logo
Музыкальный романтизм 19 в

Симфонизм Брукнера

Симфонизм Брукнера - типично австрийский, тесно связанный с традициями Гайдна, Бетховена и Шуберта и вместе с тем несущий приметы сильного влияния Вагнера – автора, перед которым Брукнер преклонялся всю жизнь. В своей основе симфонии Брукнера имеют классическую четырехчастную форму, но брукнеровские циклы отличаются от ранней венской классики грандиозными масштабами и усилением группы медных духовых. Брукнер увлекался мистицизмом, и его духовный мир нашел отражение в своеобразном музыкальном языке, что и обеспечило композитору совершенно особое место в симфонической музыке 19 в. Но однотипность его симфоний и расплывчатостью форм, долго препятствовала их полному признанию. Только в Австрии и отчасти в Германии Брукнер был оценен по достоинству, в то время как англоязычные страны выказывали слабый интерес к его творчеству.

Основу наследия Брукнера составляют девять симфоний. Среди них - Третья, ре-минор, посвященная Вагнеру; Четвертая, ми-бемоль мажор, "Романтическая"; Пятая, си-бемоль мажор, «с хоралом»; Седьмая, ми мажор – одно из вершинных достижений композитора; Восьмая, до-минор; Девятая, ре-минор – незаконченная, в трех частях. Единственное камерно-инструментальное произведение композитора – струнный квинтет фа-мажор. В церковных жанрах им созданы прекрасный "Te Deum" и три мессы (в их числе месса № 2, ми-минор для хора и духового оркестра, и величественная месса № 3, фа-минор).

Дискуссия, связанная с симфониями Брукнера, развернулась через тридцать лет после его кончины и продолжается по сей день. Дело в том, что композитор имел обыкновение показывать все свои партитуры до публикации друзьям и ученикам, среди которых были, например, Артур Никиш, Герман Леви, братья Шальк, Иоганн Лёве. Их советы в основном сводились к предложениям сокращать и больше ориентироваться на вагнеровскую технику инструментовки. Во многих случаях Брукнер следовал подобным рекомендациям, и его автографы (главным образом хранящиеся в Венской национальной библиотеке) ясно показывают, сколь сильно расходятся первоначальные редакции партитур с теми, которые композитор отдавал в печать. В результате остается до сих пор неразрешенной проблема, что предпочтительнее как основной текст симфоний – авторская рукопись или прижизненное издание.