logo search
Лекции(horovedenie)

I.Церковно-певческое исполнительство.

1. Культура Киевской Руси.

а) архитектура.

б) литература.

в) музыка (светское музыцирование, скоморохи, кандакарное пение).

2. Великий Новгород.

а) архитектура.

б) литература (Садко, былина-эпос).

в) музыка (скоморохи, распевщики, знаменное пение, Пещное действо, колокола).

3. Москва XV в.

а) история (объединение земель, Куликовская битва).

б) литература (поэма «Задонщина», книгопечатание).

в) архитектура (Кремль, Собор Вас. Блаженного и т.д.).

г) музыка (жанр исторической песни, «Обиход», «Стоглавый собор», хор государевых певчих дьяков, знаменное демественное, строчное, партесное пение. М.С.Березовский, Д.С.Бортнянский, Синодальный хор).

II.Светское хоровое исполнительство. Хоры:

1.Т.Я.Ломакина.

2.А.А.Архангельского.

3.В.А.Булычёва.

4.И.И.Юхова.

III.Народное хоровое исполнительство. Хоры:

1. И.Е.Молчанова.

2. Д.А.Агренева-Славянского.

3. П.Г.Яркова.

4. М.Е.Пятницкого.

Цель: Проследить исторический путь развития академического хорового исполнительства. Проанализировать его взаимосвязь с другими видами искусства и направлениями хорового исполнительства.

Хоровое искусство прошло огромнейший путь от первоначальных календарно-обрядовых циклов (исторических и лирико-бытовых песен) до хоровых концертов (современной музыки – хоровой концерт памяти Юрлова Г.В.Свиридова).

III направления: церковно-певческое, светское и народное хоровое исполнительство.

1. Культура Киевской Руси. (IX-X век образование) – наивысший расцвет 2 пол. XI века. 988 год – принятие христианства.

Киев – город центр, пересечение торговых путей север – юг, восток – запад – философы, знатоки книжности, живописцы и зодчие.

Церковно-певческое направление

Особенно тесные взаимоотношения Киевской Руси с Византией. В конце X века при Владимире I Святославиче, византийское православие было объявлено государственной религией. Принятие христианства. Епископские канцелярии, соборы и монастыри – главный центр киевской образованности.

1.Литературный язык, письменность (Ярослав I Мудрый, его внук Влад. Мономах – незаурядные литературное дарование, интересные произведения).

2.Архитектура, изобразительное искусство – строились роскошные, монументальные храмы, дворцы и соборы.

3.И конечно музыка – необъемлемая часть быта Киевской Руси. Она исполнялась во время торжественных приемов и церемоний, на веселых пирушках, охотах для заполнения досуга.

Светское музыцирование.

Несмотря на противодействие церкви, многие князья окружали себя «умельцами» - певцами и исполнителями на музыкальных инструментах, а иногда и сами играли и пели. Музыканты были и иностранцы из Византии – приносили свой репертуар. Музыка не только для увеселения, но и ратная (боевая) – трубы, бубны. XII в. «Слово о полку Игореве» – идея национального единства в период К.Р. – яркое выражена в героических славильных песнях. Песнь Баяна – певец, поэтический глашатый.

В К.Руси формируется тип древнерусского актера – скомороха – умелый, остроумный, находчивый – обязательный участник всякого народного празднества или развлечения.

Общественное положение скоморохов, несмотря на популярность, было бесправным. Гонение со стороны церкви. Со временем произошло расслоение в среде скоморохов.

1.странствующие, часто гонимые и преследуемые.

2.тип скоморохов оседлого, «служилого» (служившего одному покровителю).

Высокого развития в Киевской Руси достигает культура церковного пения.

Вырабатываются прочные профессиональные традиции, закрепленные определенной совокупностью правил и понятий, создается своя система музыкальной письменности, давшая возможность твердой фиксации и сохранение употребляемых напевов.

При Ярославе Мудром пришли 3-е греческих певцов («с роды своими»), т.е. с семьями «и от них началось в русской земле ангелоподобное пение».

В отличие от католической церкви, в православной церкви пение было исключительно вокальным, без участия инструментов и строго одноголосным.

Одной из сторон исключительно своеобразной художественной культуры русского средневековья был стиль – Знаменное пение – одноголосное.

С течением времени знамена стали называть крюками – «крюковое пение».

Хоровой стиль a cappella. Каждый глас – свои хоровые попевки – погласицы. Мелодика строго диатонична, ровное, поступенное движение в пределах ч.4, ч.5, 6 – свобода и текучесть ритма (колорит музыки сравним с впечатлением от древних икон и церковных фресок).

Тип знаменного пения можно отнести к типу хоровой псалмодии. Хормейстер руководил при помощи рук – хэйрономии (хейрономия – стариннный способ управлять хором при помощи рук и пальцев, использовали мимику и движения головой. Возникла на Востоке и развилось в Др. Греции, затем в Византии. 1-ый руководитель церковного хора назывался доместик).

Кроме знаменного пения в Киевской Руси существовал стиль кандакарного пения, применяемый в исполнении праздничных хвалебных гимнов – кондаков. Обилие всевозможных украшений, хроматизмов, модулирующих переходов из одного лада в другой, яркая красочность, пышность.

Кандакарное пение не расшифровано. Канд. пение видимо не пользовалось широкой массовой распространенностью и отмирает вместе с упадком самого Киева и разложением тех жизненных форм, которые складывались в цветущую эпоху его существования. В XIII в. кондакарное пение полностью исчезает из певческих книг.

В XII в. Киев приходит в упадок.

Большое значение короткого периода расцвета Киевской Руси для культуры.

Великий Новгород

Большая роль в деле сохранения и дальнейшего развития тех высоких культурных традиций, основы которых были выработаны в Киевской Руси.

Великий Новгород – 2-ой город после Киева. Храмы, церкви строились киевскими мастерами.

Высокий подъем:

1.Культура светского музыцирования.

2.Окончан. сформирован тип скоморошьего искусства:

а) кукольный театр;

б) игра на гуслях;

в) былина – эпос.

В Новгороде скоморохи пользовались сравнительно обеспеченным и легальным положение (в отличие от других городов). Образ поэтизируется в Садко – профессиональный скоморох. Из Новгорода – скоморохи расходились по всех Руси.

В церковно-певческом искусстве – Новгород главное положение. Множество мастеров – исполнителей из школы «распевщиков» (распевщик - композитор) обогащают культуру знаменного пения. Братья Савва и Василий Роговы, Иван Шайдуров.

Возникает новый художественный жанр «религиозного действа» из эпизодов «Священного писания».

Более развитые элементы театрализованности содержит «пéщное действо» - в основе сюжет из библейской легенды. (Царь Навуходоносор приказал бросить в раскаленную печь 3 еврейских отрока, и спустившийся с неба ангел спас их от огня, и они остались невредимы).

Театрализованное действо - все исполнялось с настоящим огнем (жгли настоящую траву) и т.д., на веревке из-под купола церкви спускали маленько ребенка. Персонажи произносили свои реплики. Пелись различные молитвы и религиозные гимны из круга церковных знаменных песнопений.

«Пещное действо» - чрезвычайно любопытный и показательный пример использования церковью элементов «мирского», светского искусства, вплоть до того, что участвовали в виде исключения и скоморохи.

В Новгороде получает развитие еще один вид древнерусского национального искусства – колокольный звон. В церквях появились колокола, заменившие била – чугунные полосы, по которым ударяли молотком.

Отрасль литья колоколов – высокое и тонкое искусство – художественное произведение.

Колокола – важная рольне только в культовом обиходе, но и в гражданской жизни Великого Новгорода. Большой вечевой колокол являлся символом гордой независимости и величия «вольного города». Поэтому одним из первых актов завоевания Великого Новгорода, московским царем Иваном III, было снятие и увоз этого колокола.

Так в конце XV в. – важнейшие культурные завоевания Новгорода были усвоены Москвой, которая в этого времени становилась основным центром всей русской жизни.

Москва XV в.

В XV в. Московская Русь – от Рязани до Поморья, от Урала до Новгорода и Пскова.

С XIV в князья раздробленных феодальных владений начинают собираться под властью Москвы.

1. Рост ремесла и торговли, 2. необходимость совместной обороны от захватчиков и поработителей.

1380г. – Дмитрий Донской (Куликовская битва) – победа над татарскими ордами.

1480г. – Иван III – сокрушительный удар по татарам.

Куликовская битва – подъем национального сознания. Поэма «Задонщина» (прямое подражание «Слово о полку Игореве»).

Рост государственного самосознания выражается в песенном творчестве.

К XVI в. – формирование и широкое развитие жанра исторической песни. Песня «Про татарский полон», песни об Иване Грозном – самовластном, но справедливом (о его семье, об отношениях с боярами и т.д.; о взятии Казани).

Жанр исторической песни явился завершением былинного песенного творчества, правда повествовалась без прикрас и фантазий (былинных).

Москва – центр литературы, науки и архитектуры (строительство Кремля, Успенский собор, Грановитая палата. Мастера из Пскова, Новгорода, Ростова, Суздалья и др. городов славившихся зодчеством. Собор Василия Блаженного (в честь покоренной Казани). Мастера из Италии – изящество и утонченность эпохи Возрождения.

Литература – объединение и синтез всего основного достояния русской письменности. При Иване Грозном (устранение существующих разногласий и противоречий между отдельными редакциями тех или иных книг, самой манере и приемах словесного изложения). Появление на Руси первых печатных книг (высокохудожественное оформление). Книгопечатание – достигнуть единообразия, избежать искажений и произвола при переписке писцами.

1.Летописный свод - название «Лицевой свод».

2.«Сборник религиозных чтений о житии святых».

Музыка. Аналогичные мероприятия. Иван Грозный – широкая образованность, разнообразие культурных интересов и знаний, ценитель и знаток церковно-певческого искусства.

Весь круг песнопений православной церкви подвергается систематизации и пересмотру.

В XV в. – «Обиход», т.е. собрание основных употребляемых песнопений.

Вопросом искусства – государственное значение.

«Стоглавый собор» (100 глав) в 1551г. – программа о иконописном и церковно-певческом искусстве – единый образ в росписи монастырей и церквей (за основу иконопись Ан. Рублева), осуществлялся государственный и церковный контроль за церковной службой .

Церковная служба – «чинно и немятежно». Обучение певческому искусству в школах и училищах, учреждаемых на дому у грамотных дьяков.

Исключительная пышность и блеск – быт московских князей. Новое высокое положение (единственные христианские владыки) – выражение во внешнем церемониале. Церковное пение – большая роль при дворе.

В 1479 г. при Иване III и его сыне Василии Ивановиче – учрежден спец. придворный хор (30-35 чел.) – государевы певчие дьяки.

Хор пел в столичных церквях (царь – везде его сопровождал хор), богомолье, отдых, поход и т.д.

В хоре – известные знатоки знаменного пения и распевщики того времени.

Широко было развито светское музыцирование (на службе у царя целый штат скоморохов).

Скоморохи привозились из Новгорода не только царем, но и богатыми боярами.

В Москву приезжает органист – позднее в XVII в. «органная потеха» - любимый вид музыкальных развлечений.

Период с XV по XVII в. – эпоха наивысшего развития знаменного церковного пения.

Особым видом праздничного пения было пение демественное (греч. сл. – (мастерское) – торжеств. случаи – встреча и величание царя, празднование военных побед). Для записи – особая, отличная от знаменного разновидность знаков.

В XVI в. – ранние формы русского церковного многоголосия. Это пение называлось строчным (запись разными строками знамен, наиболее распространенным видом – трехстрочное – средний голос – cantus firmus – путевой или путь).

В музыке, как и в литературе, живописи – тяга к освобождению от условности и религиозности, к свободе и непосредственности выражения индивидуальных чувств.

Распад единых традиционных основ знаменного пения. Место молодым и прогрессивным художественным формам.

XVII век Московская Русь – превращается в многонациональное государство. Присоединение к Московской Руси в Украины (1654г.) и Белоруссии.

Украина – XVII в. – высокий уровень развития. Для противостояния католицизму в православной церкви – церковному пению необходимо было предать пышность, яркость (одноголосие не соответствовало этому).

Многоголосие не было чисто заимствовано из западного католицизма – вырабатывается свой своеобразный стиль хорового многоголосного письма.

Черты – a cappella, язык простой, искренность, теплота, мелодика близка к народным песням, бытовым напевам.

Использовались крупные монументальные форм хорового многоголосия, что значительно усиливало блеск и эффективность православного богослужения.

На Украине в монастырских и приходских церковных школах учились будущие профессионалы - певцы, регенты, теоретики и композиторы.

Украинские певцы – мастера многоголосного пения – известны с середины XVII в. в Московской Руси.

Партесное пение (partes - партия) – пение по партиям (дышкант, альт, тенор, бас). Пятилинейная нотация (опыт строчного III голосного пения способствовал быстрому освоению партесного). Основы партесного пения с самого начала получают теоретическую и практическую формулировку.

1679 г. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого – основное руководство для русских композиторов многоголосной музыки.

Н.Дилецкий: «Музыка, что сердца человеческие возбуждает, вызывает в них веселье и грусть». Дилецкий рекомендовал композиторам использовать темы светских песен.

Знаменная система нотописания была отброшена, как не соответствующая требованию нового времени.

Развитию и закреплению партесного пения на московской почве способствовали хоры государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков.

В составе первого из образцовых хоров – в 1666 г.– знаменитый украинский «вспевак» Иоанн Календа. Вскоре появились в хоре и свои мастера, владеющие всеми секретами партесного пения, умеющие сочинять в многоголосном стиле.

XVII в. - пер. десят. XVIII в. – обширная литература, сотни различных богослужений в новом роде.

Высшая форма партесного пения – духовные концерты – физическая полнота и насыщенность звучания, широкого рода динамический и красочный контраст, обилие ярких чувственно-акустических эффектов.

XVIII в. высокий подъем хорового дела.

В 1713 г. по личному распоряжению Петра I хор Государевых певчих дьяков переведен из Москвы в Петербург (исполнил здравицу в честь новой столицы). Увеличен состав хора и он начал называться придворной капеллой. Пышная импозантность и монументальность партесного концерта характерна для петровского времени (мощного, грандиозного). На официальных государственных торжествах исполнялись приветственные (панегерические) канты - трехголосные с параллельным движением двух верхних голосов, фанфарными оборотами, элементами имитации.

В XVIII в. – два направления в хоровом творчестве русских композиторов.

I – продолжение культуры партесного концерта.

II – шло от форм бытового музыцирования и претворения элементов народной песенности.

В партесных концертах, написанных итальянцами Сарти, Галуппи и др. – элементы оперной кантиленности и вокальной виртуозности.

Стиль большинства церковно-певческих композиторов, характеризует «обмирщение» церкви и подчинение ее задачам светской государственной власти.

Новый тип хорового духовного концерта. Яркие образцы – Максим Созонтович Березовский (1745-1777) – украинец, в детском возрасте был певчим в Придворной капелле. Для усовершенствования был направлен в Италию (Болонская академия – почетный диплом, написал и поставил оперу «Демофонт»).

В 1774 г. вернулся в Россию и работал в капелле сочин. дух-муз. композиции.

Не достигнул положения – самоубийство.

Концерт «Не отвержи мене во время старости» - мастерское произведение, поражает глубоким впечатлением, своей внутренней силой, возвышенностью стиля, единством.

Adagio (солисты и разные голоса хора) → фуга – монолитная, энергичная, мужественная (ритм напоминает 5 симфонию Бетховена - ритм судьбы).

Вслед за Березовским жанр духовного концерта Д.С.Бортнянский. Его творчество стало нормой для всех последующих композиторов (зарождается спец. жанр хоровых обработок – народные песни концертного типа)

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) – талантливый композитор с Украины.

В 1740 на Украине в г. Глухове – хоровая школа, готовившая певчих для капеллы (мальчики).

Березовский и Бортнянский выходцы из этой школы.

Вся жизнь Бортнянского связана с Придворной певческой капеллой (название в 1796г.).

Бортнянский – прекрасный голос, выдающиеся музыкальные данные. Учился композиции у Галуппи, уехал за ним в Италию (10 лет за границей) – приобрел широкую известность и признание своего таланта.

В Венеции и Модене – II оперы. Успех этих опер, сыграл роль в дальнейшей служебной карьере

В 1796 г. – Бортнянский руководитель капеллы до конца жизни (художественный рост коллектива, улучшил материальное положение певцов, отмена участия хора в оперных спектаклях).

Высшей формой творчества Бортнянского – является концерт a cappella.

Также содействовал расширению репертуара («Сотворение мира» Гайдна, Торжественная месса Бетховена).

Бортнянский поднял исполнение капеллы на очень высокий уровень.

1479 – при Иване III (пел в хоре) «Государевы певчие дьяки» (Москва).

1713 – в Петербург – Петром I (пел в хоре) – Придворный хор.

До XVIII в. – хор состоял из мужских голосов, в нач. XIX в. – детские голоса, а женские были введены только в 1920.

Хор принимал участие не только в церковных службах, но и в оперных спектаклях, в постановках 1-х итальянских опер.

Д.С.Бортнянский добился отмены участия хора в оперных спектаклях. Репертуар стал более светским.

Отрицательная деятельность Львова, скрипача-любителя Бахметова.

С 1.01.1837г. – руководить капеллой стал М.И.Глинка (основатель русской вокальной школы) (3 года) – содействовал ее росту. Обучение мальчиков хоровому делу – концентрический метод распевания. Привез с Украины Гулак Артемовского (автор оперы «Запорожец за Дунаем»).

В 1883 г. директором капеллы – граф Шереметьев, владелец известного хора. Но пригласил к работе Мирия Алексеевича Балакирева и Николая Андреевича Римского-Корсокова – впервые стали готовить мальчиков к деятельности регента (обучение теории, игре на фортепиано для всей России).

При капелле Римский-Корсаков организовал оркестровый класс. Готовил мальчиков к оркестровому исполнению.

В 1884 г. Римский-Корсаков издал «Подробную программу регентского класса придворной певческой капеллы». Предметы: дирижирование, ЧХП, сольфеджио, теория музыки, гармония, игра на фисгармонии, сольное пение.

Римский-Корсаков обосновал принцип поэтапного обучения хормейстеров, ставший основой – системой: школа – училище – ВУЗ.

В репертуаре по инициативе Римского-Корсаков и Балакирева – светская музыка Вебера, Вагнера, Шумана, Мендельсона.

С 1895-1901 капеллой руководил Аренский, Смоленский. В 1902 г. начинает деятельность в капелле Михаил Георгиевич Климов. В 1919 – стал руководителем и директором капеллы. Работал до 1937. При Климове впервые были включены женские голоса и был организован прием девочек (1920).

Воспитанники капеллы: А.В.Александров, А.А.Егоров и др.

С 1937-1941 – художественный руководитель – А.В.Свешников.

В настоящее время Петербургская академическая хоровая капелла им. М.И.Глинки – художественный руководитель – народный артист СССР Владислав Чернушенко.

Если центром хоровой культуры в Петербурге была Придворная певческая капелла, то таким же центром в Москве был Синодальный хор (Синод – главное духовное ведомство).

Хор «Патриарших певчих» в 1721 году получил название Синодального, в сер. XIX века при хоре организуется училище. Руководители – Смоленский, Орлов, Кастальский.

Их совместная деятельность привела к рассвету училища и хора. К концу XIX века они заняли ведущее место в системе хорового образования и хорового исполнительства России. Учили не только регентскому делу, но и в первые готовили учителей пения для народных школ. Они были примером образцовой постановки хорового дела, профессионального подхода к подготовке хоровых кадров. В 1910 г. по объему программа училища соответствовала программе консерватории. Московское синодальное училище сыграло решающую роль в профессиональном хоровом образовании.

Педагогический состав училища: В.Калинников, А.Д.Кастальский, Ипполитов-Иванов, Н.М.Данилин.

Наблюдательный совет: П.Чайковский, С.Танеев, Аренский, Ипполитов-Иванов, Василенко.

Великолепное звучание хора вдохновляло композиторов на создание произведений ставших русской хоровой классикой. После смерти Орлова (1907) во главе Синодального хора стал его ученик Н.М.Динилин (1878-1945) – выдающийся русский хоровой дирижер.

Выступления хора в Польше, Италии, Австрии, Германии явились подлинным триумфом русской хоровой культуры. Все признавали превосходство Синодального хора над хорами Европы. В 1896 г. Синодальный хор победил в традиционном состязании с Петербургской певческой капеллой.

Светское хоровое исполнительство

В дореволюционное время существовали частные хоры принадлежащие какому-либо лицу - любительские хоры, которые можно считать прообразом современных форм хорового исполнительства.

Среди частных хоров сер. XIX в. выделяются: хоровая капелла Ю.Н.Голицина, капелла графа Шереметьева, состоящая из крепостных крестьян его усадеб украинской вотчины.

Первым руководителем был крепостной, автор оратории «Минин и Пожарский» Степан Дегтярев, но расцвет хора связан с именем Гавриила Якимовача Ломакина.

Он ввел в хор профессиональное обучение, продумал систему образования хоровых певцов, изложил ее в книге «Краткая метода пения» изд. в 1860 году. Ломакин был самым популярным хормейстером. Его даже упрекали за отступление от традиций, сложившихся при исполнении культовых песнопений.

Стасов в рецензии на Шереметьевские концерты писал:

«Многие знатоки и в Германии, др. странах, и у нас утверждают, будто древняя церковная музыка 16-18 столетия должна быть выполнена ровно и одинаково, без accelerando и проч., прочее; т.е. кто держатся такого мнения мало знают историю русской музыки и им не известны многочисленные свидетельства писателей и путешественников, которые, начиная с 17 столетия, рассказывают именно про все те оттенки в исполнении тогдашних знаменитых хоров и дирижеров, воспитанных самыми великими композиторами. При том же стоит рассмотреть только сами эти сочинения, чтобы убедиться, что они требуют бесконечного разнообразия и полноты деликатных подробностей.

Исполнение никогда не должно быть театрально; но здесь доказательсв у руководителей нет, кроме верного и глубокого художественного инстинкта, по этой причине пение певчих графа Шереметьева выше названных пьес вполне превосходно».

После смерти графа Шереметьева в 1871г. – капелла была распущена. Усилия Ломакина оказались напрасны. Сыну Шереметьева также не удалось восстановить хор.

Хор Александра Андреевича Архангельского (1846-1924) выпускник синодального училища.

Был регентом в Пензе. В 1880 организовал хор. Архангельский был первым хормейстером, которому присвоили звание Заслуженный артист РСФСР. Архангельский решил вывести русское хоровое исполнительство за узкие рамки церковного пения, сделать хор воспитанным и музыкально образованным коллективом.

Хор развил большую концертную деятельность, которая имела большое просветитительское значение.

Архангельский впервые включил в хор женские голоса (1886г.)

Со 2-ой пол. 80гг. А. с хором провели циклы исторических концертов. Ставили целью знакомить публику с мастерами хорового письма XV-XVII вв.

Архангельский вошел в историю хоровой культуры и как композитор (дух. произведения), обработок русских, польских, чешских песен.

В 1924 г. А с коллективом был приглашен в Чехословакию, где умер.

Вячеслав Александрович Булычёв (1872-1959) – рус. хор. дирижер, композитор, муз. писатель, обществ. деятель.

Был вольнослушателем Московской консерватории, ученик Танеева. Был увлечен полифонической музыкой, широко е пропагандировал.

Организатор Московской симфонической капеллы (любит. коллективов, рабочие).

Исполняли ораторию Генделя «Самсон», реквием Моцарта, сочинения, мессы Баха.

У Булычёва была своя особая система обучения. Преподавались игра на фисгармонии, фортепиано, теоретические дисциплины, латинский язык.

В 1904 совместно с Линёвой организовал хор причистинских курсов (для рабочих).

Булычёв автор ряда работ по хоровому делу.

Иван Иванович Юхов (1871-1943) – сов. хор. дирижер.

В 1900 – организовал любительский хор Мытищинского вагонного завода (пели рабочие).

В 1919 – хор преобразован в 1 государственный хор , в 1925 хор им. М.И.Глинки.

В 1942 на базе этого хора Юхов создал Республиканскую хоровую капеллу (нынче им. Юрлова).

В эти годы открываются бесплатные хоровые классы. Организовываются хоровые общества в Петербурге и Москве.

Бесплатные музыкальные школы (Балакирев, Ломакин). Цель – распространение начального хорового образования среди народа.

При школах был хор, оркестр.

Народное хоровое исполнительство

Существовало как часть художественного быта крестьян.

Было излюбленной формой массовых развлечений. Одной из форм – хор. игры и песни, сопровождавшие движения по кругу, театральное действие – пение, пляска, инструментальное сопровождение.

С конца XVIII - нач. XIX вв. нар. хор. искусство стало пропагандироваться с концертной эстрады.

Иван Евстратович Молчанов (1809-1891) – педагог самородок. Рус. исполнитель и собиратель нар. песен, крестьянин.

В 1850-х годах создал первый профессиональный концертный хор из певцов-крестьян., с которым выступал на нар. гуляниях в Петербурге, Москве и др. городах России.

Глинка и Одоевский записали от Молчанова несколько народных песен. Он сам много записывал, обрабатывал. Составил песенник (из репертуара хора).

Особую известность приобрел хор Агренева-Славянского Дмитрия Александровича (наст. фамилия Агренев, псевдоним - Славянский) (1834-1908) – рус. певец (тенор), хор. дирижер.

В 1868 г. – организовал хор «Славянская капелла», с которой концертировал в России и за рубежом (в Америке 175 концертов, в Германии 150 и в др. европейских городах) пропаганда русской и славянской народной песни. Выступления носили театральный характер (исполнению была присуща некоторая манерность).

Хор выступал в народных костюмах, стилизованных под боярскую одежду.

После революции хор получил материальную поддержку.

Хор Петра Глебовича Яркова (1875-1945) - самобытный характер (подмосковное пение, многоголосные партитуры с подголосочностью, «раскачивающимся» распевом, манера «играть» песни.

Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927) – собиратель и исполнитель русских народных песен.

С 1903 г. – член музыкально-этнографические комиссии, состоявшей из известных музыкантов-этнографов, фольклористов.

В 1904 г. – вышел сборник р.н.п., записанных с голоса Пятницкого. Пятницкий основатель и руководитель Русского народного хора (1910). Вначале хора состоял из рабочих, крестьян.

17 февраля 1911 – первое выступление в Малом зале Благородного собрания.

В 1918 – хор выступал в Кремле (встреча с Лениным – высокая оценка).

В 1925 – Пятницкому присвоено звание Заслуженный артист РСФСР.

С 1927 – руководитель Петр Козьмин – хор носит им. М.Пятницкого

Этим хором руководил Владимир Захаров, Марианн Коваль.

С 1962 – художественный руководитель Валентин Левашов.

К л ю ч е в ы е с л о в а

Направления; церковно-певческое; архитектура; литература; живопись; знаменное пение; кандакарное; строчное; партесное; духовные концерты; светское; народное ; хоровое исполнительство.

Короткие выводы

Профессиональное и любительское хоровое исполнительство прошло огромный исторический путь развития. Неразрывно связано с конкретными историческими событиями, с различными видами искусств.

Контрольные вопросы

1.Перечислите основные направления развития хорового исполнительства.

2.Какое направление лежит в основе современного академического хорового искусства?

3.В чём заключается отличие былины от исторической песни?

4.В каком году организован хор Государевых певчих дьяков?

5.В каком году был издан «Стоглавый собор»?

6.Какова основная причина появления книгопечатания?

7.Назовите композиторов работавших в жанре партесного концерта.

8.В каком году и кем была написана «Мусикийская грамматика»?

9.Кто впервые, в каком году включил в хор женские голоса?

Литература

1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство - М., «Владос» 2003.

2. Лащенко А. Хоровая культура - Л.,1989.

3. Асафьев Б. О хоровом искусстве - Л.,1980.

4. Локшин Д. Замечательные хоры и их дирижеры - М.,1963.

5. Келдыш Ю.В. История русской музыки – Москва, 1947

6. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры - М.,1985.