Новая трактовка сонатно-симфонического цикла
Сонатно-симфонический цикл - циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (соната, симфония, концерт, трио, квартет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (обычно первую) излагать в сонатной форме. От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития. Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны и небольшие, камерные произведения, и огромные по масштабу и времени звучания (в жанре симфонии).
Концерт Мендельсона для скрипки с оркестром ор. 64 е-moll (1838, вторая редакция-1844) 1-ая часть идёт плавно: через II-ую и II III-юю, чтобы части не были автономными. Фагот играет одну ноту, в течении которой заканчивается I-ая и начинается II-я часть. Присутствует каденция. Нет оркестровой композиции, только пару аккордов и сразу же вступление солиста.
Лист – 1-частный форт. концерт (всего у Листа 2 концерта для ф-но: 1-ый в es-duur, 2-ой в H-duur, «Пляска смерти»). Его концерты и «Пляска смерти» – это образцы романтической одночастной формы. Их появление обосновано, с одной стороны многочастным сонатно-симфоническим циклом в единую композицию, (не только в музыке Листа, но и в произведениях Шумана, Шопена;) с другой стороны, – причинами влияния программности. Первый концерт – энциклопедия фортепианного стиля и формы Листа. В небольшой одночастной форме принципы свободной композиции сочетаются с закономерностями сонатной формы. В концерте 4 раздела; последний – реприза первого (построены на одной теме; звучат в одной тональности ми-бемоль мажор). Контраст оркестра и каденция фортепианных пассажей неоднократно встречается в последующих сочинениях для фортепиано с оркестром. Первый раздел – условная «экспозиция» сонаты, однако его композиция несравненно свободнее «сонатного канона» и скорее напоминает рондо. Второй (в тональности си-мажор) и третий (в тональности ми-бемоль минор) части концерта напоминают, медленную часть сонатного цикла. Второй раздел – лирический центр концерта: первая его тема напоминает многочисленные листовские ноктюрны; вторая привносит элемент пасторальности. Тема третьего раздела контрастна главной теме второй и родственна ей интонационно: подобная трансформация – один из многочисленных примеров монотематического принципа, свойственного музыке романтиков. Финальный раздел подобна репризе сонатной формы. При этом повторена лишь главная тема; в качестве побочной использована вторая тема медленного раздела. Именно она является результатом развития лирической линии концерта. Трудно переоценить влияние Первого концерта Листа на последующие сочинения в этом жанре. Помимо общих принципов композиции (сочетания черт сонатного цикла и свободной композиции, типичных тематических контрастов), имеются и почти буквальные совпадения: к примеру, между упомянутой второй темой медленного раздела – и одной из побочных тем первой части Первого фортепианного концерта Чайковского.
Соната h-moll Листа – одночастная.
Берлиоз «Фантастическая симфония» - 5 частей.
Шуберт симфония №8 - 2 части
- Музыкальный Романтизм 19 века
- Романтизм
- Причины возникновения
- Новые музыкальные жанры
- Отражение национальных чёрт в музыке
- Отношение романтиков к современности и прошлому.
- Программность в музыке 19 века
- Значение тональности h-moll. Произведения в си-миноре
- Роль бытовой музыки в искусстве 19 века
- Итальянская опера в Европе. 19 век.
- Опера в Германии. 19 век
- Французская опера в 19 веке.
- Русская опера в 19 веке.
- Найти общие черты в операх Вебера «Волшебный стрелок» и Россини «Вильгельм Телль».
- Увертюра и интродукция в опере 19 века.
- Оперная реформа Вагнера. Суть музыкальной драмы Вагнера
- Тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга» - основные идеи, формы и новшество в оркестре.
- Фортепианные циклы 19 века.
- Роль Шумана в первой половине 19 века в немецкой музыке.
- Музыкально-литературная деятельность Шумана
- Камерные ансамбли в творчестве: Шумана, Шуберта, Брамса
- Влияние песни на другие жанры.
- Песенные циклы в творчестве композиторов 19 века.
- Вокально-симфонические крупные формы.
- Развитие оркестровой музыки. Новые регистры, новые приёмы использования инструментов, новые приёмы игры.
- Развитие Симфонии. Бетховен – Шуберт – Берлиоз - Мендельсон – Лист – Брукнер – Брамс – Чайковский.
- В каких симфониях 19 века использован вокал?
- Этюды в творчестве Шопена и Листа.
- Развитие инструментального концерта в музыке 19 века. Трактовка циклов, сольная каденция. (Бетховен - Мендельсон - Лист - Брамс).
- Соната (соло и дуо).
- Вариации: Бетховен – ор. 34; Шуман – ор. 13; Брамс – ор. 24, 35, 56, 98; Чайковский – ор. 33.
- Музыкальное образование в Европе в 19 веке. (муз. Учреждения).
- Музыкальные издательства
- Каких композиторов были издатели Симрок и Юргенсон.
- Выдающиеся интерпреты 19 века.
- Эдуард Ханслик (1825-1904).
- Баллада, скерцо, рапсодия в творчестве композиторов 19 века.
- Музыкальные события и написанные произведения в 1876 году.
- Фауст в музыке 19 века.
- Дополненительные вопросы
- Балеты Чайковского
- Э. Гофман (опера Ундина)
- Перечислить композиторов Франции 19 века.
- Симфонии Брамса, что нового в форме?
- Шуберт, симфония си-минор
- Музыкальный язык Листа. Новые жанры
- Монотематизм в творчестве Листа
- Фортепианные циклы Шумана
- Шуберт.
- Масштаб и значение.
- Тексты.
- Композиционная техника.
- Дальнейшее развитие песни в творчестве Шуберта.
- Инструментальное сопровождение песен
- Новая трактовка сонатно-симфонического цикла
- Оперы Мусоргского
- Симфонизм Брукнера
- Вопросы, которые попались мне на экзамене (билет № 4)