Опера в Германии. 19 век
Вебер: "Немая лесная девушка" (1789 в Фрайнбурге премьера первой юношеской оперы), "Волшебный стрелок" (Премьера состоялась 18 июня 1821 года в Berliner Schauspielhaus.) Оперу часто называют «первой немецкой национальной оперой», что не подтверждено музыкально-историческим анализом), "Эврианта" (1823), "Оберон" (1826). Эврианта явилась попыткой создать музыкальную драму, и это произведение оказало значительное влияние на вагнеровского Лоэнгрина. Но тяжело больной к этому времени композитор не вполне справился с трудностями поставленной им задачи, и Эврианта имела лишь непродолжительный успех (популярной стала лишь увертюра к опере). То же самое относится к Оберону, созданному по мотивам комедий Шекспира «Буря и Сон в летнюю ночь». Хотя в этой опере есть восхитительная музыка эльфов, прелестные картины природы и увлекательная песня русалок во втором акте, в наше время исполняется лишь вдохновенная увертюра к Оберону. Среди сочинений Вебера в других жанрах можно отметить два фортепианных концерта и часто исполняемый концертштюк для фортепиано с оркестром; четыре сонаты; несколько циклов вариаций и знаменитое Приглашение к танцу для фортепиано соло (позже инструментованное Гектором Берлиозом).
Абсолютной вершины немецкая опера достигла в творчестве Р.Вагнера (1813–1883), в ранних произведениях которого заметно влияние Вебера и Маршнера, а также Спонтини и Керубини. Первая опера композитора – «Риенци» (1842) – была вполне традиционным произведением во французском героическом вкусе. Значительный шаг к воплощению новой идеи «музыкальной драмы» Вагнер сделал в «Летучем голландце» (1843). Хотя эта опера «номерная», что типично для итальянского стиля, «номера» здесь тяготеют скорее к слиянию, чем к разделению, и внутри актов действие развивается непрерывно. В Летучем голландце появляется и главная философская тема Вагнера – искупление через женскую любовь. Текст либретто композитор написал сам. В «Тангейзере» (1845) и «Лоэнгрине» (1850) слушатель погружается в мир древних германских легенд. В этих операх вокальное письмо сочетается с развитием музыкального тематизма в оркестре, и уже широко используются лейтмотивы («ведущие мотивы»), главные мелодические идеи: краткие, постоянно возвращающиеся фразы, связанные с конкретными героями, предметами или понятиями. Следующим шагом было сплетение подобных лейтмотивов в единую ткань, в результате чего центр музыкального действия сместился в симфоническую сферу. Наконец, новый метод был поставлен на скандинавский эпос, восходившем, как полагал Вагнер, ко времени зарождения германского этноса.
Вагнер: «Нимфа», «Запрет любви» (на примере) «Риенци» (Опера в пяти действиях; либретто автора по роману Э. Булвер-Литтона «Риенци, последний из римских трибунов». Премьера: Дрезден, 20 октября 1842 года; на русской сцене - Петербург, Мариинский театр, 22 октября 1879 года, под управлением Э. Направника), «Летучий голландец» (Опера в трёх действиях. Либретто композитора по народной легенде и новелле Г. Гейне «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского». Первое представление: Дрезден, 2 января 1843 года.), «Taнгейзер», «Лоэнгрин» (Романтическая опера в трёх действиях; либретто автора. Первая постановка: Веймар, Придворный театр, 28 августа 1850 года.), «Тристан и Изольда»(Опера в трёх действиях; либретто автора. Первая постановка: Мюнхен, Придворный театр, 10 июня 1865 года), тетралогия «Кольцо Нибелунга» (Торжественное сценическое представление с прологом ("предвечерьем") для трёх дней; либретто автора. Пролог: «Золото Рейна». Первый день: «Валькирия». Второй день: «Зигфрид». Третий день: «Гибель богов».), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (Опера в трёх действиях; либретто автора. Первая постановка: Мюнхен, Придворный театр, 21 июня 1868 года), «Парсифаль» (Драматическая мистерия в трёх действиях; либретто автора. Первое представление: Байрёйт, "Фестшпильхаус", 26 июля 1882 года.).
«Тристан и Изольда». Легенда о Тристане и Изольде имеет кельтское происхождение, но получила широкое распространение в обработке как средневековых, так и позднейших авторов. Вагнер был знаком с романом Готфрида Страсбургского «Тристан» (XIII век), а также с произведениями Августа фон Платена, Карла Риттера и Юлиуса Мозена, использовавшими этот сюжет. Настроения, господствующие в вагнеровской драме, близки «Гимнам к ночи» Новалиса.
Замысел произведения сформировался у Вагнера к середине 1850-х годов, в сентябре 1857 г. был готов текст, в августе 1859 г. – партитура. Но постановка «Тристана» постоянно откладывалась, в том числе и потому, что это новое и непривычное произведение было объявлено неисполнимым (так, Венская опера отказалась от него в 1863 г. после многочисленных репетиций).
В конце концов, премьера «Тристана и Изольды» состоялась 10 июня 1865 г. В Национальном театре в Мюнхене, заглавные партии исполняли Людвиг и Мальвина Шнорр фон Карольсфельд. Первая постановка в рамках Байройтского фестиваля состоялась в 1886 г. под управлением Феликса Моттля. Краткое содержание: С давних пор король Корнуолла Марк платил дань Ирландии. Но однажды вместо дани ирландцы получили голову своего лучшего воина Морольда, убитого в поединке племянником короля Марка, Тристаном. Невеста убитого, Изольда, поклялась в вечной ненависти к Тристану. Но случилось так, что белокурую Изольду решил взять в жёны король Марк, и привезти её для своего дяди из Ирландии должен был Тристан. В пути молодые люди полюбили друг друга. Но, поскольку их любовь была запретной, Изольда приказала своей верной служанке и подруге Брангене приготовить смертельный напиток, чтобы умереть вместе с Тристаном. Верная Брангена, чтобы спасти свою госпожу, наливает вместо напитка смерти любовный напиток. Тристан и Изольда пьют из одного кубка, и непобедимая страсть охватывает их. Король Марк женится на Изольде, но чувства влюблённых друг к другу не гаснут. Влияние Шопенгауера замечено в концепции «Тристана и Изольды». Не писал о любви, писал только о её страданиях: не воспевает жизнь. Также личные переживания автора: Вагнер жил какое-то время у своего друга и влюбился в его жену. Матильда тоже полюбила его, но не предала мужа. Вагнер уходит в музыку с головой. 1857-1858 г. В. Написал 5 лирических романсов на тексты Матильды. К этому времени завершён текст «Тристана и Изольды», а в следующем году партитура.
- Музыкальный Романтизм 19 века
- Романтизм
- Причины возникновения
- Новые музыкальные жанры
- Отражение национальных чёрт в музыке
- Отношение романтиков к современности и прошлому.
- Программность в музыке 19 века
- Значение тональности h-moll. Произведения в си-миноре
- Роль бытовой музыки в искусстве 19 века
- Итальянская опера в Европе. 19 век.
- Опера в Германии. 19 век
- Французская опера в 19 веке.
- Русская опера в 19 веке.
- Найти общие черты в операх Вебера «Волшебный стрелок» и Россини «Вильгельм Телль».
- Увертюра и интродукция в опере 19 века.
- Оперная реформа Вагнера. Суть музыкальной драмы Вагнера
- Тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга» - основные идеи, формы и новшество в оркестре.
- Фортепианные циклы 19 века.
- Роль Шумана в первой половине 19 века в немецкой музыке.
- Музыкально-литературная деятельность Шумана
- Камерные ансамбли в творчестве: Шумана, Шуберта, Брамса
- Влияние песни на другие жанры.
- Песенные циклы в творчестве композиторов 19 века.
- Вокально-симфонические крупные формы.
- Развитие оркестровой музыки. Новые регистры, новые приёмы использования инструментов, новые приёмы игры.
- Развитие Симфонии. Бетховен – Шуберт – Берлиоз - Мендельсон – Лист – Брукнер – Брамс – Чайковский.
- В каких симфониях 19 века использован вокал?
- Этюды в творчестве Шопена и Листа.
- Развитие инструментального концерта в музыке 19 века. Трактовка циклов, сольная каденция. (Бетховен - Мендельсон - Лист - Брамс).
- Соната (соло и дуо).
- Вариации: Бетховен – ор. 34; Шуман – ор. 13; Брамс – ор. 24, 35, 56, 98; Чайковский – ор. 33.
- Музыкальное образование в Европе в 19 веке. (муз. Учреждения).
- Музыкальные издательства
- Каких композиторов были издатели Симрок и Юргенсон.
- Выдающиеся интерпреты 19 века.
- Эдуард Ханслик (1825-1904).
- Баллада, скерцо, рапсодия в творчестве композиторов 19 века.
- Музыкальные события и написанные произведения в 1876 году.
- Фауст в музыке 19 века.
- Дополненительные вопросы
- Балеты Чайковского
- Э. Гофман (опера Ундина)
- Перечислить композиторов Франции 19 века.
- Симфонии Брамса, что нового в форме?
- Шуберт, симфония си-минор
- Музыкальный язык Листа. Новые жанры
- Монотематизм в творчестве Листа
- Фортепианные циклы Шумана
- Шуберт.
- Масштаб и значение.
- Тексты.
- Композиционная техника.
- Дальнейшее развитие песни в творчестве Шуберта.
- Инструментальное сопровождение песен
- Новая трактовка сонатно-симфонического цикла
- Оперы Мусоргского
- Симфонизм Брукнера
- Вопросы, которые попались мне на экзамене (билет № 4)