logo
Музыкальный романтизм 19 в

Увертюра и интродукция в опере 19 века.

Увертюра (франц. ouverture, от лат. apertura - открытие, начало) - инструментальное вступление к крупному произведению (опере, балету, оратории, театральному спектаклю), а также самостоятельное сочинение. Первой оперной увертюрой считается фанфарная «Токката», открывающая оперу Монтеверди «Орфей» (1607).

В середине 17 века в творчестве Ж. Б. Люлли установился тип французской увертюры, состоявшей из вступительной медленной и быстрой фигурированной частей.

Во 2-й половине 17 века в неаполитанской оперной школе сложился тип 3-частной итальянской увертюры (sinfonia), в которой крайние части быстрые, средняя - медленная, певучая.

В немецкой музыке 1-й половины 18 века франц. увертюра применялась, помимо опер и кантат, в сюитах, причём увертюрой могло называться и всё сочинение.

Во 2-й половине 18 - начале 19 века увертюра приобрела новые черты: использование материала из сцен оперы; сонатная форма, обобщение основного характера драм. конфликта. Многие из увертюр нового типа стали фактически концертными пьесами.

Во 2-й половине 19 века получило распространение более или менее краткое несонатное вступление к опере. Характеру оперетты соответствует увертюра-попурри. В 20 веке увертюры часто создаются как самостоятельные произведения.

Интродукция (от лат. introductio - введение) - род короткой оперной или балетной увертюры, а также оркестровое вступление к отдельному акту оперы. 2) Вокальный ансамбль или хоровая сцена в опере, непосредственно следующая за увертюрой и открывающая собой первое действие оперы (например, в операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки)