Блюграсс
Признанным королем музыки в стиле блюграсс является Уильям Смит Монро, имя которого прославилось благодаря созданному им струнному коллективу с оригинальным звуком еще до оформления блюграсса как такового. Примечательно, что данное наименование стиля музыки возникло от названия группы того же Уильяма Монро «The Blue Grass Boys», чьи первые записи на студии «Columbia» относятся к 1946 году.
Отличительными чертами блюграсса являются уникальные инструментальные обработки, серьезные вокальные партии (как правило, сольные) и довольно высокий темп исполнения. Появившись в кантри-музыке в 1930 – 1940-е годы, блюграсс до наших дней сохранил в себе основные инструменты – скрипку-фиддл, мандолину, пятиструнное банджо, домру и гитару.
Домра
Когда в 1939 году Билл Монро впервые выступил на шоу «Grand Ole Opry» с песней «Mule Scinner Blues», она сразу стала одним из стандартов стиля блюграсс. В группу Билла входило очень много талантливых и оригинальных исполнителей – таких, как, например, Джин Ловингер, названный, кстати, Биллом – «единственным ковбоем еврейской национальности в стране»; Вассар Клементс; Дуг Грин, позже ставший известным как Ранджер Дуг, член группы «Riders In The Sky»; Кенни Бэйкер; Байрон Берлин; сын Билла Монро, Джеймс, игравший на контрабасе.
Одним из первых участников группы «The Blue Grass Boys» был Клайд Муди. В начале 1940-х годов к Биллу Монро присоединились фиддлер Ховард Форрестер и банджист Дэвид Эйкман, известный своим участием в различных комедийных шоу. В 1945 году в группу пришел поэт, композитор, певец и гитарист Лестер Флэтт. Однако вскоре Эйкман оставил товарищей, и вместо него Монро пригласил Ирла Скраггса – 21-летнего музыканта, владевшего уникальной трехпальцевой техникой игры на банджо. Именно Скраггс стал первым исполнителем, сделавшим банджо, обычно применяющееся лишь как реквизит в различных кантри-комедиях, лидирующим инструментом.
К 1948 году коллектив Билла Монро достиг пика своей популярности, но как раз в это время Лестер Флэтт и Ирл Скраггс покинули ее с тем, чтобы создать свою группу под названием «The Foggy Mountain Boys».
Нужно сказать, что союз Лестера Флэтта и Ирла Скраггса оказался успешным с самого начала. После записи на студии «Mercury» с 1948 по 1950 год они подписали контракт с фирмой «Columbia», где 5 из 20 пластинок, выпущенных в период с 1952 по 1968 год, становились хитами «горячей» десятки наиболее популярных песен США. Самой известной их записью является «The Ballad Of Jed Clampett», ставшая в свое время заглавной песней для сериала «Beverly Hillbillies». Она была единственной песней Флэтта и Скраггса, занявшей первое место и державшейся там несколько недель.
В 1969 году, несмотря на успех своего сотрудничества, Лестер Флэтт и Ирл Скраггс принимают решение в дальнейшем работать порознь. Ирл совместно со своими сыновьями Гарри и Рэнди стал заниматься традиционным блюграсс, а Лестер стал исполнять блюграсс с элементами рока и фолка.
Продолжателями традиций блюграсс также является группа «Stanley Brothers» из округа Дикинсон, штат Вирджиния. Братья Картер и Ральф Стэнли начали карьеру музыкантов в 1947 году, уже после успеха группы Уильяма Монро. Популярность им принесла классическая композиция блюграсс под названием «Molly and Tenbrooks», но практически сразу после ее записи для группы настали тяжелые времена, в конце концов вынудившие их в 1951 году прекратить выступать с концертами. Однако девять лет спустя музыканты вновь соединились и их песня «How Far To Little Rock» заняла 17-е место в категории кантри в хит-параде журнала «Биллборд».
В середине 1970-х годов Лестер Флэтт и Ирл Скраггс решили вновь попытаться играть вместе. Однако для создания новой группы сил явно не хватало, и потому они обратились за помощью к известным музыкантам Кентакки Бобби и Сонни Осборн. Новый музыкальный коллектив, благодаря великолепным голосам Бобби и Сонни, быстро завоевал симпатии любителей кантри-музыки, а их песни не раз попадали в хит-парады: среди них «Roll Muddy River», «Rocky Top» (один из гимнов штата Теннеси), «Ruby» (одна из популярнейших композиций в стиле блю-грасс), «Georgia Pineywoods» и «Midnight Flyer».
Братья Джим и Джесси Макрейнольдс из штата Вирджиния явились создателями еще одной знаменитой группы, играющей музыку в стиле блюграсс. Джим был тенор-вокалистом и гитаристом, а Джесси владел необыкновенной техникой игры на мандолине под названием «cross-picking».
Джим и Джесси записывались на студии «Capitol» в период с 1952 по 1956 год, но ни одна из их песен не была издана до 1958 года, из-за того что популярный в то время рок-н-ролл не оставлял исполнителям других стилей ни одного шанса на успех. Известность пришла к Макрейнольдсам после того, как они совершили турне по странам Дальнего Востока и выпустили двойную пластинку под названием «Jim and Jesse – Live in Japan».
Неподалеку от города Линкольн, штат Джорджия, существовала еще одна известная блюграсс-группа под названием «Lewis Family». Это был один из первых блюграсс-коллективов с женским вокалом.
На западном побережье США первой группой, исполнявшей блюграсс, явились «Golden State Boys», в 1963 году поменявшие название на «Hillmen». Основателями этого коллектива были братья Верн и Рекс Госдины, позже выступавшие как «Gosdin Brothers». Их композиция «Hangin’On», выпущенная студией «Vern», была хитом в 1967 году. После этого братья занялись сольными проектами.
В середине 1960-х годов первые фестивали блюграсс проходили только в Вирджинии, но в 1967 году Билл Монро организовал свой собственный фестиваль в городе Бим Боссом, штат Индиана. Этот фестиваль существует до сих пор.
В настоящее время благодаря усилиям членов групп «The Whites» и «Union Station» блюграсс остается популярным среди любителей музыки-кантри.
- Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности
- Гвидо д’Ареццо
- Музыка Возрождения
- Раннее Возрождение
- Высокое Возрождение
- Палестрина
- Орландо Лассо
- Клаудио Монтеверди
- Клаудио Монтеверди
- Михаэль Преториус
- Джироламо Фрескобальди
- Арканджело Корелли
- Генри Пёрселл
- Алессандро Скарлатти
- Антонио Вивальди
- Жан Филипп Рамо
- Джованни Баттиста Перголези
- Классицизм
- Жан Батист Люлли
- Жан Батист Люлли
- Литавры
- Кристоф Виллибальд Глюк
- А. Головин. Эскиз декораций к опере к. Глюка «Орфей и Эвридика»
- Клавикорд
- Отрывок из первой части Симфонии ми-бемоль мажор й. Гайдна
- Доменико Чимароза
- Дмитрий Степанович Бортнянский
- Муцио Клементи
- Джованни Баттиста Виотти
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Отрывок из арии Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» в. Моцарта
- «Турецкий марш» – финал сонаты ля мажор в. Моцарта
- Луиджи Керубини
- Отрывок из Патетической сонаты л. Бетховена
- Отрывок из пятой симфонии л . Бетховена
- Катерино Альбертович Кавос
- Никколо Паганини
- Н. Паганини
- Михаил Иванович Глинка
- Сцена из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Музыкальный образ Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» м. И. Глинки
- Отрывок из арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Ференц Лист
- Ференц Лист
- Романтизм
- Карл Мария фон Вебер
- Александр Александрович Алябьев
- Александр Александрович Алябьев
- Джоаккино Россини
- Франц Шуберт
- Отрывок из песни «Лесной царь» ф. Шуберта
- Гаэтано Доницетти
- Алексей Николаевич Верстовский
- Алексей Николаевич Верстовский
- Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» а. Н. Верстовского
- Александр Николаевич Серов
- Винченцо Беллини
- Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» а. Е. Варламова
- Гектор Луи Берлиоз
- Гектор Луи Берлиоз
- Александр Львович Гурилев
- Александр Львович Гурилев
- Феликс Мендельсон
- Феликс Мендельсон
- Отрывок из вальса до-диез-минор ф. Шопена
- Роберт Шуман
- Роберт Шуман
- Пианино
- Рихард Вагнер
- Рихард Вагнер
- Шарль Франсуа Гуно
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Контрабас
- Шарль Камиль Сен-Санс
- Кларнет
- Исаак Альбенис
- Энрике Гранадос
- Ралф Воан-Уильямс
- Макс Регер
- Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету к. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»
- Морис Равель
- Мануэль де Фалья
- Отторино Респиги
- Кароль Шимановский
- Джакомо Пуччини
- Руджеро Леонкавалло
- Пьетро Масканьи
- Рихард Штраус
- Валторна
- Ферруччо Бузони
- Ференц Легар
- Александр Николаевич Скрябин
- Александр Николаевич Скрябин
- Антон Степанович Аренский
- Тема вступления из симфонии «Божественная поэма» а. Н. Скрябина
- Арнольд Шёнберг
- Имре Кальман
- Антон Веберн
- Альбан Берг
- Артюр Онеггер
- Александр Сергеевич Даргомыжский
- Отрывок из романса «Мне грустно» а. С. Даргомыжского
- Станислав Монюшко
- Бедржих Сметана
- 1860 – Е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).
- Виолончель
- Цезарь Антонович Кюи
- Генрик Венявский
- Милий Алексеевич Балакирев
- Милий Алексеевич Балакирев
- Модест Петрович Мусоргский
- Модест Петрович Мусоргский
- Петр Ильич Чайковский
- Петр Ильич Чайковский
- Сергей Иванович Танеев
- Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец
- Антонин Дворжак
- Жюль Массне
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Леош Яначек
- Анатолий Константинович Лядов
- Анатолий Константинович Лядов
- Отрывок из Прелюдии си-минор а. К. Лядова
- Александр Тихонович Гречанинов
- Александр Константинович Глазунов
- Александр Константинович Глазунов
- Музыкальная тема Раймонды из балета «Раймонда» а. К. Глазунова
- Ф. И. Шаляпин и с. В. Рахманинов
- Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» с. В. Рахманинова
- Мечислав Карлович
- Карл Орф
- Л. Бакст. Эскиз костюма к балету и. Ф. Стравинского «Жар-птица»
- Альфредо Казелла
- Эйтор Вила-Лобос
- Богуслав Мартину
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сцена из балета «Золушка»
- Пауль Хиндемит
- Джордж Гершвин
- Джордж Гершвин
- Франсис Пуленк
- Жорж Орик
- Арам Ильич Хачатурян
- Оливье Мессиан
- Бенджамин Бриттен
- Витольд Лютославский
- Балалайка
- Леонард Бернстайн
- Кшиштоф Пендерецкий
- Альфред Гарриевич Шнитке
- Танцовщицы фламенко
- Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко
- Мандолина
- Ковбойская музыка
- Вестерн-свинг
- Блюграсс
- Хонки-тонк
- Кантри-госпел
- Кантри-фолк
- Боб Дилан
- Акустическая гитара
- Боб Марли
- Хард-рок
- Ранний состав Black Sabbath
- Глэм-рок, или глиттер-рок
- Лайза Джеррард (Dead Can Dance)
- Хардкор
- Индастриал-рок
- Аккордеон
- Стиви Уандер
- Авторская песня
- Владимир Высоцкий
- Юлий Ким
- Оркестр Луи Армстронга
- Дюк Эллингтон
- Дж. Б. Диззи Гиллеспи
- Терминологический словарь
- 2) Публичные выступления музыкантов. Первые концерты прошли в Лондоне в 1672 году. Были организованы придворным музыкантом Дж. Банистером.
- 2) Учение о мелодии.