник в Вартбург, где рассказывает о своем печальном путешествии другу Вольфраму. В безумном экстазе Тангейзер обращается к Венере, которая появляется в розовеющих утренних сумерках и манит рыцаря к себе. Вольфрам пытается удержать безумца.

Постепенно видение исчезает, наступает рассвет. К дому Вольфрама приближается траурная процессия, несущая гроб с телом Елизаветы. Тангейзер падает на тело любимой и умирает. В это время из Рима возвращаются пилигримы, которые рассказывают о произошедшем чуде: посох Папы Римского покрылся зелеными листьями. Так на небесах грешник Тангейзер получил прощение.

Сюжет «Лоэнгрина» несколько иной: здесь коварному графу Брабанту Фридриху Тельрамунду и его жене, злой колдунье Ортруде, противопоставляются идеальные образы Эльзы, принцессы Брабантской, и Лоэнгрина, посланного небесным братством святого Грааля на землю для спасения оклеветанной девушки.

Тайна Лоэнгрина должна оставаться тайной, однако Эльза, в душу которой коварные люди заронили желание узнать имя своего спасителя, вынуждает Лоэнгрина открыть всем свое имя. Рыцарь возвращается в свой идеальный мир, а девушка, потерявшая возлюбленного, умирает.

Идейное содержание этих опер сводится не только к сюжетам, ставшим для Вагнера средством художественного воплощения идей и мыслей передовой интеллигенции: в «Тангейзере» – это борьба за свободное проявление живых человеческих чувств, противопоставляющихся аскетической морали «истинного христианина»; в «Лоэнгрине» – невозможность достижения идеала в мире лжи и коварства (это своеобразное аллегорическое изображение положения истинного художника в современном мире).

В «Тангейзере» и «Лоэнгрине» Вагнер старается развить музыкально-драматургические принципы, обозначенные в «Летучем голландце»: использование легендарно-мифологических сюжетов и лейтмотивов; превращение оперной арии в монологическую речь, дуэта – в диалог; объединение отдельных законченных номеров в крупные драматические сцены, а также симфонизация оперы, обусловленная большим значением оркестровой партии. Тем не менее в этих произведениях еще заметно влияние существовавших оперных традиций.

В музыке «Тангейзера» и «Лоэнгрина» довольно реалистично отображаются человеческие страсти (любовь и страдания, восторг и печаль), музыкально-сценические образы противопоставляются друг другу с удивительной яркостью. А такие фрагменты, как увертюра к «Тангейзеру», сцена Тангейзера с Венерой, его рассказ, марш, вступление к «Лоэнгрину», сон Эльзы, дуэт Лоэнгрина и Эльзы, а также вступление к третьему акту можно назвать высшими достижениями симфонической и оперной музыки XIX столетия.

В дрезденский период своей деятельности Вагнер занимался не только написанием опер, но и критическим обзором музыкальной жизни Германии. Его дирижерская деятельность способствовала подъему симфонической культуры города.

Одним из самых знаменательных событий того времени стало исполнение под управлением Вагнера Девятой симфонии Бетховена, продемонстрировавшее величие этого произведения и заставившее музыкантов отказаться от распространенного в те времена мнения о его непонятности и чрезвычайной сложности. Кроме того, по инициативе этого музыкального деятеля прах Вебера был перенесен из Лондона на родину, в Дрезден.

Вагнер принимал активное участие в революционных событиях 1849 года в Дрездене. После разгрома повстанцев знаменитый музыкант был вынужден бежать из города и искать убежище в Веймаре, в доме своего прославленного друга и почитателя Ференца Листа. Через несколько дней Вагнер получил подложный паспорт, с которым отправился за границу и поселился в Цюрихе.

Начались годы «швейцарского изгнания». За это время им были написаны философско-эстетическое сочинение «Опера и драма», в котором развивалась идея синтеза искусств в «драме будущего», как называл композитор свое музыкальное произведение, и утопический труд «Искусство и революция», в котором утверждался идеальный общественный строй античной Греции, породивший величайшее создание искусства, греческую трагедию, и подвергалось жесткой критике христианство, способствующее упадку искусства и превращению художника в раба (заметим, что в 1880 году Вагнером была написана статья «Искусство и религия», где говорилось, что только в соприкосновении с религией музыка может превратиться в истинное искусство).

По мнению Вагнера, в современной опере музыка, являясь средством выражения, превратилась в цель, а драма стала средством. Это привело к тому, что оперное искусство распалось на ряд отдельных арий, дуэтов и танцев, наводнилось бессодержательной музыкой и стало лишь средством развлечения публики.

Поэтической основой музыкальной драмы он считал мифологический сюжет, однако в дальнейшем была доказана односторонность этой теории: органическое слияние музыки и поэзии оказалось возможным в операх на самые различные сюжеты – исторические, сказочные, бытовые и др.

В своей музыкальной драме Вагнер уделял особое внимание оркестру, призванному пояснить тот или иной жест персонажа, осветить внутренний мир его переживаний и страстей. Мелодическое оркестровое звучание должно состоять из многократно повторяющихся и возвращающихся мотивов (так называемых лейтмотивов), характеризующих действующих лиц драмы, явления природы, предметы и др. Сочетание многочисленных лейтмотивов составляет так называемую «бесконечную мелодию» Вагнера.

Конечно, сама идея синтеза искусств в музыкальной драме прогрессивна, однако пути, которые предлагает композитор для ее осуществления, имеют ряд недостатков, например ограничение оперы лишь мифологическими сюжетами, отказ от отдельных арий, дуэтов и ансамблей, ведущая роль оркестра, а не вокального элемента.

Уже в произведениях самого Вагнера обозначились противоречия между его «блестящей» теорией и творческой практикой. Несмотря на это, музыкальная драма Рихарда Вагнера оказала и некоторое положительное влияние на развитие оперного искусства: возросла роль оркестровой партии, наряду с ариями и завершенными ансамблями, стали использоваться драматические сцены со сквозным музыкальным развитием. В то же время сохранялись жизненные традиции старой оперы.

В 1851 году Вагнер продолжил работу над музыкальной драмой о Зигфриде. Вскоре были написаны драматические тексты четырех частей тетралогии «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Закат богов»). Однако написание музыки на эти тексты заняло более 20 лет.

К тому времени в политических и философских взглядах композитора произошел коренной перелом: прежние революционные устремления ушли в прошлое, и образ Зигфрида стал неинтересен Вагнеру. Кроме того, сомнения в возможности осуществления столь грандиозного замысла вынудили выдающегося драматурга и композитора обратиться к созданию более легкой для постановки театральной драмы «Тристан и Изольда», написанной на сюжет средневекового рыцарского романа о трагической любви, поэтически обработанного Готфридом Страсбургским.

«Тристан и Изольда» – одно из лучших произведений Рихарда Вагнера, отличающееся необыкновенной выразительностью и богатством красок мелодического звучания. В этой драме, превращенной композитором в вокально-симфоническую поэму, нет практически никакого сценического действия, лишь музыкальные средства позволяют раскрыть все муки и страдания героев.

В этом сочинении Вагнер попытался реализовать свой принцип «бесконечной мелодии», основанный на непрерывном течении музыки с постоянными гармоническими эллипсами, многочисленными секвенциями, непрерывными модуляциями и прочими элементами данного стиля.

Музыку «Тристана и Изольды» многие называют гимном любви, а вступление к опере, любовную сцену из второго акта, вступление к третьему акту и сцену смерти Изольды относят к высшим достижениям западноевропейской музыки XIX столетия.

В начале 1860-х годов Вагнер переехал в Париж и начал хлопотать о получении разрешения вернуться на родину. Повторная попытка завоевать симпатии парижской публики снова оказалась неудачной: постановка «Тангейзера» на сцене Гранд-опера была освистана, и происшествие получило широкий отклик в специальной и общей прессе.

Вскоре после этого скандального события Вагнер получил долгожданное разрешение и вернулся в Германию, где продолжил активную театральную деятельность. Тяжелое материальное положение вынуждало композитора заниматься не только сочинительством, но и гастролировать по городам и странам с концертами. Наиболее успешными оказались поездки в Москву и Петербург, благодаря которым Вагнеру удалось немного поправить свое материальное положение.

По возвращении домой была продолжена работа над оперой «Мейстерзингеры», сюжетной основой которой явилась борьба передового народного искусства (образ рыцаря Вальтера Штольцинга) со схоластикой и рутиной (образ городского писаря Бекмессера).

Однако денег по-прежнему не хватало, и вскоре выдающийся композитор-реформатор оказался на улице без всяких средств к существованию, все его имущество было конфисковано. Вагнер даже начал подумывать о самоубийстве, но судьба оказалась к нему благосклонной. Благодаря содействию баварского короля Людвига II, страстного поклонника музыкальной драмы, выдающийся композитор сумел рассчитаться с кредиторами и приступить к реализации своих творческих замыслов.

В 1865 году на сцене Мюнхенского оперного театра состоялась премьера «Тристана и Изольды». Руководил постановкой ученик Листа Ганс Бюлов, который в то время был другом и почитателем Вагнера.

Однако жизнь в Мюнхене не устраивала Рихарда, и вскоре он переехал в швейцарское местечко Трибшене, близ Люцерна. Шесть лет (1866 – 1872) напряженной работы оказались довольно результативными: была закончена опера «Мейстерзингеры», проникнутая оптимизмом, светлой радостью и торжеством жизни над смертью (премьера состоялась в 1868 году в Мюнхене), написан ряд статей и книг о музыке и выдающихся музыкальных деятелях.

В это же время произошли важные изменения в личной жизни Вагнера: после смерти первой жены он женился на дочери Ференца Листа, Козиме, от брака с которой родился мальчик, названный Зигфридом по имени главного героя вагнеровской тетралогии. В честь рождения ребенка было написано одно из лучших произведений Вагнера, симфоническая пьеса «Зигфрид-идиллия», в которой использовались фрагменты последней сцены оперы «Зигфрид».

Долгое время Вагнер лелеял мысль о постройке собственного театра, и в 1872 году она получила реальное воплощение – в Байрейте был заложен фундамент театра, а спустя несколько лет здание было готово полностью: отличительной особенностью устройства вагнеровского театра стали зрительные места, возвышающиеся амфитеатром, и оркестровая яма, скрывающая музыкантов.

Именно в этом театре состоялась в 1876 году первая постановка тетралогии «Кольцо нибелунга», сюжет которой таков: на дне Рейна лежит золотой клад, который охраняют три русалки, дочери Рейна. Тот, кто сумеет добыть золото и сковать из него кольцо, получит власть над миром. Однако для этого ему придется отречься от любви и пожертвовать своей жизнью – таково ужасное проклятие рейнского клада. Освободить от него мир должен главный герой трагедии – Зигфрид, являющийся воплощением идеального человека. Его любовь к дочери бога Вотана, валькирии Брунгильде, должна стать орудием борьбы со злом. Таким образом, силе власти противопоставляется сила любви.

В процессе работы мировоззрение Вагнера претерпело значительные изменения, и героическая оптимистическая драма о Зигфриде и Брунгильде превратилась в пессимистическую трагедию роковой обреченности, выраженную в образе бога Вотана. Вместо деления на отдельные номера в этом произведении наблюдается чередование больших драматических сцен, переходящих одна в другую; живое драматическое действие заменяется многочисленными рассказами, спорами и рассуждениями, делающими действие статичным.

Главная роль в передаче ощущений героев, явлений природы и прочих элементов отводится оркестровой партии, основанной на сложной системе лейтмотивов, которые проявляются также в вокальных партиях. В «Кольце нибелунга» Вагнер использовал четверной состав оркестра, дополненный квартетом особых, так называемых вагнеровских труб, басовой трубой, контрабасовым тромбоном, восемью валторнами, шестью арфами и увеличенной струнной группой.

Огромное симфоническое дарование и мастерство позволили Вагнеру преодолеть недостатки своей системы и создать в музыкально-драматических произведениях монолитные, логично развивающиеся и очень выразительные симфонические и вокально-симфонические полотна, примером чему может служить походный марш из «Заката богов», состоящий из одних лишь лейтмотивов.

Постановка «Кольца нибелунга» в Байрейтском театре принесла выдающемуся мастеру огромное удовлетворение. Вскоре Вагнер приступил к новому произведению – драме-мистерии «Персифаль», премьера которой состоялась в Байрейте в 1882 году.

В этой опере получила художественное выражение апология христианства, на первое место вышла идея нравственного самосовершенствования человека, познавшего высшую мудрость через христианское сострадание.

Особого внимания в «Персифале» заслуживают ансамбль цветочных дев, музыка «чар Страстной пятницы», увертюра и другие сцены, поражающие яркостью и насыщенностью музыкальных образов, богатством оркестрового колорита и гармоничностью мелодического звучания.

Решив сделать небольшой перерыв в своей творческой деятельности, Рихард Вагнер отправился на отдых в Венецию, где и умер 13 февраля 1883 года, не достигнув семидесятилетнего возраста.

Джузеппе Верди

Гениальный итальянский композитор Джузеппе Верди является последним величайшим классиком итальянского оперного искусства. Многие мелодии из его произведений получили всемирную известность, а в Италии, на родине композитора, они исполняются как народные песни.

Популярность творчества Верди объясняется его глубокой связью с национальной культурой, народностью, реализмом, высоким гуманизмом и особым мелодическим богатством, кроме того, в нем отразились передовые общественные устремления итальянского народа.

Джузеппе Верди

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в семье трактирщика из небольшой деревушки Ле-Ронколе, расположенной неподалеку от города Буссето в Северной Италии. Харчевня приносила очень маленький доход, и материальный достаток семьи был весьма скудным.

Еще в детские годы мальчик начал проявлять интерес к музыке, в первую очередь к народной, звучащей в исполнении бродячих музыкантов, периодически появлявшихся в деревне. В семилетнем возрасте Джузеппе, согласно деревенской традиции, начал прислуживать в церкви за обедней. Услышанная здесь органная музыка произвела на мальчика сильное впечатление, и он обратился к родителям с просьбой дать ему музыкальное образование.

Весьма затруднительное материальное положение не помешало родителям исполнить желание талантливого сына. Его первым учителем стал церковный органист Байстрок-ки. За три года Джузеппе удалось овладеть всеми особенностями игры на спинете (род клавесина), и уроки с Байстрокки стали бесполезными, поскольку ученик превзошел учителя.

В 1825 году по настоянию отца мальчик уехал в расположенный в окрестностях Милана город Буссето для учебы в городской школе. Здесь юный Верди продолжил занятия музыкой. В выходные и праздничные дни он играл в родной деревне на органе во время церковных служб, заменив умершего к тому времени Байстрокки.

Скудного заработка органиста едва хватало на питание, и вскоре Джузеппе сменил профессию, поступив на службу в контору купца Антонио Барецци, человека весьма просвещенного и музыкально образованного. Будучи председателем городского филармонического общества, Барецци принимал участие в организуемых им концертах, исполняя партию первой флейты в оркестре филармонического общества.

Увлечение юного Верди музыкой не осталось незамеченным: мальчик начал играть в оркестре на большом барабане, делать аранжировки к произведениям выдающихся мастеров, а работа в качестве переписчика нот дала ему возможность ближе познакомиться с творчеством Гайдна, Россини и других знаменитых композиторов.

В то время дирижером филармонического оркестра был Фердинандо Провези. Необычайная музыкальная одаренность Джузеппе привлекла его внимание, и Провези начал занятия с юным музыкантом. Успехи Верди были просто ошеломляющими: вскоре он уже мог при необходимости заменять дирижера в концертах филармонического оркестра, а великолепная игра Джузеппе на органе привлекала в городской собор многочисленных слушателей.

Композиторский талант юного дарования проявился в конце 1820-х годов, к этому времени относится написание увертюры, нескольких маршей для духового оркестра, ряда хоровых произведений и фортепианных пьес.

Однако музыкальная жизнь провинциального города уже не удовлетворяла Верди. В мечтах он видел себя выдающимся музыкантом, стать которым можно было лишь получив признание в ведущих музыкальных центрах Европы и мира. Мечтой Джузеппе стал Милан – крупнейший музыкальный центр Северной Италии, в котором находились знаменитый оперный театр «Ла Скала» и консерватория.

Благодаря стараниям Барецци и Провези восемнадцатилетнему Верди удалось попасть в желанный город. В 1831 году он попытался поступить в Миланскую консерваторию, но получил отказ от директора этого учебного заведения Франческо Базили. Номинальной причиной отказа стала профессиональная непригодность юноши, а фактической – его неаристократическое происхождение.

Однако Верди не оставил любимого занятия, он брал частные уроки у известнейшего музыкального деятеля, оперного композитора и дирижера театра «Ла Скала» Винченцо Лавинья, сумевшего по достоинству оценить необыкновенное музыкальное дарование юноши и дать ему нужное направление.

Особое внимание на занятиях этого талантливого педагога уделялось изучению творчества выдающихся музыкальных классиков и теории музыки, за короткий срок Джузеппе удалось овладеть основами композиторского мастерства. Высшей оценкой его таланта стала фраза, написанная Лавиньи в послании к Барецци: «Ваш стипендиат будет вскоре гордостью своего отечества».

Большую роль в дальнейшей судьбе Верди сыграл неожиданный дебют в качестве дирижера: однажды во время репетиции в зале фило-драматического театра оратории Гайдна «Сотворение мира» Джузеппе пришлось заменить руководителя. Он удачно справился с поставленной задачей и получил предложение дирижировать всем концертом. Успешное выступление принесло Верди заказы на написание нескольких кантат и оперы «Оберто, граф Бонифачьо», однако заказ пришлось отложить.

В то время в Буссето умер покровитель и учитель Джузеппе, Фердинандо Провези. Молодой человек должен был вернуться в провинцию, занять место дирижера местного филармонического оркестра и отработать таким образом выданную ему перед поездкой в Милан стипендию. Получив назначение на должность директора филармонического общества, Верди должен был занять и место соборного органиста. Последнее назначение вызывало сильнейшее противодействие в церковных кругах, недовольных слишком светским характером духовных сочинений молодого композитора.

В знак протеста против решения церковников филармоническое общество вывезло из городского собора все принадлежавшие ему партитуры. Конфликт, причиной которого стал представитель передовой интеллигенции Джузеппе Верди, длился несколько лет. Все это время церковные власти, имевшие огромное влияние на севере Италии, подвергали гонениям и преследованиям сторонников Верди, запрещали собрания филармонического общества, а некоторые приверженцы композитора были даже арестованы за якобы «политическую неблагонадежность».

Однако это не пугало Джузеппе, который продолжал активную деятельность в филармоническом обществе: дирижировал концертами, занимался с талантливыми певцами и музыкантами, писал музыку. Его игра на органе в небольшой церкви францисканских монахов привлекала туда многочисленных слушателей, а марши Верди, исполняемые духовым оркестром на главной площади Буссето, получили известность далеко за пределами города. Вскоре Верди стал одним из наиболее популярных композиторов, дирижеров и пианистов Северной Италии.

В 1836 году Джузеппе женился на дочери своего друга и покровителя Маргарите Барецци. Через два года Верди с семьей (женой и двумя детьми) переехал в Милан, сюда же была привезена партитура заказанной ранее оперы «Оберто, граф Бонифачьо».

Джузеппе пришлось приложить максимум усилий, чтобы осуществить постановку этого произведения на сцене театра «Ла Скала». К тому времени связи с музыкальными и театральными кругами были утеряны, а Лавиньи, способный оказать молодому композитору действенную помощь, уже умер.

Долгожданная премьера состоялась в ноябре 1839 года. Опера была немного переработана, автором отредактированного текста стал молодой поэт и музыкант Т. Солера, сотрудничество которого с Верди продолжалось на протяжении нескольких лет.

Опера «Оберто, граф Бонифачьо» имела успех у миланской публики, что побудило антрепренера театра Мерелли сделать талантливому композитору новый заказ. В начале 1840 года Верди приступил к написанию комической оперы «Мнимый Станислав, или День царства» и, несмотря на личную трагедию (смерть любимой жены и детей), закончил произведение к сроку. Однако постановка «Мнимого Станислава» оказалась не столь успешной, что во многом объясняется условиями, в которых композитору пришлось работать, и тяжелым душевным состоянием.

Вскоре Верди получил либретто Солера «Навуходоносор», проникнутое идеей национальной борьбы, ярким и сильным драматизмом. Исторический сюжет (события VI века до н. э.), образ прославленного вавилонского царя Навуходоносора и томящихся в плену евреев будили воображение композитора, вызывая различные музыкальные ассоциации.

«Навуходоносор» (по-итальянски «Набукко») был закончен довольно быстро, а спустя несколько месяцев эту оперу включили в репертуар театра. Премьера, состоявшаяся весной 1842 года в театре «Ла Скала», имела грандиозный успех. Незабываемое впечатление на слушателей произвел хор пленных евреев, ставший в дальнейшем одной из наиболее популярных мелодий Верди.

Начало 1843 года ознаменовалось новой премьерой: на сцене театра «Ла Скала» была поставлена опера «Ломбардцы», написанная на либретто Солера. Сюжет этого произведения, заимствованный из средневековых преданий о Крестовых походах, понравился зрителям, и успех опере был обеспечен. Вскоре она обошла практически все итальянские оперные сцены, принеся талантливому композитору славу и материальный достаток.

Хор пленных евреев из «Набукко» и хор крестоносцев из «Ломбардцев» можно было услышать на улицах многочисленных итальянских городов. Эти хоры в дальнейшем воспринимались как народные революционные песни. Столь широкий общественный резонанс произведений Верди объясняется общественно-политическим положением в Италии того времени: народ, находящийся под властью австрийских Габсбургов и стремившийся сбросить ненавистное иго, воспринял оперы Верди как пророчества о судьбе родины.

Музыка «Набукко» и «Ломбардцев» отличается неподдельной искренностью, страстью и темпераментностью, мелодическая простота арий и хоров делает их легко запоминающимися, однако в этих произведениях имеется ряд серьезных недостатков: музыка слишком примитивна, оркестровая партия бедна, а речитативы и музыкальные характеристики героев маловыразительны. Кроме того, в них еще много заимствованного, подражательного, но это не помешало операм получить народное признание.

1840-е годы стали для Джузеппе Верди временем исканий нового музыкально-драматического стиля, в котором воплотились бы темы борьбы народа или отдельных героев против насилия и деспотизма. Композитор, любящий свой народ и сочувственно относящийся к нему, пытался в музыке выразить свои чувства и тем самым поддержать родную Италию. В поисках нужной темы Верди обращался к творчеству таких поэтов, как Гюго, Шекспир, Байрон, Шиллер, и каждая его новая опера ставилась на сцене.

В течение 1840-х годов им было написано 11 опер: «Эрнани» (по драме Гюго), «Двое Фоскаре» (либретто Пиаве по Байрону), «Жанна д’Арк» (либретто Солера по Шиллеру), «Альзира» (либретто Каммарано по Вольтеру), «Аттила» (либретто Солера на исторический сюжет), «Макбет» (либретто Пиаве по Шекспиру), «Разбойники» (по Шиллеру), «Корсар» (либретто Пиаве по Байрону), «Битва при Леньяно» (либретто Каммарано на исторический сюжет), «Луиза Миллер» (либретто Пи-аве по драме Шиллера «Коварство и любовь»), «Стиффелио» (либретто Пиаве по французской пьесе).

Особого внимания среди этого обилия музыкальных произведений заслуживают «Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно» и «Луиза Миллер», свидетельствующие о росте творческого мастерства талантливого композитора. В первой из них рассказывается о юноше по имени Эрнани, который, желая отомстить королю Карлу V за смерть отца, погибает сам. Основной идеей этой оперы является борьба народа против деспотической власти правящей верхушки.

Яркая театральность, динамичность действия, острота драматических ситуаций, контрастное противопоставление мрачной сцены заговора в склепе и веселого свадебного пира, общий тревожный пульс драмы, страстные мелодии арий, ансамблей и хоров – все это производило на зрителей большое впечатление. Несмотря на ряд недостатков (преувеличенный романтический пафос, подчиненная роль оркестра и др.), опера «Эрнани» получила широкую известность, ее ставили не только на итальянских сценах, но и во многих европейских театрах.

В отличие от «Эрнани» главные герои «Макбет» (властолюбивые честолюбцы Макбет) вызывают в зрителях противоположное состраданию чувство, гибель ненавистных персонажей заставляет задуматься над тем, что всякое зло рано или поздно будет наказано, в этом основная идея трагедии, ее гуманистический смысл.

Драматургия Шекспира оказала большое влияние на становление драматизма оперной музыки Джузеппе Верди (в дальнейшем композитор неоднократно обращался к творчеству этого гениального поэта). Музыкально-драматический стиль оперы «Макбет» значительно отличается от более ранних произведений Верди. Здесь активизируется роль оркестра, партии солистов в главных сценах (дуэт леди с мужем и сцена ее сомнамбулизма) становятся в большей степени декламационными, в них находит выражение определенная драматическая ситуация.

Постановка «Макбет» весной 1847 года оказалась довольно успешной. Идея этой оперы в полной мере отвечала политическим устремлениям передовой общественности, о чем может свидетельствовать такой факт: когда во время одной из постановок исполнитель роли Макдуффа начал петь арию «Родину предали», зрители хором продолжили ее. Таким образом, оперы талантливого композитора приобретали политический смысл.

В конце 1847 года в Лондоне состоялась премьера «Разбойников», написанных Джузеппе по заказу дирекции Лондонского королевского театра. Композитор, горячо любивший родную Италию, отказался от предложения стать дирижером этого театра и решил вернуться домой. Однако по пути из Лондона ему пришлось ненадолго задержаться в Париже, где в то время готовилась постановка новой (парижской) редакции «Ломбардцев».

Во время революционных событий 1848 года в Италии Верди был в Париже. Его желание помочь родине вылилось в обращение совместно с прогрессивными итальянскими деятелями к французскому правительству и написание двух произведений – героического гимна «Звучи, труба» и патриотической оперы «Битва при Леньяно», премьера которой состоялась на сцене Римского театра в январе 1849 года.

Сюжет произведения, заимствованный из истории борьбы ломбардцев против германского императора Фридриха Барбароссы (XII столетие). Страстные мелодии в вокальных партиях и ансамблях, полные динамизма массовые сцены и героически-приподнятый тон произведения способствовали росту патриотических настроений, а хор первого действия «Да здравствует Италия», маршеобразная тема которого выступает лейтмотивом всего произведения, превратился в народно-революционную песню.

В этом произведении композитор предстает как талантливый мастер музыкальной характеристики драматических ситуаций, однако раскрыть в полной мере образы отдельных героев он оказывается не в состоянии, лишь в сочинениях более позднего периода он отыскивает необходимые для этого средства.

Оперой «Луиза Миллер» завершился период творческих исканий Верди. В отличие от шиллеровского произведения, имеющего глубокий социальный смысл (благородство и человечность простых людей (бедный музыкант Миллер и его дочь Луиза) противопоставляются корыстолюбию и коварству высшего сословия (президент Вальтер и секретарь Врум)), в опере на первое место выводятся интимно-лирические отношения Луизы и Рудольфо, ставших жертвой жестокого социального строя.

Изображение драматической картины жизни простых людей, яркие музыкальные характеристики персонажей, демократизм и тесная связь с народно-бытовой итальянской музыкой сделали оперу «Луиза Миллер» весьма популярной среди представителей низшего сословия. С этого времени на первое место в творчестве Джузеппе Верди выходит тема трагедии социального неравенства и гибели героев, вступающих в конфликт с жестоким обществом.

Период 1850-х годов ознаменовался написанием шести опер: «Риголетто» (либретто Пиаве по драме Гюго «Король забавляется»), «Трубадур» (либретто Каммарано и Бардаре по драме испанца Гутьереса), «Травиата» (либретто Пиаве по драме Дюма-сына «Дама с камелиями»), «Сицилийская вечерня» (либретто Скриба на сюжет борьбы сицилийцев против французских завоевателей), «Симон Бокканегра» (либретто Пиаве по драме Гутьереса), «Бал-маскарад» (либретто Сомма по тексту Скриба).

Придя к полному пониманию специфики задач оперной драматургии, Верди указывал на то, что либретто оперного произведения должно отличаться краткостью и лаконичностью, поскольку главное здесь – человеческие характеры и чувства, столкновения и конфликты, раскрыть которые можно лишь выразительными музыкальными средствами. Эти принципы получили воплощение в зрелых произведениях композитора.

Опера «Риголетто», одно из наиболее совершенных произведений прославленного композитора, представляет собой музыкальную версию драмы Виктора Гюго «Король забавляется», идеи которой (противопоставление благородного бедняка развратному королю и трагедия социального неравенства) привлекли внимание Джузеппе.

Несмотря на то что действие оперы пришлось перенести из Франции в итальянскую провинцию Мантую и изменить имена персонажей (шут Трибуле превратился в Риголетто, его дочь Бланш – в Джильду, французский король Франциск I – в герцога Мантуанского), основной сюжет этого драматического произведения осталася прежним.

Содержание оперы таково: шут Риголетто зло насмехается на балу у герцога над придворными, и они решают ему отомстить. Неожиданно появляется старый граф Монтероне и проклинает герцога за поруганную честь своей дочери. Риголетто, посмеявшийся над графом, тоже становится объектом проклятия, главной причины всех несчастий шута.

У Риголетто есть дочь Джильда, которую он прячет от посторонних глаз в глухом предместье. Никто не знает, что он – отец девушки. Однажды Джильда повстречала неподалеку от своего дома герцога, облаченного в костюм бедного студента. Назвавшись вымышленным именем, он открывает девушке свою любовь. Тем временем придворные герцога осуществляют задуманную месть и при помощи самого Риголетто выкрадывают Джильду. После свершения коварного замысла шут убеждается, что похитил собственное дитя. Явившись к придворным со своей шутовской песенкой, полной боли и страдания, он сначала угрозами, а затем мольбами просит вернуть ему Джильду и при всех раскрывает свою тайну. Дочь выбегает к нему из герцогских покоев и рассказывает о том, что с ней случилось.

Риголетто клянется убить герцога и нанимает бандита Спарафучиле, в притоне которого герцог должен провести ночь с Маддаленой, сестрой убийцы. Риголетто рассказывает об измене герцога Джильде, девушка в отчаянии, но она любит коварного изменника. Тем временем Маддалена уговаривает брата не убивать герцога, жертвой должен стать первый, кто постучится в дверь до полуночи. Джильда, подслушавшая этот разговор, жертвует собой ради любимого. Риголетто, пришедший насладиться своей местью, застает герцога поющим свою знаменитую песенку «Сердце красавицы», а свою дочь мертвой.

Напряженность драматического действия, трагический пафос происходящего, глубокая эмоциональность и драматизм музыки, использование, наряду с вокальной мелодией, оркестрового звучания, позволяющего создавать напряженные сцены и яркие музыкальные характеристики героев, а также правдивая передача переживаний Риголетто и Джильды делают это музыкальное произведение одним из наиболее примечательных явлений оперного искусства XIX столетия.

Через два года после постановки в 1851 году на сцене Миланского театра «Риголетто» в Риме состоялась премьера «Трубадура», в котором получили развитие основные музыкально-драматические принципы Джузеппе Верди.

Основной конфликт оперы – вражда двух братьев, трубадура Манрико и графа ди Луна: не зная о кровном родстве с графом, Манрико возглавляет против него восстание. По приказу ди Луна находящегося в заточении трубадура казнят, вскоре от полубезумной цыганки Азучены граф узнает страшную новость: он казнил собственного брата.

Особого внимания заслуживает трагическая сцена из третьего действия: зловещее звучание погребального колокола сопровождается мрачным пением хора, отпевающего приговоренного к смерти Манрико. В это время из башни слышится голос трубадура, зовущего свою возлюбленную Леонору, а страдающая девушка взывает к господу и молит о милосердии. Весь этот трагический ансамбль производит на слушателей неизгладимое впечатление.

Драматически-напряженный, мятежный характер оперы и яркие музыкальные характеристики персонажей, получаемые через вокально-мелодическую сферу, делают произведение очень интересным. Однако запутанное либретто с многочисленными малоправдоподобными ситуациями нарушает художественную гармонию оперы, в которой особенно много мелодий, ставших народными.

В отличие от двух первых опер постановка «Травиаты» в марте 1853 года вызвала недовольство среди представителей высшего сословия. Причиной неуспеха стала необычность сюжета: бытовые сцены в то время были распространены лишь в комических операх, а современные персонажи и куртизанка в качестве главной героини не фигурировали ни в одной из опер с трагическим содержанием. «Травиата», в которой личная драма приобрела общественный смысл, стала новым словом в классической итальянской опере.

Идея этого музыкального произведения – трагическая судьба женщины в современном обществе – судьба влюбленной Виолетты, ставшей жертвой мещанской буржуазной морали. Под влиянием любви к Альфреду Жермону легкомысленная куртизанка Виолетта Валери становится другой, зрители наблюдают за ее перерождением на протяжении всей оперы. Мещанские предрассудки вынуждают молодую женщину отказаться от своей любви. После продолжительной болезни Виолетта умирает, а разрушившие ее счастье люди признают свои ошибки. «Травиата», не признанная венецианским обществом, быстро получила известность во всем мире.

Спустя два года, в 1855 году, на парижской сцене была поставлена героико-патриотическая опера «Сицилийская вечерня», при написании которой Верди воспользовался особенностями итальянской оперной драматургии и лучшими традициями французской «большой» оперы. О мастерстве композитора свидетельствуют напряженные драматические ситуации, яркие музыкальные характеристики действующих лиц, а также мелодическое богатство произведения.

Опера «Симон Бокканегра», поставленная в 1857 году в Венеции, не нашла у публики широкого отклика, что объясняется неравнозначностью присутствующих в ней драматических сцен: глубоко психологичные картины сменяются сценами с однообразными речитативами. Осознав все недостатки этой оперы, Верди в начале 1880-х годов подверг ее существенной переработке, в результате получилось более совершенное произведение.

Премьера «Бала-маскарада», одной из популярнейших опер талантливого композитора, состоялась в 1859 году в Риме. Основным сюжетом является история заговора против шведского короля Густава III, превращенного в опере в бостонского губернатора Ричарда Варвика. Романтический сюжет, точные психологические характеристики действующих лиц, использование жанровых и народно-бытовых фрагментов в музыке делают это произведение похожим на «Риголетто», однако эффектные эпизоды и некоторые другие традиции французской оперы напоминают о «Сицилийской вечерне».

В конце 1850 – начале 1860-х годов Джузеппе Верди принимал активное участие в политической жизни страны. В 1860 году он был избран членом первого общеитальянского парламента. Кроме того, на протяжении пяти лет в должности депутата композитор отстаивал интересы жителей Буссето. Участие в политике отвлекало Верди от творческой работы, поэтому он часто отправлялся на свою виллу Сант-Агата, где находил желанный покой. В 1859 году композитор женился на оперной певице Джузеппине Стреппони, с которой прожил всю оставшуюся жизнь.

Последующие десятилетия оказались в творческом отношении не столь продуктивными: в 1860-е годы Верди написал лишь две оперы, а в 1870-е, 1880-е и 1890-е годы – по одной. В это время он занимался переработкой своих неудачных произведений и лелеял мысль о сочинении оперы «Король Лир» на шекспировский сюжет.

«Сила судьбы» была написана Верди в конце 1861 года по заказу дирекции Петербургских Императорских театров для Театра итальянской оперы. Премьера состоялась в 1862 году, на ней присутствовал сам композитор, однако вместо ожидаемого успеха опера получила холодный прием. Неудача объясняется заимствованным из испанской романтической драмы нелепым сюжетом с многочисленными мелодраматическими неправдоподобными сценами. В то же время в этой опере появились новые тенденции: повысилась драматургическая функция оркестра, лейтмотивов стало гораздо меньше, а мелодическое звучание пришло в соответствие с психологической ситуацией.

Написав по заказу руководства Всемирной выставки в Лондоне кантату «Гимн наций», Верди отправился в Испанию. Интерес к народной испанской музыке проявился во время работы над оперой «Дон Карлос», поставленной в 1867 году в Париже. За основу этого произведения был взят шиллеровский сюжет об Испании времен правления кровавого короля Филиппа II. Разоблачая реакционное католичество и папскую инквизицию, используя интонации и ритмы испанской музыки, композитор пытается донести до публики свои идейно-художественные принципы.

Образы короля Филиппа, его сына дона Карлоса, маркиза Поза, королевы Елизаветы и принцессы Эболи отличаются большой музыкальной выразительностью и реалистичностью. Верди вводит в оперу оркестровые партии, позволяющие с большей точностью раскрывать внутренний смысл драматических ситуаций и переживаний героев. Хотя формальное деление на отдельные номера и остается, опера представляет собой несколько развитых драматических сцен, объединенных общей идеей. Даже ария превращается в крупную драматическую сцену-монолог (например, ария короля в начале четвертого действия).

В 1869 году Верди получил заказ от египетского правительства на оперу «Аида», постановка которой должна была сопровождать торжественное открытие Суэцкого канала. Сначала композитор отказался от этой работы, но, ознакомившись с либретто, с энтузиазмом взялся за дело.

Любовь эфиопской рабыни Аиды и египетского полководца Радамеса, соперничество дочери египетского фараона по имени Амнерис и Аиды, пленение эфиопского царя Амонасро, оказавшегося отцом Аиды, сцена гибели заживо погребенных Аиды и Радамеса, мрачные фигуры египетских жрецов, пирамиды и сфинксы – все это вызывало у гениального итальянского композитора разнообразные музыкальные ассоциации.

Опера была написана довольно быстро, премьера состоялась в Каире в конце 1871 года. Через несколько месяцев «Аиду» поставили на сцене театра «Ла Скала», успех был просто ошеломляющим. Вскоре опера получила мировое признание и вошла в репертуар практически всех крупнейших театров Европы.

«Аида», воспевающая чистое человеческое чувство и разоблачающая религиозный фанатизм, становящийся препятствием на пути самого возвышенного человеческого чувства – любви, по праву считается одним из самых гуманистических произведений Джузеппе Верди.

Многочисленные торжественные шествия и процессии, марши и балеты, великолепные массово-хоровые сцены и мощные ансамбли ставят «Аиду» в один ряд с «большими» операми Мейербера. Однако, давая психологически тонкие и глубокие музыкальные характеристики главных персонажей, отражая прекрасными мелодиями их душевное состояние и определенный драматический момент, композитор проводит некую грань между своим драматическим искусством и обычной «большой» оперой.

Таким образом, в «Аиде» органически соединились два направления творчества Верди – «большая» героическая опера, идущая от ранних сочинений, «Сицилийской вечерни» и «Дона Карлоса», и лирико-психологическая, идущая от «Луизы Миллер» и «Травиаты».

В «Аиде» композитор отошел от привычной номерной структуры – используя большие драматические сцены, он сумел сохранить архитектоническую стройность формы, при этом каждая ария, дуэт или ансамбль остались структурно законченным, развивающимся музыкальным организмом. Большие художественные достоинства оперы по-настоящему оценили прогрессивные музыкальные деятели XIX столетия.

В 1870-е годы было написано сравнительно мало произведений: струнный квартет, небольшие вокальные произведения и др. Особого внимания заслуживает реквием, написанный Верди в память о поэте Алессандро Мандзони и исполненный впервые в 1874 году в миланской церкви Святого Марка. Трагически-пафосные фрагменты чередуются здесь с прекрасными лирическими мелодиями, в музыке находят выражение глубокие человеческие чувства и переживания. Это произведение больше напоминает театральную оперную постановку, нежели культовое сочинение, и нет ничего противоестественного в том, что вольная трактовка реквиема вызвала недовольство среди церковных кругов.

Итогом творческой эволюции Джузеппе Верди стала опера «Отелло». Получив в конце 1879 года либретто, написанное Арриго Бойто на сюжет одноименной трагедии Шекспира, композитор с энтузиазмом взялся за работу. Совместными усилиями Верди и Бойто удалось создать идеальный для оперы вариант шекспировского произведения: главное внимание они сосредоточили вокруг трагедии Отелло, Дездемоны и Яго, были введены некоторые нехарактерные для драмы эпизоды (например, дуэт Отелло и Дездемоны). Таким образом, гениальная трагедия Шекспира получила новую, музыкальную, жизнь.

В конце 1886 года опера была закончена, а в феврале 1887 года на сцене Миланского театра «Ла Скала» состоялась премьерная постановка. Семидесятичетырехлетний композитор присутствовал на всех репетициях труппы. Однажды, будучи недоволен игрой Отелло (знаменитого тенора Таманьо) в сцене самоубийства, Джузеппе выхватил у актера кинжал, воткнул его себе в грудь и, к всеобщему ужасу и изумлению, скатился со всех ступеней лестницы.

Успех оперы был ошеломляющим, в зале раздавались несмолкаемые овации и крики «браво» в адрес прославленного композитора. В «Отелло» Верди выступил реформатором итальянской оперы, однако, в отличие от Вагнера, он не отрицал прогрессивные традиции национального оперного искусства, а старался развить и обогатить их лучшими достижениями современной мировой оперы.

«Отелло» представляет собой непрерывно развивающееся музыкально-драматическое действие, в котором нет деления на законченные номера, отсутствуют старые оперные формы, даже песня здесь становится неотделимой от общего драматического действия (застольная песня Яго, песня Дездемоны об иве, предшествующая появлению ревнивого мужа). Вокальные партии, поражающие яркой декламационной манерой, являются средством достижения музыкально-драматической выразительности произведения, кроме того, они дают психологически точную характеристику тому или иному персонажу. В результате на свет появилась качественно новая итальянская музыкальная драма.

Итогом всей творческой деятельности Верди стала комическая опера «Фальстаф», либретто которой было написано Бойто по «Виндзорским проказницам» Шекспира. Главный герой Фальстаф, отъявленный плут, обжора и пьяница, пытается подшутить над двумя кумушками из Виндзора – Алисой Форд и Мэг Пэдж, но сам становится жертвой их проделок.

Первая постановка «Фальстафа», состоявшаяся в феврале 1893 года в Милане, имела ошеломляющий успех, композитор был признан реформатором итальянской комической оперы (opera buffa). Как и в «Отелло», в «Фальстафе» нет искусственного деления на отдельные законченные номера, здесь господствует принцип сквозного музыкального развития, но характер и строй музыки в этих произведениях различен.

Через используемые в «Фальстафе» вокальные скороговорки, ансамбли и колоритные оркестровые партии Верди удалось не только передать характер веселой комедии, но и дать точную характеристику каждому персонажу. В этой опере в полной мере проявилось музыкально-драматическое мастерство гениального композитора.

Последние восемь лет жизни Джузеппе Верди посвятил общественной и благотворительной деятельности: по его инициативе было открыто несколько филантропических учреждений, госпиталь, дом для престарелых музыкантов в Милане. В творческом отношении этот период оказался малопродуктивным – всего «Четыре духовные пьесы», две из которых предназначались для хора a cappella, две других – для хора с оркестром; крупных произведений Верди больше не создал.

Умер выдающийся итальянский композитор 27 января 1901 года на своей вилле Сант-Агата.