logo
Музыкальный романтизм 19 в

Соната (соло и дуо).

Соната в творчестве Бетховена достигает такой неумолимой логики развития и драматургической напряженности, которые не были превзойдены авторами последующих поколений. Особенно это относится к 32 фортепианным сонатам, среди которых наиболее популярны такие шедевры, как Патетическая, Вальдштейновская и Аппассионата. Бетховен открыл и столь всесторонне использовал многообразные возможности сонатной формы, что его творчество знаменует кульминацию классической идеи сонаты, и начало ее распада. Несмотря на необычайную красоту гармонического и мелодического языка и обилие драматургически выразительных эпизодов, сонаты последователя Бетховена – Ф.Шуберта (для солирующих инструментов и фортепианных дуэтов) исполняются не столь часто, как они того заслуживают.

Современная соната. До 1845 были созданы четыре фортепианные сонаты Вебером и по три фортепианные сонаты – Ф.Мендельсоном, Р.Шуманом и Ф.Шопеном; хотя упомянутые композиторы сознательно стремились к продолжению классических традиций, эти сочинения обозначили начало романтической эпохи, когда богатство гармонического и мелодического письма взяли верх над логикой развития в классической форме. Превосходный образец чисто романтической сонаты являет собой фортепианная Соната си-минор (1854) Ф. Листа, где все части обычного сонатного цикла объединены в сквозной одночастной композиции. С другой стороны, 10 виртуозных сонат И.Брамса (1833–1897) для фортепиано, скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, кларнета и фортепиано демонстрируют новаторское претворение классических принципов художником романтической эпохи.

Doppel-Sonate - двойная соната, написанная для двух самостоятельно третированных инструментов