logo
Музыкальный романтизм 19 в

Русская опера в 19 веке.

Популярность в России оперного жанра возрастает. Опера была вершиной устремлений русских композиторов 19 в., и даже те из них, кто не оставил ни одного сочинения в этом жанре (например, М.А.Балакирев, А.К.Лядов), в течение долгих лет обдумывали оперные проекты. Причины этого ясны: во-первых, опера была жанром, который давал возможность «говорить языком масс»; во-вторых, опера позволяла освещать крупные исторические, психологические и прочие проблемы, занимавшие умы русских людей в 19 в.; наконец, в молодой профессиональной культуре имелось сильное тяготение к жанрам, включавшим вместе с музыкой слово, сценическое движение, живопись. Кроме того, уже сложилась определенная традиция – наследие, оставленное в музыкально-театральном жанре 18 в.

Первая четверть 19 века – эпоха расцвета русского балета; в 1800-х годах в Петербурге существовало четыре театральные труппы – русская, французская, немецкая и итальянская, из которых первые три ставили и драму и оперу, последняя – только оперу; по несколько трупп работало и в Москве. Самой устойчивой оказалась итальянская антреприза – даже в начале 1870-х годах молодой Чайковский, вынужден был бороться за приличное положение московской русской оперы в сравнении с итальянской; «Раек» Мусоргского, в одном из эпизодов которого высмеивается страсть петербургской публики и критики к знаменитым итальянским певцам, тоже написан на рубеже 1870-х годов.

Глинка: «Жизнь за царя» (Опера в четырёх действиях с эпилогом (семи картинах); либретто Г. Розена (современный текст С. М. Городецкого). Первая постановка: Петербург, 9 декабря 1836 года, Мариинский театр.), «Руслан и Людмила» (Опера в пяти действиях; либретто композитора и В. Ширкова по одноимённой поэме А. С. Пушкина.Первая постановка: Петербург, 27 ноября 1842 года.)

Бородин «Князь Игорь» (Опера в четырех действиях с прологом; либретто композитора по русской эпической поэме "Слово о полку Игореве". Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 23 октября 1890 года под управлением К. Кучеры).

Даргомыжский «Русалка» (Опера в четырёх действиях; либретто композитора по драматической поэме А. С. Пушкина. Первая постановка: Петербург, 4 мая 1856 года.), «Гость из камня» (незаконченная).

Муссоргский «Борис Годунов» (Опера в четырёх актах с прологом; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А. С. Пушкина и «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года).

«Хованщина» - опера (народная музыкальная драма) в 5 действиях, 6 картинах. Либретто композитора. Первая постановка: В Петербурге: силами любителей (в зале Кононова), 9 февраля 1886 г. в Москве: Частная опера (Шаляпин - Досифей), 12 ноября 1897 г. Мусоргский работал над оперой с 1872 по 1880 г., но умер, не завершив финала и не сделав инструментовки - за исключением двух фрагментов: вступления к опере ("Рассвет на Москва-реке") и песни Марфы из 3-го действия ("Исходила младёшенька..."). Труд этот после его смерти осуществил Н.Римский-Корсаков - но при этом с сильными переделками музыкального языка Мусоргского. Заслуга Римского-Корсакова, завершившего оперу велика. Не будь его, «Хованщина» не утвердилась бы на сцене.

Чайковский «Евгений Онегин» (Лирические сцены в трёх действиях; либретто П. И. Чайковского и К. С. Шиловского по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.), «Пиковая дама» (Опера в трёх действиях, семи картинах; либретто М. И. Чайковского при участии композитора по одноименной повести А. С. Пушкина. Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 7 декабря 1890 года, под управлением Э. Направника), «Иоланта» (Лирическая опера в одном действии; либретто М. Чайковского по драме Г. Герца «Дочь короля Рене». Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 6 декабря 1892 года, под управлением Э. Направника.)