logo search
Популярная история музыки

Глэм-рок, или глиттер-рок

Глэм-рок, он же глиттер-рок оформился как стиль в первой половине 1970-х годов. Для исполнителей глэма был характерен акцент прежде всего на визуальной стороне действа: обильном гриме, вычурных одеждах. В качестве конкретного примера внешних проявлений данного стиля можно привести образы мальчика-девочки и космического пришельца, созданные Дэвидом Боуи, непропорционально высокие шляпы Марка Болана, блестящие костюмы и сапоги на невероятных каблуках, в которых щеголял Гэри Глиттер, «кровавые» шоу Элиса Купера, клоунаду группы «Kiss».

Однако глэм характеризуется не только необычным имиджем исполнителей и другими внешними признаками, но определенными музыкально-стилистическими принципами: четкой четырехдольной рок-н-ролльной ритмикой, относительной простотой гармоний, запоминающейся вокальной мелодикой, причем сам голос (как правило, высокий) в глэме как раз и является подлинным выразителем чувств. Также традиционными для глэма считаются многократные повторения тех или иных фраз.

Из музыкантов со всемирной славой воздействие глэма испытали Элтон Джон, Сюзи Кватро, «Roxy Music», «Bad Company» и др. В конце 1970 – начале 1980-х годов идеи глэма были заимствованы диско. В настоящее время влияние глэма ощущается в творчестве некоторых представителей индастриала, готики, глэм-металла.

Рок-н-ролл

С середины 1970-х годов слово «рок-н-ролл» подменяет понятие «рок» и включает в себя почти все музыкальные стили: от психоделии и панк-рока до хард-энд-хэви, индастриал и модерна. Сформировался рок-н-ролл на основе ритм-энд-блюза.

Элвис Пресли

Билл Хэйли и его группа «The Comets»

Считается, что первыми музыкантами, исполняющими рок-н-ролл, были Элвис Пресли, Билл Хэйли и его группа «The Comets», Чак Бер-ри и Рэй Чарлз.

Изначально рок-н-ролл был обращен исключительно к молодежной аудитории, что раздражало старшее поколение, которое называло эту музыку сатанинской. С течением времени рок-н-ролл отчасти утратил свою бунтарскую сущность, но зато к творческой манере музыкантов, исполняющих музыку в данном стиле, добавился более высокий профессионализм.

Хард-н-арт

Стиль хард-н-арт родился в середине 1970-х годов как результат слияния признаков хард– и арт-рока. Тенденция к сплетению стилей намечается в творчестве различных коллективов, в том числе и известной группы «Cream».

Первыми же, кому удалось наиболее гармонично соединить элементы хард– и арт-рока, были канадские музыканты из группы «Rush». Они украсили достаточно жесткий гитарный хард-саунд объемными клавишными «подкладами» и изысканными акустическими вставками, обогатили типичное для хард-рока героико-романтическое содержание сюжетами из мировой литературы, научной фантастики. И хотя в 1980-е годы «Rush» несколько отошли от созданного ими стиля, его до сих пор продолжают придерживаться их последователи, среди которых необходимо в первую очередь отметить «Queensryche».

Queensryche

Влияние на хард-н-арт в 1980-е годы тяжелого металла привело к появлению стиля прогрессив-металл.

Пост-панк

Пост-панк является наследником панк-рока второй половины 1970-х годов. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако они стремились показать свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств выразительности, новых технологий, тембров. К тому же публика уже устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма панк-рока. Поэтому в какой-то мере постпанк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, рефлексивности, иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных.

The Cure

Bauhaus

Помимо панка, на становление пост-панка большое воздействие оказал жанр диско, арт-рок и другие стили музыки.

Представители собственно постпанка в Британии («The Cure», «Bauhaus», «Japan» и др.) играли музыку мрачноватую, холодную, нервную. Их интересовали образы истерии, кошмара, депрессии, мистики. Близким по духу стало творчество австралийской «The Birthday Party» и, позднее, ее солиста Ника Кейва.

Ник Кейв

Саунд пост-панка характеризуется лаконичностью и остротой. Наряду с традиционными для рока электрогитарами, музыканты пост-панка очень часто прибегают и к синтезаторам. Были и музыканты, решившие полностью заменить гитары синтезаторами, продолжая при этом играть на них панк-рок – так появился стиль синтез-поп (Гарри Ньюман, Билли Айдол и др.). Кроме того, британские пост-панки типа «The Cure» своим творчеством обусловили появление такого направления, как готика, окончательно сформировавшегося к середине 1980-х годов.

В числе разновидностей пост-панка следует назвать и те направления, которые возникли как его непосредственное развитие. Это хардкор, кроссовер, грайндкор и др. На основе названных и некоторых других направлений в середине 1980-х годов сформировалась так называемая альтернатива, вобравшая в себя непримиримый дух классического панка и тяжелого металла.

Поп-рок

Поп-рок – это музыкальное направление, а также одно из течений поп-культуры, о котором впервые заговорили в конце 1970-х годов, когда рок-музыка значительно обогатилась новыми жанрами. Первоначально поп-роком называли любой стиль, который был непохож на панк-рок, хард-рок и прогрессивный рок. В настоящее время под поп-роком принято подразумевать мелодичную рок-музыку, перегруженную звучанием клавишных инструментов, но при этом ее нельзя путать с софт-роком.

Поп-рок можно охарактеризовать и как коммерческую музыку, к которой предъявляются достаточно высокие требования с тем, чтобы слушатель заинтересовался ею уже с первых аккордов.

Одними из наиболее ярких представителей поп-рока сегодня можно считать Джо Кокера, Пола Маккартни, Рода Стюарта, Эрика Клэптона и Элтона Джона, хотя каждый из них в свое время сделал вклад в самые разные жанры, которые ни в коем случае нельзя было назвать попсовыми.

Готика

«Готика» – обобщающее понятие, которым сегодня обозначают целый комплекс художественных направлений, составляющих так называемую готическую субкультуру. Название происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI – XV веках. Следует отметить, что на рокеров в большей степени повлияла не музыка Средневековья как таковая, а, скорее, готический роман эпохи романтизма со всеми его образами вампиров и вурдалаков и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, выразившееся в песенных текстах и сценическом действе.

В своем развитии готика прошла несколько этапов – от протоготики рубежа 1970 – 1980-х годов к го-тик-року второй половины 1980-х годов и далее к многообразию готических направлений 1990-х годов.

Sisters Of Mercy

Первые ростки готики наметились на рубеже 1970-1980-х годов в творчестве таких групп, как «Bauhaus», «Тones On Tall», «Specimen» и др. Гимном нарождавшегося движения стала композиция «Bela Lugosi’s Dead» (первый сингл группы «Bauhaus»), посвященная культовому венгерскому актеру Бэле Лугози, сыгравшему роль Дракулы. Как самостоятельное стилевое направление, породившее особую субкультуру, готик-рок сформировался ближе к середине 1980-х годов. Культовыми фигурами готик-рока стали «Sisters Of Mercy», «The Mission» и др. Их композиции несли настроение сосредоточенной скорби, отрешенности, тексты были насыщены мотивами любви-смерти, ухода в иные миры. При этом музыка оставалась достаточно мелодичной и ритмичной, с оттенками танцевальности. Группой, совершившей прорыв в готик-роке и определившей дальнейшее развитие этого направления, стала австралийская «Dead Can Dance». Членам этой группы первым удалось очень убедительно соединить жанрово-сти-листические признаки и выразительные средства, идущие от Средневековья, Ренессанса, барокко и евроазиатского фольклора с возможностями поп-музыки. Группа использовала акустические (в том числе старинные) инструменты и церковно-органные тембры, воссоздавала обширный жанровый пласт старинной музыки (от мессы до песен трубадуров и народного танца).