Имитация в двухголосии.
Имитацией называется прием изложения, состоящий в повторении каким-либо голосом мелодии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе.
Голос, начинающий имитацию, называется начальным голосом - пропостой .
Голос, повторяющий мелодию начального голоса, называется имитирующим голосом- риспостой
Имитации разделяются на простые и канонические (канонами).
В простой имитации имитирующий голос повторяет лишь ту начальную часть мелодии, которая звучала одноголосно, далее этот голос или свободно развивает мелодию, или паузирует.
В свою очередь, простые имитации могут быть без противосложения и с противосложением.
Противосложением называется та часть мелодии начального голоса, которая контрапунктирует имитирующему голосу.
В каноне имитирующий голос повторяет не только начальную часть мелодии, но и противосложение, т.е. имитация совершается непрерывно.
В имитации отмечаются три момента:
а) сторона (или направление) вступления имитирующего голоса - сверху или снизу
( имитация в верхний интервал или в нижний интервал)
в) интервал вступления (сдвиг по высоте)- им может быть интервал не более дуодецимы.
Сдвиг во времени между начальным и имитирующим голосом (или расстояние вступления)- он измеряется в долях такта (в основном, полутакт в размере 4/2 и целому такту для размера 3/2)
Виды имитации
Имитация в прямом движении - простая и каноническая, заключающие в себе точное повторение мелодии.
Имитация в обращении -имитирующий голос воспроизводит мелодию таким образом, что всем ходам мелодии вниз соответствуют ходы вверх ( и наоборот), на тот же интервал с точным сохранением ритма.
Имитация в увеличении - имитирующий голос проводит мелодию, увеличивая длительность каждого звука в одго и тоже число раз.
Имитация, совмещающая обращение с увеличением
Имитация в уменьшении - соответственно
Имитация в возвратном движении или ракоходная - повторяет мелодию от конца к началу.
Свободная, которая изменяет мелодические интервалы и отчасти ритм.
Ритмическая имитация - она сохраняет только ритм мелодии при произвольном мелодическом рисунке.
Тональная имитация, в которой происходит замена начального квинтового хода квартовым в риспосте.
Методические рекомендации по сочинению простых имитаций.
1. Сочиняется та часть мелодии начального голоса- до момента вступления имитирующего голоса (в соответствии с задуманным расстоянием во времени вступлений голосов).
2. Эта часть мелодии переносится в имитирующий гролос в соответствии с задуманным интервалом имитации или задуманным видом имитации (в обращении, в увеличении…).
3. К перенесенной части сочиняется противосложение в начальном голосе.
4. Оба голоса – начальный и имитирующий переходят в свободное контрапунктирующее изложение.
5. Сочиняется каденция.
Методические рекомендации по сочинению канонических имитаций.
1. Сочиняется та часть мелодии начального голоса- до момента вступления имитирующего голоса (в соответствии с задуманным расстоянием во времени вступлений голосов)- (А).
2. Эта часть мелодии переносится в имитирующий гролос в соответствии с задуманным интервалом имитации или задуманным видом имитации (в обращении, в увеличении…) (А1).
3. К перенесенной части сочиняется противосложение в начальном голосе. (В)
4. Сочиненное противосложение (В) преносится из начального в имитирующий голос (В1).
5. К нему пишется новое противосложение (С).
6. Которое также переносится в имитирующий голос и т. д.
7. Завершает каноническое построение каденция.
Форма письменных упражнений может быть разнообразной- краткие и довольно крупные построения. Рекомендуется пользоваться паузами, предшествующими вступлению в том или ином голосе второго, третьего и т. д. имитирующего материала.Голос, прерываемый паузами, должен включаться на сильном или относительно сильном времени, а последний звук должен быть достаточно длительным, образуя консонирующее созвучие с другим голосом.
Вопросы для самостоятельной работы
1 Что называется имитацией
2 Что называется пропостой
3 Что называется риспостой
4 Что называется противосложением
5 Что называется каноном
6 Имитация в прямом движении
7 Имитация в обращении
8 Имитация в увеличении
9 Имитация в уменьшении
10 Имитация в возвратном движении
11 Тональная имитация
12 Ритмическая и свободная имитации
- Мелодия строгого письма
- Простой контрапункт в двухголосии.
- Технические приемы построения двухголосных соединений.
- Применение диссонансов
- Вертикально-подвижной контрапункт
- Цифровое обозначение интервалов
- Показатель вертикального контрапункта
- Двойной контрапункт октавы
- Правила применения интервалов
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Двойной котрапункт децимы
- Горизонтально-подвижной контрапункт
- Обратимый контрапункт
- Имитация в двухголосии.
- Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
- Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
- Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда.
- Простой контрапункт в трехголосии
- Имитация в трехголосии
- Каноническая имитация
- Методические указания
- Ритмические условия вступления ответа
- Противосложение
- 1. Сочинять противосложения (удержанное и неудержанное) к собственным темам и к темам, предложенным в учебнике.
- 2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
- Строение интермедии
- 1.Сочинить к двум темам, над которыми начата работа (написаны ответы и противосложения), интермедии, построив их:
- 2. Проанализировать интермедии в фугах: c/I, Cis/II, e/I Экспозиция трехголосной фуги на одну тему
- 1 . Составить план экспозиции трехголосной фуги, имея в виду те темы, к которым сочинены ответ с противосложениями и интермедии.
- 2. Сочинить экспозицию по этому плану.
- 3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
- 1. Проанализировать средние части фугE/I, b/I, h/I, f/II.
- 2. Сделать каноническую обработку тех тем, на которые сочиняете фуги. Заключительная часть фуги