logo
Музыкальный романтизм 19 в

Инструментальное сопровождение песен

Мелодическое богатство отражается в сопровождении не меньше, чем в голосе. Фортепианное сопровождение активное и самостоятельное. Часто 2 партии сплетаются между собой в полифонии. Форт. сопровождение добавляет что-то со своей стороны, углубляет основное настроение, часто занимает место дирижёра. С удивительной ясностью зарождаются конкретные образы – жужжание прялки («Грете за прялкой»), дикое наездничество в тёмную ночь («Лесная нимфа»), шарманка («Шарманка») движение рыбы в воде ("Forell"), рожок почтальона («Почта»), отдаляющиеся шаги человека («Спокойной ночи»), далёкое гавканье собак («В гостях») и т.д. Так вспоминается фортепианное сопровождение в песни «Смерть и девушка» в хорале, в песни «Серенада» гитарное сопровождение и т.д. Во многих песнях присутствует масштабное фортепианное вступление, кода, где создаётся и завершается эмоциональность произведения.

Уже Бетховен оценил в песнях Шуберта таинственные «божественные сопровождения». Лист многие из сопровождений аранжировал для фортепиано.

Звук и слово очень натуральны у Шуберта (он читал стихотворение до тех пор пока в голове у него возникала мелодия). Использовал таких авторов как Гёте, Шиллер. Форт. сопровождение является равнозначным партнёром песне. Песни рассказывают о любви, природе, исканиях и о смерти. Шуберт первый в муз. истории объединил песни в сюжетный цикл.