logo
Музыкальный романтизм 19 в

Развитие инструментального концерта в музыке 19 века. Трактовка циклов, сольная каденция. (Бетховен - Мендельсон - Лист - Брамс).

Концерт - (от итал. concertare - состязаться) - крупное музыкальное произведение виртуозного характера для 1 или нескольких исполнителей-солистов в сопровождении оркестра. Он представляет собой 3-частный цикл, в котором, в отличие от обычного сонатно-симфонического цикла, отсутствует скерцо (менуэт). В 1-й части применяется т. н. двойная экспозиция - сначала темы проводятся в оркестре, затем у солиста с участием оркестра. После репризы 1-й части (иногда и 3-й части) имеется сольная каденция. Это виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте; как бы свободная фантазия на темы концерта. В эпоху венских классиков сочинение или импровизация каденций предоставлялись исполнителю. Впоследствии (начиная с Бетховена) композиторы, стремясь к структурно-стилистическому единству сочинения, сами стали создавать и записывать каденции для своих концертов. Бетховен утвердил практику сочинения каденций самим композитором. Развивая классический тип инструментального концерта, Бетховен симфонизировал жанр, создав новый тип концерта: скрипичный (Ре-мажор, 1806) и фортепианный (№ 1, До-мажор, 1796; № 2, Си-бемоль мажор, , 1795-1798; № 3, до-минор, 1800; № 4, Соль-мажор,; № 5, Ми-бемоль мажор, 1809). Симфонизация концерта полностью изменила его структуру и резко усилила роль оркестра, который стал равноправным партнером солиста.

Характерные для творчества Листа поиски формы коснулись и концерта: многочастную циклическую форму он заменил в нём 1-частной. К лучшим концертам композиторов-романтиков относятся также скрипичный концерт Паганини, Мендельсона и Брамса, фортепианные концерты Шопена, Шумана, Грига. К жанру концерта приближаются и такие произведения, как симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834) Берлиоза, Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (1885) Франка, Испанская симфония для скрипки с оркестром (1873) Лало.

Мендельсон первым отказался от начального tutti при сочинении инструментальных концертов; в этом жанре у него можно найти произведения разного качества. Менее интересны два фортепианных концерта (Первый, соль-минор, 1831 и Второй, ре-минор, 1837), зато скрипичный концерт ми-минор (1844), последнее большое оркестровое сочинение композитора, до сих пор сохраняет свежесть и очарование.

Брамс. По художественной значимости к симфониям Брамса примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Брамса (1878) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра. Большой известностью пользуется также 2-й фортепианный концерт (1881).