logo search
Популярная история музыки

Акустическая гитара

Однако следует отдать должное певцу: его альбомы (например, «Goodbye And Hello» и «Happy Sad») вряд ли кого оставят равнодушным. Музыканты, принявшие участие в записи песен Тима Бакли, также проявили себя как настоящие профессионалы, своим мастерством лишь еще более подчеркивая главного героя произведений – вокал.

Родиной еще одного знаменитого фолк-исполнителя, Леонарда Коэна, является Канада. Успешная творческая карьера у него началась в США. Удивительно, но Леонард Коэн – единственный представитель американского фолка, чья популярность в Великобритании и Европе была заметно выше, чем на родине. Но все же необходимо заметить, что почти все его альбомы, вследствие того что песни на них сыграны практически под одну акустическую гитару, воспринимаются как одна, много раз подряд записанная композиция. Исключение составляет лишь альбом 1977 года «Death Of A Ladies Man», записанный с симфоническим оркестром, и поп-роковый «I’m Your Man» 1988 года, где с голосом певца контрастирует высокий женский вокал.

Леонард Коэн

В отличие от американского расцвет английского фолка наступил лет на пять позже: в конце 1960 – начале 1970-х годов. Правда, в Англии подход к музыке данного стиля был принципиально иным. В акустической манере чистого фолка работали буквально единицы, например Джон Мартин («Forest», «Clannad»; первые четыре альбома). Но самый большой успех достался группе «Incredible String Band», игравшей психоделический фолк. Оставив несколько неплохих работ, этот коллектив в 1974 году распался, а его лидеры – Майк Херон и Робин Вильямсон – перешли на сольные проекты.

Clannad

Наиболее известная фолк-рок группа Великобритании – это «Fairport Convention». Ее музыканты, соединившись в 1967 году, достаточно быстро снискали известность благодаря оригинальному сочетанию мастерских аранжировок народных мелодий с волнующим вокалом солистки Санди Денни. Но в 1969 году, после одной из самых удачных работ «Liege And Lief», Санди Денни из-за творческих разногласий покинула группу. Тем не менее «Fairport Convention» продолжали существовать, выпуская все новые пластинки и пользуясь достаточно высоким авторитетом в музыкальных кругах, но никогда не отличаясь постоянством состава. Музыканты уходили и приходили вновь, творчество от этого, конечно, вряд ли выигрывало, но авторитет их до сих пор достаточно высок.

Из других лидеров фолк-рока никак нельзя пройти мимо творчества ирландской группы «Clannad». Coзданный в 1972 году родственниками по фамилии Бреннан, коллектив сначала был известен только на родине, но к 1982 году приобрел культовый cтатус, вышел на мировой рынок, заключив контракт с RCA. Все последующие пластинки занимали в хит-парадах туманного Альбиона достойные места.

Ска

Ска – национальная форма ямайской музыки, появившаяся на рубеже 1950 – 1960-х годов. Музыка ска своим появлением на свет обязана ямайским джазовым музыкантам, решившим переделать на национальный лад американские ритм-энд-блюзы и рок-н-роллы, слышанные ими по радио. Результатом их экспериментов стал стиль ска, представляющий собой смесь из афро-кубинских ритмов, экзотического карибского саунда, рок-н-ролльных гармоний.

Вообще, само слово «ска» означает несколько отрывистый, звонкий саунд, производимый гитарами. Характерной чертой ска-составов является мощная медная духовая часть. Очень своеобразна ритмическая основа ска: это четырехдольный ритм с подчеркиванием слабых долей (ударами малого барабана, акцентами гитар и т. д.). Бас зачастую играет ровными длительностями по звукам трезвучия. Темп, как правило, средний.

Ямайские вокалисты обычно намеренно коверкают английские слова, что тоже привносит в ска-стиль свою изюминку.

Первыми известными исполнителями ска были Принс Бастер, Десмонд Деккер и Лорел Эйткен. Однако истинным прародителем музыки ска считается ямайская группа «The Skatalites», в состав которой входили джазовые музыканты мирового класса. И хотя коллектив просуществовал чуть больше года (1964 – 1965), его влияние на развитие музыки в целом огромно.

Музыка ска у себя на родине пользовалась огромной популярностью: она звучала в танцзалах, в клубах, на вечеринках. На Ямайке даже появилась своя студия под названием «Studio One», записывавшая ска-музыкантов.

В 1964 году на основе ска сформировался еще один музыкальный стиль – рокстэди. Последний, в свою очередь, явился прародителем регги. В середине 1960-х годов ямайские иммигранты, в поисках работы перебиравшиеся в Англию, привезли туда и свою музыкальную культуру. Музыка ска начала проникать в Европу вместе с ямайскими иммигрантами, ехавшими трудоустраиваться в Англию. В результате в Британии тоже стали появляться студии звукозаписи, ориентированные на ска и регги, среди них была и знаменитая фирма «Island Records».

В истории поп-музыки стиль ска то становился необыкновенно популярным, то уходил в тень, уступая место другим музыкальным направлениям. Так, первый пик мирового признания ска приходится на 1970-е годы, второй – на конец 1970 – начало 1980-х годов. И в наши дни музыка ска окончательно не утратила своей привлекательности.

Регги

Истоки регги, одной из национальных форм поп-музыки, следует искать в народной музыке Ямайки и ритм-энд-блюзе. Данное сочетание появилось в 1960-е годы в ходе тех переделок, которым ямайские музыканты подвергли новоорлеанский ритм-энд-блюз, передаваемый по радио.

Следует заметить, что термин «регги» подразумевает не только музыку, но и определенное мировоззрение. Ямайские регги-музыканты в основном глубоко верующие люди – их религией является растафарианство. Поясним, что это такое.

Дело в том, что большинство жителей Ямайки – потомки африканцев, вывозившихся в эпоху Средневековья в Новый Свет в качестве рабов американцами и европейцами. Тогда же, по-видимому, в их среде и возникла легенда об императоре Эфиопии по имени Рас Тафари Макконен, который, согласно предсказанию, должен был принести свободу всем страдающим и помочь им вернуться на родину, в освобождённую Африку.

Итак, музыка растаманов – это стиль регги, историческим предшественником которого является ска. В наследство от последнего регги достались характерная ритмика и инструментарий. Однако ска было слишком быстрым, чтобы танцевать под него. В результате темп значительно замедлился, а ритм стал еще более расслабленным и прихотливым: сильные доли часто пропускались вообще, а слабые активно акцентировались (аккордами духовых и гитары). Басовая партия могла быть достаточно витиеватой. При таких условиях для регги-музыканта самым важным представлялось найти правильный ритм.

Среди исполнителей музыки регги в первую очередь следует назвать Ли Скрэтча Перри, Элтона Эллиса и, конечно, Боба Марли – признанного классика регги-движения. Именно ему удалось создать такую музыку в стиле регги, которая, оставаясь танцевальной, вместе с тем отражала и настроения общества того времени.