Вариации: Бетховен – ор. 34; Шуман – ор. 13; Брамс – ор. 24, 35, 56, 98; Чайковский – ор. 33.
Л. В. Бетховен, 6 Вариаций фа-мажор соч. 34
01. Тема
02. Вариация I
03. Вариация II
04. Вариация III
05. Вариация IV
06. Вариация V
07. Вариация VI
08. Кода
Манера из песенной мелодии (швейцарская песня, 1790 года), из неё вытекают эти 6 вариаций.Чередование мажорных тональностей по нисходящих терциям заканчивается минором в далекой тональности, далее возврат в первоначальную тональность. Это является новаторством, т.к. терцового родства раньше не применяли.
Жанр вариации Бетховен широко применял (Почти все квартеты в форме вариаций.)
В вариациях оп.34 есть части схожие со скерцо, похоронным маршем, менуэтом. Встречаются различные жанровые изменения.
Шуман Симфонические этюды для фортепиано, соч. 13 (1843)
Шуман был блестящим пианистом, и фортепиано для него - средство воплощения огромного числа образов и эмоций. В его фортепианных сочинениях - вся сущность Шумана.
Музыка Шумана всегда предполагает литературную программу. «Симфонические этюды» навеяны личностью и музыкой Н. Паганини, хотя никаких прямых цитат здесь нет. «Симфонические этюды» - одно из самых ярких и героических произведений Шумана. Это - романтические вариации, хотя по своей серьёзности они выходят за рамки просто вариаций и приближаются к симфонической музыке. Пианистическое звучание сочинения оркестрально. Главная тема - траурный марш - постоянно преобразуясь, превращается в финале в обедное шествие. В первом этюде (с элементами фуги) - таинственность, мрачность настроения. Второй этюд - романс, взволнованный и страстный. Третий этюд - чёткий марш. В четвёртом этюде - погружение в мир танцевальности и скерцозности. Каждый образ характеризуется новым виртуозным исполнительским приёмом (отсюда название - «этюды»).
«Симфонические этюды» можно назвать энциклопедией образов, жанров и приемов романтической фортепианной музыки XIX века, при этом они - сочинение необычайно цельное, с единым движением. «Симфонические этюды» - одно из наиболее часто исполняемых произведений Шумана.
Брамс. Вариации и Фуга на тему Генделя ор. 24, как и Вариации на тему Шумана ор. 9, создавались Брамсом с мыслью о Кларе Шуман и для неё, хотя посвящение стоит лишь на цикле ор. 9. Однако, вариации на тему Генделя он закончил точно ко дню её рождения, 13 сентября 1861 года, что можно было рассмативать как своебразное посвящение. Клара исполнила их 7 декабря того же года в Гамбурге.
Брамс. Вариации на тему Паганини ля-минор ор. 35 – 2 тетради.
Брамс. Вариации на тему Генделя ор. 56 - существуют 2 варианта - один для
оркестра, второй - для двух ф-но 4 руки
Брамс. Симфония № 4 ор.98 . Четвертая - трагическая. Создавал на протяжении 84-85 гг. Опирался на бетховенскую традицию. Большая симф. концепция. Сочетание широты масштабов с камерным содержанием муз. образов. Черты немецкой, венгерской и славянской песенности. Состав оркестра в 4 симфонии в основном, бетховенский. Так же, как в некоторых симфониях Бетховена, тромбоны появляются только в финале.
Но при всём различии их объединяет сохранение основ классического симфонизма в противовес начинающемуся в последние десятилетия XIX века кризису монументальных жанров
Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ор. 33
Посвящен Фитценхагену (виолончелист), хотя К. Давыдова Чайк. ценил больше (видимо, общение с ним и побудило сочинить это про-ние). Фитценхаген сделал редакцию (самовольно) своей партии - "обвиолончелил", по словам Юргенсона. С тех пор осталось 2 варианта этого произвдения.
- Музыкальный Романтизм 19 века
- Романтизм
- Причины возникновения
- Новые музыкальные жанры
- Отражение национальных чёрт в музыке
- Отношение романтиков к современности и прошлому.
- Программность в музыке 19 века
- Значение тональности h-moll. Произведения в си-миноре
- Роль бытовой музыки в искусстве 19 века
- Итальянская опера в Европе. 19 век.
- Опера в Германии. 19 век
- Французская опера в 19 веке.
- Русская опера в 19 веке.
- Найти общие черты в операх Вебера «Волшебный стрелок» и Россини «Вильгельм Телль».
- Увертюра и интродукция в опере 19 века.
- Оперная реформа Вагнера. Суть музыкальной драмы Вагнера
- Тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга» - основные идеи, формы и новшество в оркестре.
- Фортепианные циклы 19 века.
- Роль Шумана в первой половине 19 века в немецкой музыке.
- Музыкально-литературная деятельность Шумана
- Камерные ансамбли в творчестве: Шумана, Шуберта, Брамса
- Влияние песни на другие жанры.
- Песенные циклы в творчестве композиторов 19 века.
- Вокально-симфонические крупные формы.
- Развитие оркестровой музыки. Новые регистры, новые приёмы использования инструментов, новые приёмы игры.
- Развитие Симфонии. Бетховен – Шуберт – Берлиоз - Мендельсон – Лист – Брукнер – Брамс – Чайковский.
- В каких симфониях 19 века использован вокал?
- Этюды в творчестве Шопена и Листа.
- Развитие инструментального концерта в музыке 19 века. Трактовка циклов, сольная каденция. (Бетховен - Мендельсон - Лист - Брамс).
- Соната (соло и дуо).
- Вариации: Бетховен – ор. 34; Шуман – ор. 13; Брамс – ор. 24, 35, 56, 98; Чайковский – ор. 33.
- Музыкальное образование в Европе в 19 веке. (муз. Учреждения).
- Музыкальные издательства
- Каких композиторов были издатели Симрок и Юргенсон.
- Выдающиеся интерпреты 19 века.
- Эдуард Ханслик (1825-1904).
- Баллада, скерцо, рапсодия в творчестве композиторов 19 века.
- Музыкальные события и написанные произведения в 1876 году.
- Фауст в музыке 19 века.
- Дополненительные вопросы
- Балеты Чайковского
- Э. Гофман (опера Ундина)
- Перечислить композиторов Франции 19 века.
- Симфонии Брамса, что нового в форме?
- Шуберт, симфония си-минор
- Музыкальный язык Листа. Новые жанры
- Монотематизм в творчестве Листа
- Фортепианные циклы Шумана
- Шуберт.
- Масштаб и значение.
- Тексты.
- Композиционная техника.
- Дальнейшее развитие песни в творчестве Шуберта.
- Инструментальное сопровождение песен
- Новая трактовка сонатно-симфонического цикла
- Оперы Мусоргского
- Симфонизм Брукнера
- Вопросы, которые попались мне на экзамене (билет № 4)