Антон Веберн
Австрийский композитор, дирижер, музыковед, доктор философии, педагог Антон Веберн родился в 1883 году. Учиться музыке он начал в десятилетнем возрасте. В 1902 – 1906 годах Веберн обучался в Венском университете, его наставником по музыковедению был Г. Адлер, по гармонии и контрапункту – Г. Греднер и К. Навратил. А в 1904 – 1908 годах Антон занимался композицией у А. Шёнберга, ставшего его главным учителем. В этот период появились и первые музыкальные сочинения Веберна.
С 1913 года музыкант работал дирижером в Вене, Праге, Данциге, а в 1922 – 1934 годах он являлся дирижером Рабочего хорового общества и симфонических концертов Венского рабочего союза. Хотя активно писать музыку Веберн начал довольно рано, широкую известность он получил после окончания Второй мировой войны. Именно тогда его сочинения стали исполняться во многих странах Европы, а их автора громко объявили «апостолом нового искусства».
Представитель новой венской школы, Веберн был наиболее последовательным сторонником системы додекафонии, разработанной его учителем А. Шёнбергом.
Композиторская деятельность музыканта началась с «Пассакальи» для оркестра (1908). Уже в этом произведении ощущается будущая направленность творчества Веберна, что проявилось в элементах пуантилизма: звуки отделены друг от друга паузой по аналогии с живописным пуантилизмом с его точечными красочными мазками. Черты додекафонии заметны и в шёнбергских приемах «темброво-окрашенной» мелодии. В таком стиле написаны и необыкновенно лаконичные «Пять пьес для оркестра» (1913). Несмотря на явную абстрактность построения, эмоциональность и колористическая яркость делают музыку Веберна очень выразительной и привлекательной для слушателей.
Полностью к системе додекафонии Веберн обратился в «Трех духовных песнях» для пения, скрипки (или альта), кларнета и бас-кларнета (1924). С этого времени композитор начал самостоятельно разрабатывать принципы метода Шёнберга. Он стремился к строгому разделению не только интервалов, но и ритмических структур и динамики, что привело к трансформированию музыки в калькуляцию звуков.
Своеобразный стиль Веберна проявился в струнном трио (1927), симфонии для камерного оркестра (1928), квартете для скрипки, кларнета, тенорового саксофона и фортепиано (1930), а также в концерте для девяти инструментов (1934). Все эти произведения свидетельствуют об окончательном отказе композитора от тематических повторов и его стремлении твердо и последовательно проводить принципы пуантилизма. Сам Веберн писал: «Выраженная однажды, тема высказала все, что имела сказать. Необходимо продолжить ее чем-нибудь свежим».
Абстрактность конструирования музыкальной ткани хорошо заметна и в поздних произведениях композитора. Таковы вариации для фортепиано (1936), вариации для оркестра (1940), две кантаты для солистов, смешанного хора и оркестра (1939 и 1942). Структурная сложность и отвлеченность от традиционной системы интонирования соединяются с такими качествами, как тщательная отделка каждой детали, приобретающей самостоятельное значение.
Последний период жизни Веберн провел в Мёдлинге, где занимался исключительно творчеством. Жизнь его оборвалась внезапно: композитор погиб в 1945 году недалеко от Зальцбурга в результате случайного выстрела солдата американской армии.
Веберн оставил потомкам немного произведений, что свидетельствует о требовательности талантливого музыканта к своему искусству. Композитор, искренне веривший в правильность своих эстетических убеждений, никогда не стремился к популярности у публики. Сочинения Веберна, редко исполнявшиеся при его жизни, пользовались большим успехом после смерти композитора, ставшего кумиром представителей музыкального авангардизма.
- Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности
- Гвидо д’Ареццо
- Музыка Возрождения
- Раннее Возрождение
- Высокое Возрождение
- Палестрина
- Орландо Лассо
- Клаудио Монтеверди
- Клаудио Монтеверди
- Михаэль Преториус
- Джироламо Фрескобальди
- Арканджело Корелли
- Генри Пёрселл
- Алессандро Скарлатти
- Антонио Вивальди
- Жан Филипп Рамо
- Джованни Баттиста Перголези
- Классицизм
- Жан Батист Люлли
- Жан Батист Люлли
- Литавры
- Кристоф Виллибальд Глюк
- А. Головин. Эскиз декораций к опере к. Глюка «Орфей и Эвридика»
- Клавикорд
- Отрывок из первой части Симфонии ми-бемоль мажор й. Гайдна
- Доменико Чимароза
- Дмитрий Степанович Бортнянский
- Муцио Клементи
- Джованни Баттиста Виотти
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Отрывок из арии Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» в. Моцарта
- «Турецкий марш» – финал сонаты ля мажор в. Моцарта
- Луиджи Керубини
- Отрывок из Патетической сонаты л. Бетховена
- Отрывок из пятой симфонии л . Бетховена
- Катерино Альбертович Кавос
- Никколо Паганини
- Н. Паганини
- Михаил Иванович Глинка
- Сцена из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Музыкальный образ Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» м. И. Глинки
- Отрывок из арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Ференц Лист
- Ференц Лист
- Романтизм
- Карл Мария фон Вебер
- Александр Александрович Алябьев
- Александр Александрович Алябьев
- Джоаккино Россини
- Франц Шуберт
- Отрывок из песни «Лесной царь» ф. Шуберта
- Гаэтано Доницетти
- Алексей Николаевич Верстовский
- Алексей Николаевич Верстовский
- Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» а. Н. Верстовского
- Александр Николаевич Серов
- Винченцо Беллини
- Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» а. Е. Варламова
- Гектор Луи Берлиоз
- Гектор Луи Берлиоз
- Александр Львович Гурилев
- Александр Львович Гурилев
- Феликс Мендельсон
- Феликс Мендельсон
- Отрывок из вальса до-диез-минор ф. Шопена
- Роберт Шуман
- Роберт Шуман
- Пианино
- Рихард Вагнер
- Рихард Вагнер
- Шарль Франсуа Гуно
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Контрабас
- Шарль Камиль Сен-Санс
- Кларнет
- Исаак Альбенис
- Энрике Гранадос
- Ралф Воан-Уильямс
- Макс Регер
- Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету к. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»
- Морис Равель
- Мануэль де Фалья
- Отторино Респиги
- Кароль Шимановский
- Джакомо Пуччини
- Руджеро Леонкавалло
- Пьетро Масканьи
- Рихард Штраус
- Валторна
- Ферруччо Бузони
- Ференц Легар
- Александр Николаевич Скрябин
- Александр Николаевич Скрябин
- Антон Степанович Аренский
- Тема вступления из симфонии «Божественная поэма» а. Н. Скрябина
- Арнольд Шёнберг
- Имре Кальман
- Антон Веберн
- Альбан Берг
- Артюр Онеггер
- Александр Сергеевич Даргомыжский
- Отрывок из романса «Мне грустно» а. С. Даргомыжского
- Станислав Монюшко
- Бедржих Сметана
- 1860 – Е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).
- Виолончель
- Цезарь Антонович Кюи
- Генрик Венявский
- Милий Алексеевич Балакирев
- Милий Алексеевич Балакирев
- Модест Петрович Мусоргский
- Модест Петрович Мусоргский
- Петр Ильич Чайковский
- Петр Ильич Чайковский
- Сергей Иванович Танеев
- Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец
- Антонин Дворжак
- Жюль Массне
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Леош Яначек
- Анатолий Константинович Лядов
- Анатолий Константинович Лядов
- Отрывок из Прелюдии си-минор а. К. Лядова
- Александр Тихонович Гречанинов
- Александр Константинович Глазунов
- Александр Константинович Глазунов
- Музыкальная тема Раймонды из балета «Раймонда» а. К. Глазунова
- Ф. И. Шаляпин и с. В. Рахманинов
- Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» с. В. Рахманинова
- Мечислав Карлович
- Карл Орф
- Л. Бакст. Эскиз костюма к балету и. Ф. Стравинского «Жар-птица»
- Альфредо Казелла
- Эйтор Вила-Лобос
- Богуслав Мартину
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сцена из балета «Золушка»
- Пауль Хиндемит
- Джордж Гершвин
- Джордж Гершвин
- Франсис Пуленк
- Жорж Орик
- Арам Ильич Хачатурян
- Оливье Мессиан
- Бенджамин Бриттен
- Витольд Лютославский
- Балалайка
- Леонард Бернстайн
- Кшиштоф Пендерецкий
- Альфред Гарриевич Шнитке
- Танцовщицы фламенко
- Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко
- Мандолина
- Ковбойская музыка
- Вестерн-свинг
- Блюграсс
- Хонки-тонк
- Кантри-госпел
- Кантри-фолк
- Боб Дилан
- Акустическая гитара
- Боб Марли
- Хард-рок
- Ранний состав Black Sabbath
- Глэм-рок, или глиттер-рок
- Лайза Джеррард (Dead Can Dance)
- Хардкор
- Индастриал-рок
- Аккордеон
- Стиви Уандер
- Авторская песня
- Владимир Высоцкий
- Юлий Ким
- Оркестр Луи Армстронга
- Дюк Эллингтон
- Дж. Б. Диззи Гиллеспи
- Терминологический словарь
- 2) Публичные выступления музыкантов. Первые концерты прошли в Лондоне в 1672 году. Были организованы придворным музыкантом Дж. Банистером.
- 2) Учение о мелодии.