Оперы Мусоргского
«Борис Годунов» - опера М. П. Мусоргского в четырёх действиях с прологом (в семи, во второй редакции восьми картинах). Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина. Первая редакция завершена в 1869, первая постановка в 1874. Вторая редакция - 1872 год. В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 она была снята с репертуара.
В 1896 Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав новую редакцию.
Существует несколько редакций «Бориса»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Д. Д. Шостаковича (1959). Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение. В современных постановках часто используются и авторские редакции, которые по мнению музыковедов точнее соответствуют характеру повествования и персонажам.
«Хованщина» - опера (народная музыкальная драма) в 5 действиях, 6 картинах. Либретто композитора. Первая постановка: В Петербурге: силами любителей (в зале Кононова), 9 февраля 1886 г. В Москве: Частная опера (Шаляпин - Досифей), 12 ноября 1897 г. Мусоргский работал над оперой с 1872 по 1880 г., но умер, не завершив финала и не сделав инструментовки - за исключением двух фрагментов: вступления к опере ("Рассвет на Москва-реке") и песни Марфы из 3-го действия ("Исходила младёшенька..."). Труд этот после его смерти осуществил Н.Римский-Корсаков - но при этом с сильными переделками музыкального языка Мусоргского. Заслуга Римского-Корсакова, завершившего оперу велика. Не будь его, «Хованщина» не утвердилась бы на сцене.
Несмотря на все попытки Римского-Корсакова добиться постановки «Хованщины» на сцене Мариинского театра, опера была отвергнута. Поставленная любителями, она подверглась, по требованию цензуры, урезкам и переделкам. Из оперы были устранены наиболее «взрывчатые» сцены. Но и в таком виде она долго не могла попасть на профессиональную сцену. Отдельные постановки в частных антрепризах (Киев, 1892; Петербург, 1893) не изменили положения. На неё продолжали смотреть подозрительно, а театры опасались ее несценичности. Спектаклем, доказавшим гениальность оперы, была постановка 1897 г. с участием Шаляпина. Только благодаря Шаляпину в 1911 г. осуществилась постановка «Хованщины» на сцене Мариинского театра под управлением А. Коутса (Шаляпин - Досифей, И. Ершов - Голицын, П. Андреев -Шакловитый, В. Шаронов - Хованский, Е. Збруева - Марфа). Спектакль стал поворотным в сценической судьбе оперы.
-
Содержание
- Музыкальный Романтизм 19 века
- Романтизм
- Причины возникновения
- Новые музыкальные жанры
- Отражение национальных чёрт в музыке
- Отношение романтиков к современности и прошлому.
- Программность в музыке 19 века
- Значение тональности h-moll. Произведения в си-миноре
- Роль бытовой музыки в искусстве 19 века
- Итальянская опера в Европе. 19 век.
- Опера в Германии. 19 век
- Французская опера в 19 веке.
- Русская опера в 19 веке.
- Найти общие черты в операх Вебера «Волшебный стрелок» и Россини «Вильгельм Телль».
- Увертюра и интродукция в опере 19 века.
- Оперная реформа Вагнера. Суть музыкальной драмы Вагнера
- Тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга» - основные идеи, формы и новшество в оркестре.
- Фортепианные циклы 19 века.
- Роль Шумана в первой половине 19 века в немецкой музыке.
- Музыкально-литературная деятельность Шумана
- Камерные ансамбли в творчестве: Шумана, Шуберта, Брамса
- Влияние песни на другие жанры.
- Песенные циклы в творчестве композиторов 19 века.
- Вокально-симфонические крупные формы.
- Развитие оркестровой музыки. Новые регистры, новые приёмы использования инструментов, новые приёмы игры.
- Развитие Симфонии. Бетховен – Шуберт – Берлиоз - Мендельсон – Лист – Брукнер – Брамс – Чайковский.
- В каких симфониях 19 века использован вокал?
- Этюды в творчестве Шопена и Листа.
- Развитие инструментального концерта в музыке 19 века. Трактовка циклов, сольная каденция. (Бетховен - Мендельсон - Лист - Брамс).
- Соната (соло и дуо).
- Вариации: Бетховен – ор. 34; Шуман – ор. 13; Брамс – ор. 24, 35, 56, 98; Чайковский – ор. 33.
- Музыкальное образование в Европе в 19 веке. (муз. Учреждения).
- Музыкальные издательства
- Каких композиторов были издатели Симрок и Юргенсон.
- Выдающиеся интерпреты 19 века.
- Эдуард Ханслик (1825-1904).
- Баллада, скерцо, рапсодия в творчестве композиторов 19 века.
- Музыкальные события и написанные произведения в 1876 году.
- Фауст в музыке 19 века.
- Дополненительные вопросы
- Балеты Чайковского
- Э. Гофман (опера Ундина)
- Перечислить композиторов Франции 19 века.
- Симфонии Брамса, что нового в форме?
- Шуберт, симфония си-минор
- Музыкальный язык Листа. Новые жанры
- Монотематизм в творчестве Листа
- Фортепианные циклы Шумана
- Шуберт.
- Масштаб и значение.
- Тексты.
- Композиционная техника.
- Дальнейшее развитие песни в творчестве Шуберта.
- Инструментальное сопровождение песен
- Новая трактовка сонатно-симфонического цикла
- Оперы Мусоргского
- Симфонизм Брукнера
- Вопросы, которые попались мне на экзамене (билет № 4)