Развитие оркестровой музыки. Новые регистры, новые приёмы использования инструментов, новые приёмы игры.
Духовые инструменты менялись и приобретали свой нынешний вид до конца 19 века (заслуга Бема). Уходит basso continuo. Ко времени появления Моцартовских симфоний оркестр приобрел состав называемый парным. Достаточно мягкое звучание, медные духовые (тогда: валторны и трубы) вступают только в tutti (игра всего оркестра), ведущая роль опять же - скрипки. Деревянные духовые (флейты, гобои, фаготы) проводят темы значительно реже (это называется solo, солирующий инструмент), часто обеспечивают гармоническую поддержку.
Бетховена делает оркестр мощнее, добавляет новые инструменты, появляется знак ff (оччень громко). Появляются тромбоны (в количестве трех - зловещие и тоже громкие) и флейта-пикколо (высокая). Приходит черёд романтизма (буря страстей, эмоции на пределе, страстные чувства т.д.). И снова увеличивается состав - труба-пикколо (т.е. высокая), колокола, там-там - это только примеры. Естественно, чтобы струнная группа «выжила» ее тоже приходится увеличивать (почти в 2 раза). Т.е. оркестр вырастает до 90 человек.
Часто у меня возникает ощущение, что композиторам и не нужны были такие громадные составы для выражения своих музыкальных мыслей, это просто что-то типа игры кто больше? Берлиоз написал 6 труб? а мы 8, да ещё ударных, ударных побольше!!!! А я ко всему этому еще и ХОР. Громче, громче!!!! Начинают расти требования от музыкантов - если раньше композитору достаточно было написать всем ff (очень громко), то теперь они пишут fff (очень очень громко), ffff (очень-очень-очень громко), con tutta forza (со всей силы). У Шнитке я собственными глазами видела fffffffff (9 "очень").
Использование фагота: в 19 веке у Бетховена и Вебера фагот сделался индивидуальным голосом оркестра, а каждый из последующих мастеров находил в нем новые свойства. Мейербер в «Роберте-Дьяволе» заставил фаготы изображать «гробовой хохот, от которого мороз подирает по коже» (слова Берлиоза). Римский-Корсаков в «Шахеразаде» (рассказ Календера-царевича) обнаружил в фаготе поэтичного рассказчика. В этом последнем амплуа фагот выступает особенно часто - поэтому, наверное, Томас Манн назвал фагот «пересмешником». Примеры можно найти в «Юмористическом скерцо» для четырех фаготов и в «Пете и волке» Прокофьева, где фаготу поручена «роль» Дедушки, или в начале финала Девятой симфонии Шостаковича.
Контрфагот: Композиторы 19 столетия - Римский-Корсаков, Брамс - обращались к контрфаготу обычно для усиления баса. Но порой для него пишут интересные соло. Равель, например, в «Беседе красавицы и чудовища» (балет «Моя мать гусыня») поручил ему голос чудовища.
Со второй половины 19 века группа тромбонов дополняется басовым инструментом - тубой. Вместе три тромбона и туба образуют квартет «тяжелой меди». Туба была построена во второй четверти 19 века в Германии. Во время игры исполнитель держит инструмент перед собой раструбом вверх.
Труба возвещала начало шествий, маршей, торжественных празднеств и охот. Больше других и по-новому пользовался трубами Вагнер. Их тембр почти всегда связан в его операх с рыцарской романтикой и героикой.
Бубен, появился в симфоническом оркестре в 19 веке.
- Музыкальный Романтизм 19 века
- Романтизм
- Причины возникновения
- Новые музыкальные жанры
- Отражение национальных чёрт в музыке
- Отношение романтиков к современности и прошлому.
- Программность в музыке 19 века
- Значение тональности h-moll. Произведения в си-миноре
- Роль бытовой музыки в искусстве 19 века
- Итальянская опера в Европе. 19 век.
- Опера в Германии. 19 век
- Французская опера в 19 веке.
- Русская опера в 19 веке.
- Найти общие черты в операх Вебера «Волшебный стрелок» и Россини «Вильгельм Телль».
- Увертюра и интродукция в опере 19 века.
- Оперная реформа Вагнера. Суть музыкальной драмы Вагнера
- Тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга» - основные идеи, формы и новшество в оркестре.
- Фортепианные циклы 19 века.
- Роль Шумана в первой половине 19 века в немецкой музыке.
- Музыкально-литературная деятельность Шумана
- Камерные ансамбли в творчестве: Шумана, Шуберта, Брамса
- Влияние песни на другие жанры.
- Песенные циклы в творчестве композиторов 19 века.
- Вокально-симфонические крупные формы.
- Развитие оркестровой музыки. Новые регистры, новые приёмы использования инструментов, новые приёмы игры.
- Развитие Симфонии. Бетховен – Шуберт – Берлиоз - Мендельсон – Лист – Брукнер – Брамс – Чайковский.
- В каких симфониях 19 века использован вокал?
- Этюды в творчестве Шопена и Листа.
- Развитие инструментального концерта в музыке 19 века. Трактовка циклов, сольная каденция. (Бетховен - Мендельсон - Лист - Брамс).
- Соната (соло и дуо).
- Вариации: Бетховен – ор. 34; Шуман – ор. 13; Брамс – ор. 24, 35, 56, 98; Чайковский – ор. 33.
- Музыкальное образование в Европе в 19 веке. (муз. Учреждения).
- Музыкальные издательства
- Каких композиторов были издатели Симрок и Юргенсон.
- Выдающиеся интерпреты 19 века.
- Эдуард Ханслик (1825-1904).
- Баллада, скерцо, рапсодия в творчестве композиторов 19 века.
- Музыкальные события и написанные произведения в 1876 году.
- Фауст в музыке 19 века.
- Дополненительные вопросы
- Балеты Чайковского
- Э. Гофман (опера Ундина)
- Перечислить композиторов Франции 19 века.
- Симфонии Брамса, что нового в форме?
- Шуберт, симфония си-минор
- Музыкальный язык Листа. Новые жанры
- Монотематизм в творчестве Листа
- Фортепианные циклы Шумана
- Шуберт.
- Масштаб и значение.
- Тексты.
- Композиционная техника.
- Дальнейшее развитие песни в творчестве Шуберта.
- Инструментальное сопровождение песен
- Новая трактовка сонатно-симфонического цикла
- Оперы Мусоргского
- Симфонизм Брукнера
- Вопросы, которые попались мне на экзамене (билет № 4)