logo search
лекции по полиф

Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.

1. Число разделов равно числу голосов канона.

2. Канон может быть начат любым из составляющих голосов.

3. Эти разделы Б А представляют собою непосредственно премыкающие друг к другу

А1 Б1

первоначальное и производное соединение в двойном контрапункте.

В условиях двухголосного бесконечного канона первого разряда каждый из двух голосов первоначального соединения в производном соединении перемещается на один и тот же интервал (т.е. vI=vII), равный интервалу имитации в данном каноне. Обозначив этот интервал буквой m с отрицательным знаком, выведем формулу Jv=vI+vII=(-m)+(-m)=-2m.

Показатель двойного контрапункта в бесконечном каноне первого разряда равен удвоенной величине интервала имитации с отрицательным знаком.

1. Jv- всегда четное число (-14:-18: -16).

2. В качестве интервала имитации надо выбирать только те интервалы, которые составляют половину четного числа, означающего показатель двойного контрапункта октавы, децимы, дуодецимы. Т. о. двухголосные каноны первого разряда следуют писать лишь в верхнюю или нижнюю октаву, децимы, нону.

Например, требуется написать двухголосный бесконечный канон первого разряда с интервалом имитации, равным дециме, и с расстоянием во времени, равным одному такту.

1. В начале пишется часть начального голоса-А (Р)-один такт, сразу переносим его на дециму вверх в имитирующий голос-А1 (R), в такте 3 начального голоса повторяется часть А (IIР).

2. Сочиняем противосложение – В, контрапунктирующее А1 в условиях двойного контрапункта дуодецимы и следя за тем, чтобы оно плавно соединялось с началом повторяемого в следующем такте раздела А.

3. Если конец В хорошо соединен с началом А, а двухголосное соединение А1

В

соответствует требованиям двойного контрапункта дуодечимы, то сочинение канона закончено.

4. Перенести противосложение В в имитирующий голос В1.

5. Заключить в знаки репризы такты 2 и 3.