Камерные ансамбли в творчестве: Шумана, Шуберта, Брамса
Шуберт
Камерные произведения раскрывают внутренний мир композитора; кроме того, в них ярко отражается дух его любимой Вены. Нежность и поэтичность натуры Шуберта запечатлены в шедеврах, которые принято называть «семью звёздами» его камерного наследия.
Квинтет Форель – очаровательные мелодии и жизнерадостные ритмы принесли сочинению большую популярность. Пятью годами позже появились 2 струнных квартета: квартет ля-минор (ор. 29), воспринимающийся многими как исповедь композитора, и квартет «Девушка и смерть», где мелодичность и поэтичность соединяются с глубоким трагизмом. Последний шубертовский квартет соль-мажор квартет, как и симфония до-мажор, – абсолютные вершины творчества Шуберта. Лирико-драматический характер ранних квартетов свойствен и квинтету до-мажор (1828), но он не может сравниться по совершенству с квартетом соль-мажор.
Октет - романтическое истолкование жанра классической сюиты. Употребление дополнительных деревянных духовых даёт композитору повод для сочинения трогательных мелодий, создания красочных модуляций, в которых воплощается добродушно-уютный шарм старой Вены. Оба шубертовских трио – ор. 99, си-бемоль мажор и ор. 100, ми-бемоль мажор – имеют как сильные, так и слабые стороны: структурная организация и красота музыки первых двух частей покоряют слушателя, в то время как финалы обоих циклов кажутся чересчур легковесными.
Шуман
Три струнных квартета
Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор, соч. 4
Фортепианный квартет ми-бемоль мажор, соч. 47
В 1842 году Шуман обратился к камерной музыке: в один месяц он написал 3 квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио.
Брамс
Камерные ансамбли. Весьма важное значение имеют в творчестве Брамса камерные инструментальные ансамбли. Этому роду музыки Брамс уделял большое внимание во все периоды своего творчества и писал крупные циклические произведения для различных ансамблей: 3 струнных квартета, фортепианные квартеты, струнный секстет, фортепианный квинтет, фортепианные трио, трио с валторной, квинтет с кларнетом, сонаты для скрипки и фортепиано. Эти произведения Брамса восходят к бетховенской традиции в области камерной (особенно квартетной) музыки. Но, конечно, при всей мелодической яркости и полифоническом мастерстве мир идей здесь уже, чем у Бетховена. Однако такие произведения Брамса, как ля-минорный струнный квартет, или соль-минорный фортепианный квартет (с венгерско-цыганским финалом), или фа-минорный фортепианный квинтет, принадлежат к лучшим произведениям такого рода.
- Музыкальный Романтизм 19 века
- Романтизм
- Причины возникновения
- Новые музыкальные жанры
- Отражение национальных чёрт в музыке
- Отношение романтиков к современности и прошлому.
- Программность в музыке 19 века
- Значение тональности h-moll. Произведения в си-миноре
- Роль бытовой музыки в искусстве 19 века
- Итальянская опера в Европе. 19 век.
- Опера в Германии. 19 век
- Французская опера в 19 веке.
- Русская опера в 19 веке.
- Найти общие черты в операх Вебера «Волшебный стрелок» и Россини «Вильгельм Телль».
- Увертюра и интродукция в опере 19 века.
- Оперная реформа Вагнера. Суть музыкальной драмы Вагнера
- Тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга» - основные идеи, формы и новшество в оркестре.
- Фортепианные циклы 19 века.
- Роль Шумана в первой половине 19 века в немецкой музыке.
- Музыкально-литературная деятельность Шумана
- Камерные ансамбли в творчестве: Шумана, Шуберта, Брамса
- Влияние песни на другие жанры.
- Песенные циклы в творчестве композиторов 19 века.
- Вокально-симфонические крупные формы.
- Развитие оркестровой музыки. Новые регистры, новые приёмы использования инструментов, новые приёмы игры.
- Развитие Симфонии. Бетховен – Шуберт – Берлиоз - Мендельсон – Лист – Брукнер – Брамс – Чайковский.
- В каких симфониях 19 века использован вокал?
- Этюды в творчестве Шопена и Листа.
- Развитие инструментального концерта в музыке 19 века. Трактовка циклов, сольная каденция. (Бетховен - Мендельсон - Лист - Брамс).
- Соната (соло и дуо).
- Вариации: Бетховен – ор. 34; Шуман – ор. 13; Брамс – ор. 24, 35, 56, 98; Чайковский – ор. 33.
- Музыкальное образование в Европе в 19 веке. (муз. Учреждения).
- Музыкальные издательства
- Каких композиторов были издатели Симрок и Юргенсон.
- Выдающиеся интерпреты 19 века.
- Эдуард Ханслик (1825-1904).
- Баллада, скерцо, рапсодия в творчестве композиторов 19 века.
- Музыкальные события и написанные произведения в 1876 году.
- Фауст в музыке 19 века.
- Дополненительные вопросы
- Балеты Чайковского
- Э. Гофман (опера Ундина)
- Перечислить композиторов Франции 19 века.
- Симфонии Брамса, что нового в форме?
- Шуберт, симфония си-минор
- Музыкальный язык Листа. Новые жанры
- Монотематизм в творчестве Листа
- Фортепианные циклы Шумана
- Шуберт.
- Масштаб и значение.
- Тексты.
- Композиционная техника.
- Дальнейшее развитие песни в творчестве Шуберта.
- Инструментальное сопровождение песен
- Новая трактовка сонатно-симфонического цикла
- Оперы Мусоргского
- Симфонизм Брукнера
- Вопросы, которые попались мне на экзамене (билет № 4)